Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для студентов заочного отделения

Вопросы к экзамену по курсу Финансы

 

1. Сущность и функции финансов

2. Финансовая система России, ее сферы и звенья, принципы построения

3. Финансовый механизм и его элементы

4. Бюджетная система РФ, краткая характеристика ее элементов

5. Бюджетное устройство РФ, принципы его построения

6. Понятие и виды внебюджетных фондов, их роль в формировании государственных и муниципальных финансов

7. Социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.), краткая характеристика их доходов и расходов

8. Состав и виды доходов бюджета

9. Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты

10. Состав и виды расходов бюджета

11. Бюджетный процесс, его основные этапы

12. Бюджетная политика, ее направления и значение

13. Сущность и функции кредита, его виды, особенности государственного и муниципального кредита

14. Банковская система РФ, краткая характеристика ее элементов

15. Особенности и виды страхования в РФ

16. Сущность финансов предприятий и организаций

17. Доходы предприятий, их виды

18. Расходы предприятий, их виды

19. Понятие финансовых ресурсов предприятия, источники их формирования

20. Особенности финансов бюджетных учреждений

21. Сущность и функции финансового рынка, его структура

22. Составление и исполнение бюджета РФ

23. Дефицит, профицит и секвестр бюджета, причины и источники финансирования дефицита бюджета

24. Государственный финансовый контроль: органы финансового контроля и их функции

25. Виды фондов денежных средств.

26. Понятие, Источники, виды финансовых ресурсов, факторы их роста.

27. Финансовая политика государства

28. Управление финансами

29. Финансовое планирование и прогнозирование

30. Финансовый контроль

31. Экономическая сущность налогов. Виды налогов в Российской Федерации

32. Элементы налогов

33. Финансы некоммерческих ор­ганизаций

34. Состав и структура доходов муниципального бюджета

35. Налоговая система России

36. Расходы государственного бюджета Российской Федерации

37. Сущность и назначение государственного кредита

38. Управление государственным долгом

39. Страхование как финансовая категория.

40. Виды и формы страхования и их особенности.

41. Источники формирования и направления использования средств пенсионного фонда.

42. Доходы и расходы фонда социального страхования

43. Финансы домашних хозяйств

44. Рынок ценных бумаг и его участники

45. Общая характеристика и принципы финансов коммерческих предприятий

46. Финансовые ресурсы корпорации

47. Финансовый менеджмент: сущность и механизм функционирования

48. Расходы корпорации

49. Формирование прибыли корпорации

50. Распределение прибыли корпорации

 

1.Сущность и функции финансов. Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной. Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.Контрольную функцию отображает контроль за складвающимся в обществе экономоческими пропорциями. Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи). 2.Финансовая система России, ее сферы и звенья, принципы построения. ФСР можно разделить на 2 группы: Централизованные финансы(финансы на макроуровне, т.е. государства и субъектов РФ и муницип.образований) и Децентрализованные финансы(микроуровень, т.е. финансы отдельно взятого предприятия, некоммерческих пр-й, юр.лиц). Основные звенья для Ц: Бюджетная система, государственное страхование, государственный кредит. Для ДЦ: финансы коммерческих предприятий, акционерные общества, биржи, страховые компании, финансы некоммерческих предприятий). ФСР можно представить так: Государство—частные прелдприятия---физ. и юр. лица.
3.Финансовый механизм и его элементы Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов финансовых ресурсов и других денежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повышению уровня рентабельности, упрочению конкурентной позиции на рынке и т.п. Финансовый механизм — совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей. Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулирование финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, финансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы. Нормативно-правовое регулирование представляет государственное начало в области финансовой политики и распространяется на налоговые отношения, инвестиционную деятельность, формы и методы расчетов, резервные требования, нормативы и др. В качестве основных финансовых методов выступают финансовое планирование, финансовый и управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ и контроль. Они обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, которые в процессе финансово-хозяйственной деятельности совершают непрерывный кругооборот, и, принимая разнообразные функциональные формы, материализуются во всевозможных активах. Под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое обязательство Финансовые рычаги и стимулы представляют достаточно широкий набор инструментов воздействия на предприятие. К ним относятся ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки процентов по кредитам и депозитам и т.п. Кроме этого в финансовом менеджменте следует учитывать такие внешние регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка. Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. 4-5(я их объединила). 4.Бюджетная система РФ, краткая характеристика ее элементов. 5. Бюджетное устройство РФ, принцип его построения. БСРФ это совокупность федерального Б(пенсионное стр-е, социальное стр-е, обязательное медстр., занятость населения), бюджетов субъектов РФ(Б республик, краёв,обюластей, автономных округов) местных бюджетов государственных бюджетных фондов.(городов, посёлков, сельских округов, деревень, областей и городов федерального значения.) Под бюджетом понимаются денежные отношения с формированием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов. Каждый уровень власти в РФ имеет свой бюджет необходимый для выполнения функций государства и муниципалитета в соответствии с конституцией. Различают следующие уровни бюджета: -Федеральный бюджет; Региональный бюджет; Бюджеты муниципальных образовапний. Бюджетная система РФ — это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Принцип единства бюджетной системы (ст. 29 БК РФ) означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Единство бюджетной системы обеспечивается: -единой правовой базой. Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации; -единством денежной системы Российской Федерации; -едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ. Бюджетная классификация — это распределение доходов и расходов по группам на основе однородных признаков. Так, в России приняты функциональная, экономическая, ведомственная, финансовая (деление расходов на возвратные и безвозвратные, а доходов — на постоянные и временные) и другие классификации: -единством формы бюджетной документации; -единством принципов бюджетного процесса; -единством санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ; -единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; -единым порядком ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней. Федеральный бюджет — центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций, является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.  
6. Понятие и виды внебюджетных фондов, их роль в формировании государственных и муниципальных финансов. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды го-сударства — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных/местных органов управления и имеющих целевое назначение. Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных ис-точников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов, поэтому внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. Задачи внебюджетных фондов: - обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики; - расширение социальных услуг населению. Внебюджетные фонды являются частью финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей: - они запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность; - денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет; - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу; - они формируются за счет специальных отчислений юридических и физических лиц; - денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом; - расходования средств фондов осуществляется по распоряжению правительства РФ или специально уполномоченных органов (правления фондов); - из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ. В настоящее время они включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования, которые образуются на федеральном и региональном уровнях. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. государственные внебюджетные фонды (ГВФ) являются одним из основных источником финансирования социальных выплат, гарантируемых федеральным законодательством. Государственные внебюджетные фонды определяются ст.13 Бюджетного кодекса Российской Федерации как фонды “денежных средств”, образуемые “вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации” и предназначенные для “реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь”. 5. Бюджетное устройство РФ и принципы организации бюджетной системы РФ. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на террито-рии страны. Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитар-ных государствах бюджетная система включает в себя 2 звена: госбюджет и местные бюджеты. В федеративных госу-дарствах бюджетная система состоит из 3-х звеньев: госбюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Местные бюджеты не включаются в бюджеты субъ-ектов федерации, доходы и расходы кото-рых не входят в госбюджет. Бюджетная система РФ – это основанная на экономи-ческих отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государ-ственных внебюджетных фондов. Развитие российской бюджетной системы шло параллельно с проведением экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России, предусматривающая ее значительную децентрализацию, поддер-живалась принятием ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических принципов построения бюджетной системы и усиление террито-риальных аспектов управления. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирова-ния бюджетной системы РФ:1.единства;2.полноты отражения дохо-дов и расходов бюджетов, бюджетов госу-дарственных внебюджетных фон-дов;3.реальности, достоверности бюдже-та;4. гласности;5.самостоятельности бюд-жетов;6.сбалансированности бюдже-та;7.разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной систе-мы;8.эффективности и экономности ис-пользования бюджетных средств;9. общего (совокупного) покрытия расходов бюдже-тов;10. адресности и целевого характера бюджетных средств.  
7. Социальные внебюджетные фонды(ПФ. ФСС, ФМС) краткая характеристика их доходов и расходов). Основными источниками доходов для всех внебюджетных фондов являются: специальные страховые взносы, межбюджетные трансферты из Федерального бюджета, неналоговые доходы, недоимки, пени и штрафы по страховым взносам, доходы от размещения временно свободных средств, штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба В бюджет Пенсионного фонда РФ зачисляются: - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ; - взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; - взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций; - безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; - прочие поступления. В бюджет Фонда социального страхования РФ зачисляются: - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - прочие поступления; В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования зачисляются: - страховые взносы на обязательное медицинское страхование; - прочие поступления; В бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются: - страховые взносы на обязательное медицинское страхование; - межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования; - межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения; - прочие поступления. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ. 8.Состав и виды доходов бюджета. Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства. Видами доходов бюджетов являются: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ налогов и сборах федеральных налогов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. - доходы от продажи имущества. - доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - средства самообложения граждан; - иные неналоговые доходы. К безвозмездным поступлениям относятся: - дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; - субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии); - субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ; - иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; - безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.  
9.Система налогов, формирующих государственный и муниципальный бюджеты. В Российской Федерации взимаются: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; местные налоги. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Налог на прибыль:Предприятия бизнеса, осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, должны уплачивать налог на прибыль. НДС:Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. НДФЛ:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц. Государственная пошлина — сбор взимаемый с организаций и фл при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами рф, законодательными актами субъектов рф и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действии, предусмотренных налоговым законодательством. 10.Состав и виды расходов бюджета Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ,— это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают: (а) расходы на инвестиции, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; (г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований; (д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.
11.Бюджетный процесс, его основные этапы Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти по составлению и рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Этапы бюджетного процесса:1. Составление проекта федерального бюджета и проектов государственных внебюджетных фондов.: Непосредственный исполнитель -Мин.Фин. РФ. Основывается на: • Бюджетном послании Президента РФ • прогнозе социально-экономического развития; • основных направлениях бюджетной и налоговой политики.2 Этап: Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете Исполнители: Государственная Дума, Совет Федерации. Рассматривает и утверждает в 3-х чтениях.• обсуждается концепция ФЗ о ФБ• рассматриваются основные характеристики фед. Бюджета • перечень главных администраторов доходов; • распределение расходов;• распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов; • программа предоставления государственных кредитов;• программа государственных внутренних заимствований;•программа госуд. внешних заимствований; • программы госуд. гарантий • рассматривается и утверждается ведомственная структура расходов.3 Этап: Исполнение федерального бюджетаисполнитель – Правительство РФ, Мин.Фин. РФ Кассовое обслуживание – Федеральное казначейство. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Для кассового обслуживания исполнения ФБ Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ единый счет, через который осуществляются все кассовые операции. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. 4 Этап: Составление и утверждение отчета об исполнении ФБ: • ежеквартальных с нарастающим итогом; • годового. Исполнители: 1. Федеральное казначейство представляет отчет Министерству финансов РФ.2. Министерство финансов РФ далее представляет отчет Правительству РФ.Содержание этапа: Ежеквартальные отчеты (нарастающим итогом) утверждаются Правительством РФ, годовой отчет – Государственной Думой. Годовой отчет:• подлежит внешней проверке Счетной палатой РФ; • должен быть представлен: в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года: • подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению Федеральным законом. 12. Бюджетная политика, ее направления и значение: Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика. В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства. Основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства: -снижение налоговой нагрузки на экономику; -упорядочение государственных обязательств; -концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач; -снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; -создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан. Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы. Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
13.Сущность и функции кредита, его виды, особенности государственного и муниципального кредита. Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности. Основными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность. Государственный и муниципальный кредит — это кредит, в котором Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками Ц е л я м и государственного и муниципального кредитования могут выступать: • финансирование бюджетного дефицита, • проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик, •поддержка муниципальных образований, •поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности При оформлении кредитных отношений государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает к р е д и т н ы й д о г о в о р, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: • срок предоставления или получения кредита, • обязанности сторон, • условия обеспечения возврата кредита, •размер процентной ставки за пользование кредитом, • другие условия. Государственные и муниципальные займы — это денежные ресурсы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования как заемщиков или гарантов. Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга и отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.  
14. Банковская система РФ, краткая характеристика ее элементов. Банковская система — совокупность различных видов национальных банковских институтов, банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма и единого законодательного поля. Элементы банковской системы - центральный банк, коммерческие банки, небанковские кредитные организации, имеющие лицензию на право совершения банковских операций. Банковская система должна соответствовать определенным требованиям: целостность, устойчивость, целенаправленность, гибкость, единообразие, оперативность, надежность, оптимальность, экономичность. Под банковской системой любой страны понимается совокупность различных видов национальных банковских институтов, банков и небанковских кредитных организаций, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма и единого законодательного поля. Традиционными элементами банковской системы являются кредитные организации, банковская инфраструктура и банковское законодательство. Кредитные организации: § центральный банк; § коммерческие банки; § небанковские кредитные организации. Банковская инфраструктура — организации, обеспечивающие эффективное функционирование банковской системы: § информационное обеспечение (кредитные бюро, консалтинговые службы); § научное и методическое обеспечение (исследовательские учреждения, банковские ассоциации); § кадровое обеспечение (учебные заведения, бюро занятости); § коммуникационное обеспечение (системы связи, провайдеры услуг). Банковское законодательство включает совокупность официально определенных государством регулятивных и правоустанавливающих норм, направленных на достижение стабильной и эффективной работы банковской системы государства. Банковская система: § включает элементы, составляющие определенное единство; § имеет особенности и специфику в каждой стране; § способна к взаимозаменяемости элементов, но характеризуется высоким системным риском; § является динамической системой (развивается); § выступает как система «закрытого» типа (лицензирование, банковская тайна); § является самоорганизующейся системой; § является управляемой системой. Банковская система должна соответствовать определенным требованиям, к числу которых относят целостность, устойчивость, целенаправленность, гибкость, единообразие, оперативность, надежность, оптимальность, экономичность. Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющиебанковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов. На практике функционируют банки различного назначения. В зависимости от того или иного критерия их можно классифицировать следующим образом. Поформе собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки. Поправовой банки можно разделить на общества открытого и закрытого типа с ограниченной ответственностью. Пофункциональному назначению банки можно подразделить на эмиссионные, депозитные и коммерческие. Похарактеру выполняемых операции банки делятся на универсальные и специализированные. Универсальные банки могут выполнять весь набор банковских услуг, в числе специализированных банков находятся банки, специализирующиеся на внешнеэкономических операциях, ипотечные банки и др.
15.Особенности и виды страхования в РФ. Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды страхования: имущественное страхование, личное страхование и страхование ответственности. При этом, в отдельный вид страхования можно выделить перестрахование. Имущественное страхованиеДоговор страхования имущества оговаривает обязанности страховщика возместить страхователю или выгодоприобретателю материальный ущерб в застрахованном имуществе, в случае наступления страхового события. Личное страхованиеВ этом случае страховщик берет на себя обязанность выплатить предусмотренную договором сумму в случае, если наступление страхового события повлечет за собой ущерб здоровья страхователя (застрахованного лица) или его смерть. Страхование ответственностиЭто вид страхования предусматривает в качестве объекта страхования ответственность перед третьими лицами (гражданами либо предприятиями), которым потенциально может быть нанесен ущерб по причине каких-либо действий (бездействия) страхователя. Договор страхования ответственности перекладывает ответственность за возможный ущерб на страховую компанию, которая обязуется компенсировать страхователю суммы, которые он должен уплатить третьим лицам в качестве возмещения за причиненный ущерб. ПерестрахованиеОно представляет собой систему финансовых отношений, предусматривающую передачу части ответственности по финансовым рискам от основного страховщика другим страховым компаниям. Это делается для повышения финансовой устойчивости участников страхового рынка и комплектации сбалансированного страхового портфеля. 16.Сущность финансов предприятий и организаций. Основу экономической системы составляют финансы организаций (предприятий), поскольку именно здесь формируется преобладающая часть финансов. В экономике особую роль играют коммерческие организации (предприятия), т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Именно эти организации (предприятия) обслуживают сферу материального производства, где создается валовой национальный продукт и национальный доход — источник финансовых ресурсов для других звеньев системы финансов — государственных бюджетов (внебюджетных фондов) различных уровней, бюджетов домашних хозяйств (физических лиц), бюджетов других юридических лиц. Общественное значение финансов организаций проявляется в следующем: -финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов орг
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...