Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования рыночной экономики в современных условиях




 

В результате коренных социально-экономических реформ в 90-е годы прошлого века и эволюционных изменений 2000-2012 годов в России сложилась самобытная социально-экономическая система смешанного государственно-олигархо-рыночного типа, которая отличается следующими чертами:

А) огосударствлением экономики и социальной сферы. Доля государственной собственности применительно к созданию валового внутреннего продукта составляет около 60%, из которых немногим менее 40% занимают бюджетная сфера и внебюджетные государственные фонды и около 20% - государственные предприятия и организации типа "Газпрома", "Роснефти", РЖД, атомных электростанций, Группы

"ИНТЕР РАО" и "РусГидро", оборонного комплекса, космической промышленности, "Ростехнологий", "АвтоВАЗа", "Аэрофлота", "Связьинвеста", РОСНАНО и многих других;

Б) концентрацией олигархического капитала, сосредоточенного в руках миллиардеров и мультимиллионеров и охватывающего до 20% всех активов страны;

В) устаревшей материально-технической базой со средним износом основных фондов в размере около 50%, средним сроком службы машин и оборудования - 15 лет, коэффициентом выбытия старых фондов около 1%, а их обновлением - около 4% в год;

Г) отсталой структурой народного хозяйства с заниженной долей производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, особенно в части развития высокотехнологических наукоемких и инновационных отраслей. Чрезмерно низок удельный вес в ВВП экономики знаний, включающей науку, информационные технологии, образование, биотехнологии и здравоохранение. При этом повышенное внимание уделяется добыче нефти и газа, развитию сырьевых отраслей, производству полуфабрикатов и материалов. Особенно сильно отстала транспортная инфраструктура;

Д) ущербной финансовой системой с доминированием государственного бюджета, бюджетных и резервных государственных фондов - с подавляющей долей "коротких" денег для целей текущего финансирования при отсутствии сколь-нибудь крупных рыночных фондов "длинных" денег и необходимости для предприятий и организаций заимствовать их у иностранных инвесторов, в связи с чем корпоративный внешнеэкономический долг крайне высок и приближается к критической черте;

Е) исторически сложившейся допотопной системой территориального деления и управления с использованием для большинства субъектов Федерации самой неэффективной дотационной системы финансирования;

Ж) неразвитой социальной сферой, особенно в части охраны здоровья, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, где во многом сохранены пережитки социалистического иждивенчества;

З) преобладанием бюрократической системы решения назревших вопросов путем непрерывного внесения изменений в действующие экономические и социальные системы, причем изменений, как правило, не связанных с коренным качественным обновлением этих систем.

Осуществляемая экономическая и социальная политика в основном воспроизводит эти особенности нашей социально-экономической системы. Так было в "жирные" докризисные годы, так обстоит дело и в нынешний, "тощий", послекризисный период. В докризисное десятилетие экономика и социальная сфера развивались высокими темпами, обеспеченными не менее чем наполовину за счет большого притока валютной выручки, прежде всего из-за восьмикратного повышения цен на экспортную нефть и кратного повышения цен на другие виды сырья в 1998-2008 годах. В столь благоприятных условиях было трудно ожидать от правительства инициатив по коренному реформированию тех или иных сфер деятельности, поскольку назревшие вопросы разрешались за счет дополнительного финансирования из имеющихся, можно сказать - избыточных, источников. Тем самым существующие диспропорции и недостатки в социально-экономическом развитии как бы затушевывались, и на них не обращалось достаточного внимания.

После перехода к рыночной экономике Россия оказалась перед необходимостью ликвидировать свое технологическое отставание. Наша страна ввиду относительно высокой стоимости рабочей силы проигрывает по показателям издержек производства многим развивающимся странам. Для хорошего роста необходим сильный технологический рывок, и эта задача постепенно решается бизнесом. Развитые страны также будут развиваться в основном за счет технологических изменений, что даст повышение границы технологических возможностей. По данным национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", рост ВВП до 2050 года в среднем составляет 4%, так как прирост добычи ресурсов не ожидается. Однако возможны три различных сценария развития российской экономики. В том числе сценарий III - самый пессимистичный - прогнозирует падение до 10-11% уровня производительности труда в РФ по отношению к производительности труда США, принятой за 100%.

 

Рисунок 1. Темпы Роста ВВП в России за 1990-2012 гг.

 


Сценарий I - это сценарий "модернизации сверху", который предполагает прежний иерархический курс выполнения решений "сверху" без демократизации, политических и правовых реформ. Минимум первого варианта - это достижение 32% американской производительности труда. Максимум этого варианта - 37%. Сегодня наша производительность составляет 28-29% американской, и если к 2050 г. она поднимется лишь к 37%, значит, задачи модернизации Россия не решила. Это потеря шанса, но это наиболее вероятный на сегодняшний день вариант.

При реализации сценария II и интенсивного развития существенных перемен к 2050 г. уже не произойдет. Минимальный вариант сценария II выходит лишь на 36% мирового технологического уровня, соответственно, нужен скорейший переход к этому сценарию. Тогда экономика страны получает возможность выйти на 42,5% или даже на 50-54% (максимальный вариант) технологической границы в 2050 году.

Чтобы перейти на интенсивный сценарий потребуется серьезная реформа распределения доходов. Необходимо введение пенсионных платежей всего населения, - взносы должны обеспечивать получение в будущем достаточных пенсий. Медицинское страхование также должно поддерживаться взносами граждан. Проблема в том, что примерно половина населения не получает соответствующих доходов, поэтому нужно повысить заработную плату в бюджетном секторе. Средств на это нет. Но если напечатать дензнаки, повысить зарплату и параллельно у тех, кто ее получил, взять обязательный взнос в пенсионный и медицинский фонды, то тем самым можно, не разгоняя инфляцию, создать денежное предложение и обеспечить функционирование нормальной финансовой системы. Такой, которая может работать в рыночной экономике сколь угодно долго и при любых ценах на нефть. Также за счет выросшей денежной массы у фондов можно сформировать ресурсы для ипотечного кредитования жилищного строительства и обслуживания жилья. Тогда ситуация меняется, год - два будут колебания в уровне цен, но на второй или третий год может установиться общий баланс, ситуация в целом уравновесится и станет контролируемой.

Сегодня средств, собираемых через ЕСН у работодателей на пенсионные цели, без нефтяных доходов недостаточно для выплаты пенсий. И нельзя быть уверенными в нефтяных доходах. Причиной тому может стать не отсутствие нефти у страны, а нежелание ее добывать при том уровне мировых цен, который может сложиться в будущем. Другие страны будут, к примеру, все активнее добывать сланцевый газ, у них будет более высокая производительность, цены на нефть упадут, и рассчитывать на то, что система, сложившаяся еще в индустриальную эпоху, будет продолжать функционировать, мы не можем. А история учит, что падения цен на нефть до 8-12 долл. за баррель российский бюджет не выдержит.

Нужно изменить ситуацию в политическом и правовом поле, поскольку иначе в экономике не работают со всей возможной эффективностью рыночные механизмы. Для нормальной работы механизмов конкуренции необходимо снять с бизнеса массу правовых и политических ограничений. Чтобы рынок мог нормально функционировать необходимо установить верховенство закона для всех без исключения. Пока этого нет, бизнес не будет вкладывать деньги в достижение высокой эффективности.

Развитие событий в России оставляет надежду на то, что потребуется не так много времени, чтобы добиться перемен. Однако эти перемены необходимы для дальнейшего развития на равнее с ведущими мировыми державами.


Заключение

 

Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм - это и есть предельные общественные издержки.

Государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

По мере эволюции рыночных отношений менялось представление о месте и роли государства в рыночной экономике, а также о масштабах государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. В социально ориентированной рыночной экономике государственное регулирование экономики направлено на устранение несовершенства рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

К основным направлениям государственного регулирования экономики относятся: обеспечение правовой основы экономической деятельности, создание общественных благ, проведение антимонопольной политики, создание инфраструктуры, перераспределение доходов, проведение фискальной политики, поддержка малого бизнеса, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.

Существуют пределы государственного регулирования экономики. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Чрезмерное участие государства в экономической жизни общества может привести к исчезновению стимулов у предпринимателей и работников трудиться эффективно и ответственно.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.


Список литературы

1. Аганбегян А.Г. Материалы лекций

. Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005. - 248 с;

. Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2004г, №4. - с. 12-13;

. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика"", 2004. - 125 с;

. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005. - с. 98-100;

. Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9. - с. 56-58;

. Лившиц В.И. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебное пособие.- Томск: Изд. ТПУ, 20046. - 303 с;

. Макконел К.Р., Брю С.Л. "Экономикс". - М.: изд. "Республика", 2004. - 211 с;

. Основы экономической теории. Книга 1.- М.: - Юристъ, 2005. - 198 с;

. Тарасевич. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. - 305 с;

. Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - 3-е изд., перераб. М.: Издательство БЕК, 2005. - с. 295-296.

.Юрьева Т.В. Социальная Экономика Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. - М.: Дрофа, 2001.

. Ясин Е.Г. Материалы лекций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...