Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть VI. Фетхуллах Гюлен и те, кто за ним стоят




Фетхуллах Гюлен родился 27 апреля 1941 года в турецкой деревне Коруджук, находящейся неподалеку от города Эрзурум.

Отец Фетхуллаха Рамиз Гюлен был имамом. Фетхуллах Гюлен получил классическое исламское образование. Он выучил наизусть Коран в 10 лет, впервые прочитал проповедь в 14 лет. Учился он в двух медресе у нескольких известных турецких суфиев. Вот имена этих суфиев: Алварлы Эфе, Осман Бекташ Ходжа, Хаджи Сыткы Эфэнди.

Итак, Фетхуллах Гюлен принадлежит к богословской суфийской турецкой семье и учится у суфиев. Берем это на заметку и фиксируем следующие элементарные сведения.

Фетхуллах Гюлен — турецкий писатель, бывший имам и проповедник, исламский общественный деятель, инициатор и основатель общественного движения «Хизмет». Он проживает в США (штат Пенсильвания) и... И почему-то этого турецкого писателя и общественного деятеля в 2008 году избирают аж самым влиятельным интеллектуалом планеты. Причем, это осуществляется на очень авторитетных американских сайтах.

А еще Гюлен с 2009 года входит в число пятисот самых влиятельных мусульман мира. Причем по итогам 2013 года он оказался на 11-м месте среди таких мусульман.

В том же 2013 году Гюлен включен в число ста самых влиятельных людей мира аж самим журналом Time, а также в список пятисот самых влиятельных людей мира, составленный журналом Foreign Policy.

Из Турции Гюлен уехал в США на лечение в 1999 году. Он и вправду болен, пережил операцию на сердце, много оперативных вмешательств в связи с сахарным диабетом и другими болезнями. Но отъезд в США был вызван не только тем, что Гюлен нуждался в лечении.

Еще в 1971 году Гюлен, будучи проповедником в одной из мечетей Измира, был осужден на 3 года за деятельность, направленную на создание в Турции исламского религиозного государства. По данным полиции, он осуществлял эту деятельность через некий суфийский орден «Нурджу», причем было сказано, что одна из целей нурджизма — дискредитировать Кемаля Ататюрка в глазах турецкой молодежи, представив его как врага религии. А другая цель того же нурджизма — создать режим, опирающийся на религию.

13 сентября 1980 года была вновь предпринята попытка арестовать Гюлена, но он бежал из Измира, где был проповедником, в свой родной Эрзурум.

В феврале 1985 года Гюлен вновь упомянут в списке разыскиваемых.

В 1986 году Гюлена арестовывают турецкие силы безопасности. И тут же освобождают по инициативе высших должностных лиц.

К этому моменту Гюлен уже сильно интегрирован в ЦРУ. Освобождение Гюлена было осуществлено по ходатайству Тургута Озала, премьер-министра Турции с 1983 по 1989, президента Турции с 1989 по 1993 год. Это тот самый Тургут Озал, которого мы разбирали в связи с военным переворотом и реформами, отвечающими интересам МВФ.

При Тургуте Озале по-настоящему взошла звезда Гюлена. Тургут Озал стал лоббировать сделки Гюлена, содействовать тому, что у Гюлена появлялись всё большие и большие денежные средства. Всё это происходило при прямом покровительстве ЦРУ.

Турецкий исследователь Сара Гюль Туран, автор книги «Религиозный террор в Турции», утверждает, что Фетхуллах Гюлен ― преемник крупного суфийского деятеля Саида Нурси. Этого деятеля надо обсуждать особо.

Другой турецкий исследователь Эрбиль Тушальп в своей работе «В ожидании шариата» подробно обсуждает роль Фетхуллаха Гюлена.

На поклон к Гюлену шли такие выдающиеся турецкие политики, как уже обсуждавшийся нами Сулейман Демирель и премьер-министр Турции с 1993 по 1996 год Тансу Чиллер.

Приведенные мною турецкие авторы пользуются в основном данными, заимствованными из открытых источников. Видный турецкий политический обозреватель Четинкая явным образом пользуется также данными турецких военных, спецслужб, Совета национальной безопасности. Он утверждает, что Гюлена используют в своих целях весьма влиятельные структуры. Об игре подобных структур сообщает, опираясь на закрытые данные, турецкий исследователь Фаик Булут, автор книги «Армия и ислам». Булут тоже говорит об особой роли орденского суфийского ислама во вторичной исламизации Турции.

Считается, что Гюлен используется суфийскими тарикатами, не желающими засвечиваться напрямую. В другой своей книге, «Возвышение капиталов тарикатов», Фаик Булут говорит о том, что эти капиталы постепенно берут под контроль все турецкие партии, готовые содействовать исламизации Турции.

Так что дело не в Гюлене как таковом, а в могучих процессах вторичной исламизации Турции, осуществляемых с помощью суфийских тарикатов. А еще речь идет об американской поддержке этой деятельности.

О том, что США колеблются, пытаясь понять, кто лучше может содействовать удержанию их позиций — «Серые волки» или представители суфийских тарикатов. Видимо, разные силы в США делают ставку на «Волков» и тарикаты. Как бы там ни было, Гюлена из Турции на спецсамолете вывозило ЦРУ, спасая этого исламизатора Турции от ареста за агитацию против светского характера турецкого государства.

В США возможности структуры Гюлена стали стремительно приумножаться после того, как Гюлен до конца укоренился в штате Пенсильвания. И если верить американским исследователям, опирающимся на свои конфиденциальные базы, созданные во время работы в ЦРУ, то приумножению капиталов Гюлена содействовали очень крупные американские теневые дельцы, такие как Грэм Фуллер, востоковед и идеолог ЦРУ в деле переориентации на политический ислам, Мортон Абрамовиц. Речь идет о людях, опекавших сеть «Гладио», притом что крупнейшим региональным отделением этой сети было, конечно, турецкое отделение. «Серым волкам» очень не нравится ориентация определенных американских сил на политический ислам. Так что налицо весьма далеко идущая конкуренция.

Связь Гюлена с суфизмом вообще и особенно с движением исламского богослова Саида Нурси (1876–1960) достаточно очевидна.

Нурси — курд по национальности, сын члена суфийского ордена, сам являющийся мягким исламизатором, создателем религиозного ордена «Нурджулар» («Люди Света»), находился в сложнейших отношениях с Ататюрком и его системой. Согласно постановления Коптевского суда города Москвы нурсизм объявлен экстремистской идеологией. Это вызвало протесты в США и породило протесты у нашей либеральной общественности.

Весной 2011 года в Турции была опубликована книга бывшего сотрудника национальной разведывательной организации Османа Нури Гюндеша. Эта книга называлась «Свидетель анархии и революций». В книге так характеризуется роль нурсизма в эпоху советской перестройки: «В 1990-е годы движение [«Нурджулар»] активно предоставляло «крышу» ЦРУ в странах Центральной Азии. А в лицеях «Нурджулара» только на территории Киргизии и Узбекистана работали под прикрытием 130 сотрудников ЦРУ. Хотя внешне эти люди и воспринимались как преподаватели, на самом деле они работали под руководством американских спецслужб...»

Разветвленная сеть гюленистов и нурсистов работает и в России, обладая очень большими возможностями.

Совершенно ясно, что капиталы Гюлена и его структур существенным образом связаны с криминальными турецкими и международными капиталами.

Отношения между Гюленом и Эрдоганом резко обострил коррупционный скандал, апогей которого приходится на 17 декабря 2013 года.

Напоминаю, что президентом Турции Реджеп Эрдоган является с 28 августа 2014 года. До этого он был премьер-министром.

Так вот, 17 декабря 2013 года турецкая полиция провела крупномасштабную антикоррупционную операцию «Большая взятка». По обвинению в махинациях были задержаны десятки бизнесменов, чиновников и их родственники. Тогда же в соцсетях появились записи телефонных переговоров, которые премьер Эрдоган вел со своим сыном Билялем Эрдоганом.

В ответ на появление записей правительство Турции заявило, что «размещенные в интернете записи якобы разговора нашего премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана с его сыном являются коварным шантажом и абсолютно не соответствуют действительности. Те, кто создал этот грязный заговор, порочащий премьера турецкой республики, ответят за это по закону».

Эрдоган чувствовал, что за действиями полиции стоят Гюлен и его структуры. Гюлен это отрицает. Но Эрдоган уверен в том, что его главным врагом является Гюлен, который в начальный период карьеры Эрдогана имел прямое отношение к возвышению нынешнего президента Турции, отнюдь не считающего, например, того же суфия Нурси отрицательным персонажем турецкой истории.

Отношения между Эрдоганом и Гюленом запутанные. В них сложным образом переплетаются практические мотивы и мотивы совсем иные — суфийские в том числе.

Как бы то ни было, 14 декабря 2014 года, то есть уже после того, как Эрдоган был избран президентом Турции, турецкая полиция арестовала 23 сотрудника гюленовской газеты «Заман» и гюленовской телекомпании, якобы поддерживающих прочные связи с гюленовским движением «Хизмет». Журналистам было предъявлено обвинение в создании нелегальной организации и попытке захвата власти в стране. После этого официальные представители Евросоюза опубликовали заявление, в котором было сказано о том, что такие аресты несовместимы со свободой средств массовой информации.

19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Прокурор Хасан Йылмаз ходатайствовал перед Минюстом Турции о подготовке документов на включение Гюлена в «Красный бюллетень» Интерпола — чтобы Гюлен был объявлен в международный розыск и был выдан орден на его арест. Интерпол не принял решение о розыске Гюлена.

Прагматические обстоятельства, обстоятельства психологического характера и, наконец, так называемые специальные обстоятельства конечно же играют серьезную роль в том, что касается взаимоотношений между Эрдоганом и Гюленом. Но хотелось бы оговорить два еще более серьезных обстоятельства.

Первое — суфийское. Есть самое серьезное основание считать, что не только Гюлен, но и Реджеп Эрдоган является или поклонником, или прямым последователем суфийского тариката. И в силу этого перевод Турции на рельсы так называемого политического ислама является задачей и Гюлена, и Эрдогана. Они могут очень остро конфликтовать по серьезнейшим прагматическим и иным частным вопросам. Но в том, что касается стратегической смены вех в Турции, Эрдоган и Гюлен едины. И их единство обеспечивается не только общностью мировоззрения, но и наличием весьма авторитетных структур, благодаря вписанности в которые общность взглядов Эрдогана и Гюлена, сколь бы прагматичными эти люди ни были, надежнейшим образом гарантирована.

А раз так, необходимо обсудить роль суфийских тарикатов в жизни Османской империи и постосманской Турции.

Из документов известно, что сын основателя династии Османов Орхан подарил в 1324 году землю к востоку от турецкого города Изника суфийским дервишам. И это не единственное свидетельство благоволения султанов к суфиям. Все султаны эпохи восхода империи принадлежали к тем или иным суфийским орденам. А суфийский орден Бекташи был по сути своей ядром движения янычар. Движения очень важного для определенного этапа существования Османской империи.

Причиной запрета ордена Бекташи стал роспуск янычарского корпуса в 1826 году. Но другие суфийские ордена при этом не пострадали.

В 1902 году министр иностранных дел Франции пишет французскому консулу в Джиде о значении суфийского тариката Шазели. Министр очень интересуется этим тарикатом, подчеркивает его мощь, сравнивает эту мощь с мощью шерифа Мекки, обсуждает, как можно ослабить тарикат в интересах Франции. В Анатолии, являющейся ядром османской Турции и уж тем более ядром Турции постосманской, наиболее влиятельны были суфийские ордена Накшибандия и Кадирия. Эти ордена также были очень влиятельными на Северном Кавказе и в Средней Азии, да и в Поволжье тоже.

Суфии помогали Кемалю Ататюрку в его действиях по отстаиванию турецких национальных интересов. Но Ататюрк был очень решителен в борьбе с исламом, в том числе и с суфийскими тарикатами.

В 1924 году он отменил халифат и закрыл исламские медресе.

В 1925 году он закрыл суфийские обители теке и суфийские учебные центры завийе.

Суфии отреагировали на это мягким и деликатным уходом в подполье.

В 1928 году из конституции кемалистской Турции было изъято положение о том, что государственной религией в Турции является ислам.

В 1937 году в конституцию было добавлено положение о том, что Турция — это светское государство. Чтение исламских религиозных текстов постепенно пытались перевести на турецкий язык. Последовали религиозные протесты. Суфийские в том числе. В ответ Ататюрк заявил о том, что суфии, прежде всего накшибандийские, должны быть уничтожены.

Но можно уничтожить структуры. Уничтожить же глубоко укорененные мировоззрения практически невозможно.

Суфийские тарикаты никуда не исчезли. Они просто ушли в подполье, оставаясь в Турции влиятельной силой.

Возникли невидимые колледжи суфийских братств.

Суфии мягко встраивались в государственные структуры и одновременно активно разворачивали подпольную деятельность.

Именно этим занимались активно поддержанные турецким народом выдающиеся суфии, такие как Алварлы Эфе, Саид Нурси, Сулейман Хилми Танухан, Абдульазиз Беккине и другие.

Уже ко второй половине 40-х годов гонения кемализма на ислам вообще и суфиев в частности существенно выдохлось.

Вместо авторитарных модернизаторов к власти стали приходить демократы.

В 1945 году была учреждена происламская «Партия национального развития».

В 1946 году возникла многопартийность. Стало ясно, что Турция понемногу вступает в новую эру — эру официального возврата ислама в политику и общественную жизнь. Этому способствовали создаваемые суфиями партии, средства массовой информации, фонды и другие организации.

Нельзя понять ничего в нынешней турецкой политике, в отношениях между Эрдоганом и Гюленом, в возможности или невозможности фундаментальной смены турецких мировоззренческих и стратегических вех без учета этого первого особого обстоятельства.

Второе особое обстоятельство — это наличие в Турции и не только в ней так называемого глубинного государства, которое не надо путать с параллельным государством Гюлена, о котором в запальчивости заявлял Эрдоган 16 июля 2016 года и в последующие горячие дни.

Бывший президент Турции Сулейман Демирель, которого мы уже обсудили, говорил о том, что глубинное государство — это перспективы и поведение (прошу вдуматься в каждое слово!) турецких элит, преимущественно военных и спецслужбистских. И что глубинное государство работает над сохранением национальных интересов со времен падения Османской империи.

О глубинном государстве говорил и обсужденный нами ранее бывший премьер-министр Турции Бюлент Эджевит. Он связывал глубинное государство с такими структурами, как «Гладио», «Гладио-2», «Контргерилья».

О глубинном государстве как важнейшей структуре Египта стали говорить уже после того, как эта тема была обсуждена в Турции. Потому что Турция, причем не только постосманская, но и османская, очень сильно замешана на дрожжах этой самой глубинной государственности. Тайные структуры, обладающие огромным влиянием и находящиеся только под властью самих султанов, создавали многие правители Османской империи. Наиболее известен тайный комитет султана Селима III, правившего с 1789 по 1807 год. Про эти структуры не знал даже великий визирь султана.

Такое же глубинное государство было создано младотурками в эпоху их партии «Единение и прогресс».

С помощью глубинного государства младотурки планировали всё те же военные государственные перевороты, причем вполне удачные.

Считается, что после падения Османской империи (внимание!) настоящее глубинное турецкое государство занималось исключительно утверждением в турецком обществе различных вариантов тюркской идентичности. И в этом смысле у антиисламского Ататюрка и его происламских оппонентов была одна задача — любым способом сохранить и укрепить тюркский дух, понимаемый разными представителями постосманской элиты по-разному, но одинаково лелеемый всеми.

Как именно ЦРУ использует глубинное государство — достаточно очевидно. Но это вовсе не значит, что глубинное государство не использует ЦРУ. Или что это глубинное государство может быть сведено к структурам Гюлена, «Серым волкам» и другим частностям.

Предлагаю для начала рассмотреть обсужденные обстоятельства № 1 и № 2 как фактор, указывающий на наличие действительно глубинного турецкого, тюркского, прототюркского государственного духа, по-разному воспроизводимого на разных этапах истории. Для того чтобы ознакомиться с этими разными проявлениями чего-то единого более серьезно, нам нужно уйти от современности на достаточные исторические глубины с тем, чтобы потом вернуться опять в современность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...