Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использовать положительную мотивацию

Как формировать мотивы?

I. Необходимо создавать ситуации, в которых могут проявиться разные мотивы.

II. Необходимо создавать условия соподчинения мотивов, т. е. их «борьбы» (выбора):

1. Ситуация выбора с ограничениями (дефицит времени, соревнование).

2. Выбор учебных заданий разного уровня (репродуктивных, продуктивных, проблемных).

  • 3. Выбор из двух заданий: решать

*Решать несколькими способами, решать

*Решать и быстро получить результат (ответ).

4. Выбор в ситуации конфликта между познавательными и социальными мотивами.

 

2. Целевой блок

Зрелая мотивационная сфера учения включает цели:

1. Реализация мотивов зависит от процесса целеполагания, т. е. умения школьников ставить цели и достигать их в обучении.

Цель без мотива не определяет учебной деятельности.
Но и мотив без цели может остаться благим пожеланием.

2. Мотив создает установку к достижению, а цель, ее осмысливание обеспечивают реальное выполнение действия.

3. Цель должна быть осмыслена (понята) и принята учеником.

4. Наличие умения постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы школьников.

Основное содержание целеполагания (что формировать?) определяется следующим образом.

7. Определять порядок достижения целей, их последовательность.

8. Ставить новые цели с учетом достижения предыдущих (пути к успеху).

9. Конкретизировать цели в зависимости от условий действий.

10. Ставить цели гибкие, с учетом изменений ситуации, обстановки.

11. Ставить перспективные цели (выходящие за пределы данной ситуации).

12. Ставить нестандартные (оригинальные) цели. Приближение к творчеству

Пример ***

СИТУАЦИЯ. Исследования показывают, что учащиеся младших классов плохо владеют умением целеполагания (до 50% учащихся цель теряют). Они не осознают частных целей, не видят средств достижения этой цели.

Какова роль учителя в процессе целеполагания?

РЕШЕНИЕ. читель должен совместно с учащимся ставить цели, их анализировать и добиваться результата. Проявлять кропотливость и настойчивость, пока ученик сам этому не научится.

Для формирования целеполагания необходимо создавать для учащихся специальные ситуации, которые высвечивают те или иные стороны целеполагания:.

I. Прерывание и незавершенность деятельности по внешним причинам.
Возращение к прерванному заданию и возобновление его выполнения.

II. Выполнение задач разной трудности и обоснование этого выбора.

III. Реакция на ошибку. (Способность самостоятельно обнаружить ошибку и выбрать действия, направленные на ее исправление, обращение за помощью к взрослому).

IV. Создание помех, дефицита времени, соревновательности.

V. Умение ставить цели в учебной деятельности будет основой для целеполагания в профессиональной деятельности.

VI. Сознательную постановку целей психологи связывают с развитием произвольности поведения.

VII. Постановка перспективных целей придает личности нравственную устойчивость.

 


3. Эмоциональный блок Развитее эмоционального компонента мотивации. 1.Деятельность вызывает эмоции. Эмоции влияют на деятельность. Деятельность Эмоции 1. 2.Роль эмоции возрастает.,когда) эмоции не только сопровождают, (деятельность), но Но и предшествуют ей Так, физики Н.Н. Палтышев до урока включал грамзапись, выставлял художественные произведения,,что создавало соответствующий эмоциональный настрой. 3.Все стороны учебного труда школьников сопровождаются теми ил иными эмоциями.
Виды эмоций в учении
Положительные(радость, уве-ренность удовлетворение, любо-пытство, гордость, удивление, сомнение). Отрицательные(страх, обида, до-сада, скука, унижение, беспокой-ство
Уровни эмрций Проявление эмоций в учении
• Интенсивность • Осознанность • Избирательность • Насыщенность • Устойчивость • Общее поведение • Особенности речи • Мимика • Пантомимика • Моторика

Рекомендуется преимущественно

использовать положительную мотивацию

Положительные эмоции связаны: со школой:

· как Как следствие работы школы;.

· как Как следствие правильного отношения семьи к школе.

Положительные эмоции обусловлены:

· деловыми Деловыми взаимоотношениями;.

· отсутствием Отсутствием конфликтов.

· Эмоции престижности.

При привлечении учащихся к совместному освоению ОСВОЕНИЮ новых знаний трудного материала.

Эмоции сопереживания.

 

1. При общении. В.А.Сухомлинский: «Самое трудное в воспитании — это учить чувствовать». Обучение культуре чувств включает: · понимание*Понимание душевного состояния другого человека (вчувствоваться);) · умение*Умение поставить себя на место другого человека;. · понять**Понять интересы другого человека как свои собственные. · Эмоции осознания своих возможностей в В достижении успеха, преодолениипреодолениИ трудностей. · Эмоции от результатов своего труда (от преодоления трудностей): «радость», выполненного учебного задания. Эмоции использовал В. М. Шаталов в своей практике: «Ученик должен учиться победно!» Г. Лозанов внушал учащимся уверенность в своих возможностях. 5.Эмоции при встречи с новым материалом. Эмоции любопытства:. при*При эффективном оформленииоформлениИ материала · при*При эффективной подаче материала. Рекомендуется подбирать задания, которые создают радостный настрой. Просить ученика описать свое эмоциональное состояние в напряженной момент урока. Учителю нужно развивать в себе эмоциональную выразительность. Уметь вызывать у учащихся познавательный интерес. Наряду с положительными эмоциями в учебном процессе должны присутствовать и отрицательные. Если захваливать учеников, то может возникгуть легкомысленность. Постоянные *отрицательные эмоции поддерживают у учеников устойчивую «мотивацию избегания».Поэтому, если лтрицательные эмоции и включаются в учебный процесс, то они должны сменяться у детей эмоциями положительными Оптимальное соотношение всех названных эмоций образует атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения.  

 

 

При обучении учителю рекомендуется: 1. Создавать эмоциональный климат. 2. Создавать ситуацию успеха (не допускает стрессов). 3. Создает положительное отношение к товарищам, учению.   Способы эмоционального стимулирования учащихся. I. Показать ценностную значимость изучаемой дисциплины:. · применение*Применение учебного материала в повседневной жизни;. · значение*Значение для развития личности. II. Поощрять самостоятельность учащихся. III. Отмечать высокую активность каждого ученика: · правильный*Правильный ответ.! · правильный*Правильный способ выполнения задания. · использование*Использование дополнительного материала, элементы творчества и т.д. IV. Оценивать так, чтобы придавать учащимся уверенность в своих силах. V. Учителю строить доброжелательные отношения, вызывать насыщенные эмоции в процессе обучения. *Удовлетворять потребность в рефлексивном мышлении, самоутверждении, самоактуализации. VI. Учителю быть эмоционально открытым и принимать эмоциональность своих учеников.   4. Познавательный блок Отношение школьников к учебному материалу зависит: 1. От умения школьников учиться (сформированности навыков учения). 2. От сформированности учебной деятельности. При сформированности учебной деятельности, ученик: · *становится активен; · *овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Задача учителя — сформировать учебную деятельность. Основное содержание учебной деятельности. I. Действия ориентировочные. Направлены на анализ условий ситуации:. · На соотнесение ее со своими возможностями. · На постановку учебной задачи (понимание. · *Понимание учебной задачи, поставленной учителем, самостоятельную. · * Самостоятельную постановку учебной задачи). II. Действия исполнительские Активное преобразование изучаемого объекта: · выполнениеВыполнение учебных действий (анализ, измерение, сравнение, моделирование);). · осуществлениеОсуществление приемов, способов, методов учебных работ. III. Действия оценочные. Контроль и оценка собственной деятельности. · наНа основе сопоставления с образом. · поПо ходу работы. · поПо прогнозированию работы.   При реализации учебного блока необходимо обеспечить три этапа учебного процесса:. 1. Мотивационно-потребностный. 2. Операционно-исполнительский. 3. Рефлексивно-оценочный.   Для формирования мотивации учитель использует различные методические приемы. Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом. 1. 1. А) Важна сама подача учебного материала. Ее структурированность для облегчения восприятия. Логичность изложения. Чередование различных умственных занятий. Б) Новизна учебного материала и характер познавательной деятельности. Но эта новизна должна быть связана с уже знакомым ребенку материалом. Например, новый материал о химических реакциях не вызовет никакого интереса, так как он не связан со знаниями учащихся начальных классов и познавательной реакции не вызовет. Новые знания всегда должны опираться на ранее известные. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждает ребенка получше

 

 

2. присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нем. 3. В) Практическое значение материала, связь его с практикой ребенка. Не случайно школьники проявляют большой интерес к тем знаниям, которые помогают им решить жизненные проблемы. А знания, которые используются в практике ребенка, лучше сохраняются в памяти. Интересно то, что полезно и актуально. Учесть, что не всегда школьник это понимает сам. Взрослый должен показать им практическую пользу знаний. Внушения, что знания нужны ребенку для его общего развития, не всегда убеждают. 4. Г) Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика материал противоречивый. При возникновении взаимоисключающих или взаимно противоречивых сведений у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие. Например, Земля плоская или шарообразная? Взрослый всегда может найти противоречия: · междуМежду опытом ребенка и новыми знаниями;. · междуМежду научными и житейскими толкованиями понятий;. · междуМежду существующим уровнем умений ребенка и новыми познавательными задачами. · междуМежду достигнутым уровнем знаний и неумением их применить. · междуМежду новыми знаниями и существующим представлением, опытом ученика. 5. Д) Благоприятно действуют на ребенка, достигнутые им результаты (успехи). Ситуация успеха удовлетворяет потребность ребенка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребенка, сравнивая с предыдущими, отмечая продвижение его вперед. Но нельзя слишком завышать достигнутые им результаты и не сравнивать их с другими детьми. Такой эталон может оказаться для ребенка недостижимым, а окажет отрицательный результат. 6. Е) Оценивая результаты деятельности ребенка, не переносить их на личность самого ребенка.Он как личность всегда хороший и желанный для родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот это выполнено неаккуратно». Оценивать только результаты конкретной деятельности. Ж) При стимулировании учебной деятельности необходимо иметь в 7. виду и возрастные особенности ребенка и его половые и индивидуальные особенности. Иметь в виду и любознательность школьника.     Для повышения мотивации учащихся учитель использует:
1. Созданиесоздание у учащихся ощущения продвиже-ния вперед (пережива-ние успеха). • подбирает соответствующую сложность заданий • заслуженно оценивает результаты деятельности
2.Все возможности материала, чтобы заинтересовать учащихся. • активизирует самостоятельность мышления учащихся
3.Взаимовыгодноевзаимовыгодное сотрудничество учащихся на уроке. • активизирует положительное отно-шение всего класса к предмету в целом
4. Своюсвою собственную заинтересованность в успехах учащихся. Свой авторитет
5. Мотивациюмотивацию каждого ученика, опираясь на достигнутые им успехи (потребность успеха). • изучает индивидуальные особенности каждого ученика • некоторых постоянно поощряет, подталкивает, контролирует
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...