Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 17 Безопасность ПО и человеческий фактор.




Проблема человеческого фактора в контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений, стала предметом изучения в теории катастроф и конфликтных ситуаций.

К 30-м гг. XX в. отечественные и зарубежные психологи при рассмотрении причин травматизма и аварийности начали учитывать не только неблагоприятные качества личности, но и другие факторы: производственное утомление, монотонию, стресс, степень компетентности персонала, особенности мотивации работников, психологический климат в организации. Американский психолог С. Шеллоу и его сотрудники провели клиническое изучение несчастных случаев на трамвайной станции в г. Милуоки (США). Были обнаружены следующие причины несчастных случаев: 37 % служащих — неспособны к работе; 28 % — имеют неправильную установку к работе; 24 % — обнаружили вредно действующие навыки; 18 % — неполноценные личности (вероятно, психическая недееспособность); 13 % — выявили неопытность; 9 % — медленное усваивание; 8 % — имели несоответствующее состояние здоровья.

Современная статистика свидетельствует о том, что в 70—90 % случаях причиной аварийности и травматизма является человеческий фактор, что обусловлено следующим:

• низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности;

• недостаточным воспитанием;

• слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности;

• допуском к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации;

• пребыванием людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.

Все это привело к выработке политики в области предотвращения несчастных случаев, предусматривающей подбор кадров с учетом индивидуального поведения, а также конструирование оборудования, более безопасного с позиций эргономики. Рассматривая причины роста травматизма в связи с человеческим фактором, можно заключить, что развитие техники опережает психологические мероприятия по защите от ее опасных и вредных воздействий. На схеме 3 представлена предложенная английским математиком и экономистом Д. Рамсеем «последовательная модель возникновения несчастных случаев». В этой модели предполагается, что существует ряд характерных личностных свойств, способных влиять на вероятность несчастного случая. Отметим, что на каждом этапе развития травмоопасной ситуации ее ход и итог определяются психофизиологическими характеристиками исполнителя, являющимися во многом общими для травмоопасных профессий.

В соответствии с приведенной схемой на первом этапе происходит восприятие опасности. Таких работ, где требуется сенсорное восприятие выше среднего уровня немного, и оно зачастую обеспечивает эффективность, а не безопасность работы, как, например, у контролеров. Однако есть небольшое число работ, где высокая сенсорная чувствительность служит для распознавания опасных сигналов. Так, например, по уровню этой характеристики существенно различаются горнорабочие высокого и низкого уровней безопасности труда. Восприятие опасности не связано только с сенсорными характеристиками. Значительную роль здесь играют свойства внимания, которые, по данным исследований И. П. Бондарева, М. Н. Исаевой, О. В. Маликовой и других, являются критериальными при отборе работников в 60—80 % всех травмоопасных профессий.

В 1960—90-е гг. были сделаны попытки разработок в области индустриальной психологии, в частности «Особенности работы с подчиненными на предприятиях по химической переработке топлива». Специальные исследования в нашей стране и за рубежом показали, что 60—90 % травм в промышленности и на транспорте происходят в связи с запоздалыми или ошибочными действиями человека. Ряд катастроф техногенного характера, которые волной прошли по России в конце XX в., поставили перед государством задачу обеспечения безопасности техногенной среды на законодательном уровне.

15 декабря 2002 г. Государственная дума приняла федеральный закон «О техническом регулировании», который указывал на необходимость «провести комплексное обоснование роли человеческого фактора как одного из основных источников техногенных угроз и как одного из базовых барьеров при развитии катастрофических ситуаций на всех этапах формирования и реализации научно-технической политики в области обеспечения безопасности техногенной сферы».

В 2003 г. Министерством образования РФ была запущена программа «Безопасное образовательное учреждение», которая акцентировала внимание на противопожарной безопасности. Однако обеспечение безопасности в общеобразовательных учреждениях на 80 % зависит от соответствующих знаний и умений учащихся, а также персонала и только на 20 % от технического состояния здания. На Всероссийской конференции «Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность», которая проходила в Москве в апреле 2005 г., было отмечено, что за последнее десятилетие риски для учащихся образовательных учреждений можно ранжировать следующим образом:

• травматизм;

• рост сердечно-сосудистых заболеваний;

• ухудшение зрения и работы опорно-двигательного аппарата;

• насилие в стенах ОУ;

• употребление наркотиков, алкоголя и табака;

• трагические случаи (пожары, разрушения вследствие износа помещений, наводнения, террористические акты и т. п. ).

В быстро меняющемся глобализирующемся мире надвигаются новые угрозы для человечества, при этом основные проблемы по большей части создает сам человек. Следовательно, становится очевидной необходимость воспитания ответственности человека за его действия, формирования культуры безопасности, которая включает: во-первых, знания об окружающем мире и характеристик опасностей, во-вторых, знания о себе и своих особенностях, в-третьих, формирование качеств, присущих личности безопасного типа. Мировая практика свидетельствует, что в формировании у работающих способности предвидения возникновения опасных ситуаций на рабочих местах и безопасных стереотипов мышления, действий, взглядов, психологических установок заложен огромный резерв (до 80 %) профилактики травматизма и аварийности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...