Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ себестоимости единицы продукции




Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.

Для глубокой оценки себестоимости отдельных видов продукции все затраты, связанные с производством единицы продукции, группируют на переменные и постоянные, находят себестоимость изделия, которую затем сравнивают с данными по плану или прошлыми периодами. Проводя факторный анализ используют модель:

 

где – себестоимость i-го вида продукции;

- сумма постоянных затрат, приходящихся на i-ый вид продукции;

– объём i-го вида продукции;

- сумма переменных затрат на единицу i-го виды продукции.

Рассмотрим пример. По данным предприятия «А» (табл.4) проведите анализ себестоимости одного телевизора. Найдите влияние объёма выпуска телевизоров, суммы постоянных затрат и суммы переменных затрат на один телевизор на себестоимость одного телевизора.

Таблица 4. Информация для анализа себестоимости одного телевизора*

Показатель План Факт Отклонение
Объём выпуска телевизоров за период, тыс. руб.     -687
Величина постоянных затрат, тыс. руб.      
Величина переменных затрат на один телевизор, руб.      
Себестоимость одного телевизора, руб.      

 

* Экономический анализ: Часть 2 – Управленческий анализ. Практикум / А.В. Романюк. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. с.20.

Используем модель

С помощью способа цепной подстановки рассчитываем влияние факторов на изменение себестоимости одного телевизора:

Изменение себестоимости одного телевизора за счет:

- объёма выпуска:

- суммы постоянных затрат:

- суммы переменных затрат на один телевизор:

 

 

Проверка:

Себестоимость одного телевизора увеличилась на 486 руб., что оценивается отрицательно, т.к. означает удорожание продукции, снижение её конкурентноспособности, прибыли и ухудшение финансового состояния предприятия.

На это повлияло 3 фактора:

1) За счет снижения объёма выпуска телевизоров за период на 687 тыс. шт., себестоимость одного телевизора повысилась на 171 руб., что оценивается отрицательно;

За счет повышения постоянных затрат на 138200 тыс. руб., себестоимость одного телевизора повысилась на 29 руб., что оценивается отрицательно;

За счет увеличения переменных затрат на один телевизор его себестоимость увеличилась на 286 руб., что оценивается негативно.

Всё три фактора влияют отрицательно, наибольшее влияние оказала величина переменных затрат на один телевизор. В дальнейшем анализ этих факторов способствует нахождению резерва снижения себестоимости одного телевизора на 486 руб.

Расчёты себестоимости единицы продукции позволяют определить, во что обходится единица каждого вида продукции, а так же где и в связи с чем произведены затраты. Статья калькуляции - определенный вид затрат, образующих себестоимость. Перечень калькуляционных статей устанавливается инструкциями для каждой отрасли народного хозяйства в зависимости от особенностей производственного процесса.

Типовая структура калькуляции:

1) Сырье и материалы;

Покупные комплектующие и полуфабрикаты;

Топливо для технологических целей;

Энергия для технологически целей;

Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих;

Начисления на заработную плату;

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

Расходы на подготовку и освоение производства новых продукций;

Цеховые расходы;

Общественные расходы;

Прочие производственные расходы;

Коммерческие расходы и другие.

Часть затрат в себестоимость единицы изделия относится прямо, а часть затрат требуют распределения между несколькими изделиями по утвержденной методике. Часть статей одноэлементны, другие- комплексные, состоящие из нескольких однородных элементов. Калькуляции позволяют провести многоуровневый анализ затрат: 1-ый уровень – анализ полной себестоимости изделия и структуры затрат; 2-о1 уровень – анализ отдельных проблемных статей; 3-ий уровень - анализ причин и мест возникновения затрат, а также поиск ответственных лиц.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Затраты представляют собой совокупность всех понесенных расходов или издержек за определенный период времени, связанные с осуществлением производства продукции, то есть основным моментом является временная характеристика затрат и их связь с изготовлением продукции.

Затраты классифицируются по: принятию управленческих решений (явные и альтернативные); экономическим элементам затрат; статьям калькуляции; отношению к технологическому процессу (прямые и косвенные); роли в процессе производства (производственные и внепроизводственные); целесообразности расходования (производительные и не производительные); возможности охвата планом (планируемые и непланируемые); отношению к объему производства (переменные и постоянные); периодичности возникновения (текущие и единовременные); степени регулирования государством (нормируемые и ненормируемые); использованию в системе управления (прогнозные, плановый и фактические); экономическому содержанию (материальные, трудовые, денежные).

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

Снижение себестоимости ведет к улучшению финансового состояния предприятия, означает экономию трудовых ресурсов, материальных и технических ресурсов, также является важнейшим фактором увеличения прибыли. Анализ себестоимости позволяет выявить резервы снижения единицы продукции.

Для анализа затрат на предприятии производился анализ по экономическим элементам и анализ на 1 рубль объёма продукции предприятия «А». В ходе анализа были сделаны следующие выводы: затраты на 1 рубль продукции получились ниже плановых на 0,6 коп, что оценивается положительно, т.к. ведет к росту прибыли и улучшению финансового состояния предприятия.

Под влиянием изменения структуры и ассортимента продукции затраты на 1 рубль продукции снизились на 1,2 коп. За счет повышения себестоимости выпущенной продукции затраты на 1рубль продукции повысились на 3,5 коп. За счет повышения цены на продукцию затраты на 1рубль продукции снизились на 2,9 коп.

 

 

Анализ себестоимости единицы продукции предприятия «А» был рассмотрен через влияние суммы постоянных затрат, приходящихся на данный вид продукции, суммы переменных затрат на единицу данного вида продукции и объём данной продукции. Было выявлено, что себестоимость одного телевизора увеличилась на 486 руб., что оценивается отрицательно, т.к. означает удорожание продукции, снижение её конкурентноспособности, прибыли и ухудшение финансового состояния предприятия.

На это повлияло 3 фактора:

2) За счет снижения объёма выпуска телевизоров за период на 687 тыс. шт., себестоимость одного телевизора повысилась на 171 руб., что оценивается отрицательно;

За счет повышения постоянных затрат на 138200 тыс. руб., себестоимость одного телевизора повысилась на 29 руб., что оценивается отрицательно;

За счет увеличения переменных затрат на один телевизор его себестоимость увеличилась на 286 руб., что оценивается негативно.

Всё три фактора влияют отрицательно, наибольшее влияние оказала величина переменных затрат на один телевизор. В дальнейшем анализ этих факторов способствует нахождению резерва снижения себестоимости одного телевизора на 486 руб.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Серьезным резервом снижения затрат на производство является расширение специализации и кооперирования. Чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. Значительные резервы снижения издержек производства заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. №117-ФЗ от 05.08.2013 (в ред. от 24.07.2007 N198 - ФЗ). http:www.consultant.ru

Приказ Минфина РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.99 №33 н (в ред. от 27.11.2013).

2. Осмоловский В.В. и др. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. Минск: Новое знание, 2011. С. 253.http:lib.madi.ru

3. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособия для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 471с. http:lib.madi.ru

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. -3-е изд. / Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013.-352 с.

4. Большой экономический словарь / Борисов А.Б. — М.: Книжный мир, 2013. - 895 с. http:books.academic.ru

5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2011. -360 с. http:www.webkursovik.ru

6. Управленческий анализ в отраслях: учебное пособие / Э.А. Макарьян, С.Э. Макарьян, Г.П. Герасименко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 304с. https:eduherald.ru

7. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: Учебник / Под ред. Н.В. Войтловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. –М.: Высшее образование, 2015. – 509с. http:uchebniki-besplatno.com

Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп./ Прыкина Л.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 407 с.

8. Экономический анализ: Часть 2 – Управленческий анализ. Практикум / А.В. Романюк. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. – 24с. http:www.bibliofond.ru

Экономический анализ: Управленческий анализ: Учебно-методическое пособие / А.В. Романюк. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – 88с.

9. Экономический анализ: учеб. / Г.В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – М.: Новое издание, 2015. – 651с. http:www.twirpx.com

10. Экономический анализ деятельности предприятия / Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. – М.: ИНФРА-М, 2015, - 296 с. http:economy-ru.com

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...