Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Герой «ролевой» лирики




 

Корман, Б. О. Лирика Н. А. Некрасова / Корман Б. О. История русской литературы. – Ижевск, 2008. – С. 375-386.

 

«Ролевая» лирика Некрасова была бы невозможна без «ролевой» лирики его предшественников. Пушкину Некрасов был обязан принципом историзма, историческим подходом к действительности. Но у Пушкина в «ролевой» лирике принцип историзма был применен к изучению и изображению прошлого: исторический подход осуществлялся на историческом материале. В «ролевой» лирике Некрасова историзмом проникнуто изображение современности. < …>

В «Пьянице» перед читателем возникает образ городского бедняка, рассказывающего о себе и своем мучительном недуге. Стихотворение невелико: в нем всего сорок четыре стиха; но мы узнаем о герое очень многое: мы можем представить себе его быт, манеру держаться, мы можем увидеть, как он идет по улице, разговаривает; а внутреннее его состояние, душевный строй, особенности взгляда на мир переданы так, что психологическая характеристика вызывает у читателя ощущение полноты и достоверности. < …>

И не о себе в первую очередь думает бедняк, не для себя прежде всего мечтает он о благах, назойливо лезущих в глаза. Мысль о матери, страдающей от бедности и болезни, для него непереносима, недаром дважды всплывает в стихотворении ее облик, и в словах о ней — боль, нежность, желание спасти, помочь. < …>

Итак — городской бедняк, придавленный тяжелым — по душе — трудом, измученный безысходной бедностью, терзаемый неотступным сознанием невозможности помочь близким людям и ищущий забвения в вине. Но все ли мы узнали о нем из того, что можно узнать? Пока перед нами раскрылся лишь первый слой содержания — то, что лежит на поверхности текста. Но о герое можно узнать гораздо больше, если всмотреться в строй его речи и попытаться за формами монолога увидеть определенный уровень и тип сознания.

Приглядимся к его речи («томительное борение», «мучительная тоска», «соблазнительная слава», «тайная злоба», «роскошно», «роскошная», «гнетущий труд»), и мы заметим, что бедняк наш для характеристики своего положения и состояния прибегает к традиционной поэтической лексике, звучащей в его устах совершенно естественно. Приведенными нами словосочетаниями пользуется он очень легко, незатрудненно. Мы слышим непринужденную, богатую, насыщенную элементами высокого поэтического стиля речь человека, который не скован, однако, заданной ораторской или поэтической схемой: он просто говорит, изливает душу. Он свободно пользуется не только высокой поэтической лексикой, но и просторечием (здесь и «хата», и «обновка», и «кабак»), и отложениями фольклорной стилистики («буйну голову»). Сочетание поэтической лексики и просторечия создает очень сложный, прихотливый смысловой узор, за которым стоит речевое сознание образованного бедняка. < …>

Герой «Пьяницы» находится на таком уровне развития, когда становится возможным самоанализ, когда в предмет размышлений превращается собственный внутренний мир: он умеет видеть себя со стороны, объективирует свое состояние и как бы отделяется от него; он говорит о себе, как если бы он говорил о другом человеке или о многих, себе подобных. В стихотворении преобладают объективные формы изображения внутреннего мира: либо констатация, описание того, что обычно бывает с неким человеком, либо обобщенно-личные предложения, либо, наконец, безличные конструкции. < …>

Правда, экспрессивная напряженность речи и обилие интонационно-смысловых переходов подготавливают этот перевод монолога в открыто личный план; но и в заключительном четверостишии, уже после того, как носитель речи открыто совместился с героем, размышления о собственной судьбе вновь принимают форму обобщенных раздумий о судьбе бедняка:

 

... мгла отвсюду черная

Навстречу бедняку...

Одна открыта торная

Дорога к кабаку.

 

Собственная судьба, личность, биография — все это воспринимается героем как индивидуальный вариант общей судьбы многих людей, как проявление каких-то закономерностей.

В душевном облике своего героя Некрасов передает болезненную обидчивость, постоянную настороженность самолюбия:

 

На скудный твой наряд

С насмешкой неслучайною

Все, кажется, глядят.

 

Причем герой не просто легко раним: он в то же время сам видит свою мнительность («Все, кажется, глядят») и пытается скрыть робость и неуверенность за судорожной веселостью, постоянной иронической самооценкой, напряженной ухмылкой. Эта окраска придается речи героя уже первой строкой:

 

Жизнь в трезвом положении...

 

Берется сглаженная литературная формула («жизнь в подобном положении», «жизнь в этом положении», «жизнь в таком положении»); неожиданной заменой одной из частей словосочетания («в трезвом положении») в нем производится резкий смысловой сдвиг, возникает непривычное сочетание с иронической окраской, которая поддерживается просторечной второй строкой («Куда нехороша! »). Иронический смысл приобретает и словосочетание «томительное борение» благодаря противоречию между содержанием высказывания и стилистической окраской речи. В конце стихотворения ироническая интонация создается несовпадением интонационно-смыслового и ритмического рядов, Словосочетание «торная дорога» разделено переносом:

 

Одна открыта торная

Дорога... —

 

поэтому слово торная оказывается выделенным и как бы подчеркнутым. Слово же «дорога» включается и в другое словосочетание:

 

Дорога к кабаку.

 

Неожиданное разрешение смыслового движения становится источником острого иронического эффекта.

Наконец, ироническая окраска монолога создается благодаря несоответствию общего трагического содержания стихотворения и торопливо-бойкого ритма, традиционно связанного с водевильной фельетонно-куплетной манерой.

Так возникает в стихотворении образ городского бедняка, наделенного очень сложной внутренней жизнью. Некрасов предвосхищает здесь Достоевского: во многих героях великого романиста угадывается тот эмоционально-психологический комплекс, который характерен для героя «Пьяницы», созданного тогда, когда еще не было в русской литературе ни Девушкина, ни Мармеладова.

В о п р о с ы:

1. В чем состоит различие между лирическим героем и героем ролевой лирики?

2. Как внутри «ролевой лирики» осуществляется диалог между автором и его героем?

3. Какие средства типизации героя, по мнению Б. Кормана, использует Некрасов в своем стихотворении?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...