Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика практических занятий

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие 1.

Тема: Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

План:

  1. Единство и различия педагогической науки и практики.
  2. Педагогическая наука и практика как единая система знаний. Связь науки и практики.
  3. Учитель и педагогическая наука.
  4. Методологическая культура современного педагога. Признаки методологической культуры педагога.

Задания к практическому занятию

Работая с текстом учебника Пидкасистого П.И. Педагогика (Раздел №1, гл. 2, п. 2.1), сделайте выписки по следующим аспектам:

1) В чем состоит проблема единства и различия педагогической науки и практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Выделите общую функцию для педагогической науки и практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Заполните таблицу

Различия педагогической науки и практики

Основные характеристики Педагогическая наука Педагогическая практика
Объекты    
Средства    
Результаты    

 

Может ли ребёнок быть объектом для одного из них или для обоих? Ответ аргументируйте.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Расположите в правильной последовательности по степени иерархии следующие понятия: правила педагогической деятельности, принципы педагогической деятельности, законы педагогической деятельности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5)

А. Кратко охарактеризуйте научно-педагогическое знание, его особенности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Письменно ответьте на вопрос: какие виды знаний являются результатом научных исследований в области педагогики, и каковы способы их получения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Опишите три фактора, обуславливающих динамику движения системы педагогической науки и практики.

Первый фактор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй фактор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третий фактор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Завершите схему:

Функции

изучения

практического

опыта

в педагогическом

исследовании

 

8) Используя современную педагогическую литературу, дайте определение понятия «методологическая культура учителя»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Опишите, при каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                          

 

Выпишите признаки методологической культуры современного учителя:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие 2.

Методология практической педагогической деятельности.

План:

  1. Характеристика практической педагогической деятельности.
  2. Средства практической деятельности.
  3. Методы практической деятельности.
  4. Организация процесса практической деятельности.

 

Задания к практическому занятию:

1. Выпишите основные понятия темы:

Методология ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Методология педагогической науки

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методология педагогической практики

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Средства практической педагогической деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методы практической педагогической деятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Проанализируйте следующие представления о науке как о деятельности. Как вы их понимаете. Какое из высказываний, по вашему мнению, наиболее отражает суть проблемы:

«Наука – это не только арсенал готового оружия, но в гораздо большей степени кузница, где куется новое»

А.И. Ракитов

«Наука - это не только сумма знаний, так сказать, совокупность плодов древа познания, но и само древо, на котором они произрастают»

С.Р. Микулинский

«Наука – это не знания сами по себе, а деятельность общества по производству знаний»

Г.Н. Волков

«Наука - это не только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания»

В.А. Штоф

Проанализируйте все определения, найдите то общее, что их объединяет

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ознакомьтесь с материалами учебно-методического пособия А. М. Новикова, Д.А. Новикова «Методология»  [Гл. 3, п.3.1].

А) Охарактеризуйте общие особенности профессиональной практической деятельности. Результаты оформите в виде таблицы.

 

Особенности профессиональной практической деятельности   Характеристика особенностей профессиональной практической деятельности  
уникальность и непредсказуемость  
способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам  
способность к целеобразованию  
способность противостоять разрушающим тенденциям    

Б) Опишите принципы организации практической деятельности

 

Принципы организации практической деятельности Характеристика принципов организации практической деятельности
Принцип иерархичности (уровни): - операционный - тактический - стратегический      
Принцип целостности    
Принцип коммуникативности (принцип открытости)  
Принцип историчности    
Принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности)  

В) Установите соответствия между методами практической деятельности и их характеристиками

 

Методы практической деятельности Характеристики методов практической деятельности

Методы-операции (мыслительные

операции):

 

анализ Одна из основных мыслительных операций, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния объекта в чистом виде
синтез Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. сопоставление одно- го с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки метода, которые определяют возможные отношения между объектами.
сравнение Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое
абстрагирование Разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов.  
конкретизация Одна из основных познавательных мысли- тельных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений
обобщение Процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...