Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VI. Положения, касающиеся перевозки, производимой последовательно несколькими перевозчиками




Положения, касающиеся перевозки, осуществляемой последовательно несколькими перевозчиками, содержащиеся в данной главе, служат для регламентации условий договора перевозки в тех случаях, когда транспортировка осуществляется несколькими перевозчиками. Последовательная перевозка разными перевозчиками может осуществляться в силу ряда политических, экономических и правовых причин и предпосылок. К таковым следует отнести: запрет или ограничение деятельности перевозчиков отдельных государств в той или иной стране; временное закрытие государственных границ; эмбарго на деятельность отдельных перевозчиков в той или иной стране; протекционистская поддержка перевозчиков своей страны экономическими и административными методами; нежелание отдельных перевозчиков работать в той или иной стране; запреты своих государств на их деятельность в некоторых странах; договоренности с перевозчиками других стран о разделе рынка; отсутствие агента перевозчика в стране назначения; наличие обратного грузопотока в транзитных странах маршрута и другое.

 

Статья 34

Последовательная перевозка несколькими перевозчиками или возможность такой процедуры транспортировки груза не должны быть обязательно оговорены в договоре перевозки. Однако добросовестный перевозчик может поставить об этом в известность отправителя. Конвенция не запрещает отправителю указывать в договоре и делать отметки в накладной, запрещающие производить перегрузку товара в другие транспортные средства и использовать других перевозчиков. Такие оговорки должны быть приняты перевозчиком, и только в этом случае перевозчику нельзя будет осуществлять транспортировку груза при участии нескольких последовательных перевозчиков.

Декларируется солидарная ответственность по договору перевозки, которая означает, что каждый последующий перевозчик, принимая груз вместе с накладной, вступает тем самым в этот договор и принимает на себя возникающие по нему обязательства в полной мере. Каждый последующий перевозчик безоговорочно принимает все условия ранее заключенного договора международной перевозки груза.

 

Статья 35

П.1. Ссылка на пункт 2 статьи 8 означает, что, принимая груз от своего предшественника, последующий перевозчик как бы становится «перевозчиком», а его предшественник «отправителем» в терминах и понятиях указанного пункта статьи 8. Но если последующий перевозчик принимает транспортное средство или контейнер за таможенными пломбами, то именно такую отметку ему следует сделать в накладной, с которой предшествующий перевозчик должен согласиться.

 

П.2. Внесение во второй экземпляр накладной своего имени и адреса и выдача расписки своему предшественнику является доказательством prima facie того, что последующий перевозчик вступил в договор перевозки и принял груз. При этом предыдущий перевозчик как бы является «отправителем», а последующий - «перевозчиком» в терминах и понятиях статьи 9. Если последующий перевозчик не делает никаких мотивированных оговорок в накладной, то с этого момента начинается презумпция его вины за груз, принятый в хорошем состоянии. Если последующий перевозчик сделал в накладной оговорки, то они будут иметь юридическую силу, если были приняты предыдущим перевозчиком.

 

Статья 36

Лицо, имеющее право предъявить требование, как правило, не знает, на участке какого перевозчика произошла не сохранность груза или нарушение срока доставки. Поэтому такому лицу предоставляется выбор, кому именно предъявить иск. Отправителю, как правило, удобнее подавать иск первому перевозчику, а получателю - последнему. Однако не будет противоречить положениям Конвенции предъявление исков правомочным лицом всем перевозчикам, участвовавшим в реализации договора, или некоторым из них.

В случае если один или несколько перевозчиков имеют встречные требования к правомочному по договору лицу (отправителю или получателю), то последнее должно разрешать споры по взаимным претензиям в надлежащем суде или арбитраже только с этим или этими перевозчиками. Если встречное требование какого-либо перевозчика предъявлено после иска правомочного по договору лица, то это лицо должно переоформить свои требования на имя перевозчика, предъявившего встречный иск.

 

Статья 37

Чаще всего один перевозчик принимает от другого опломбированное таможенными органами в соответствии с Конвенцией МДП транспортное средство или контейнеры. Если они не содержат видимых повреждений, то у последующего перевозчика нет веских оснований вносить в накладную и расписку мотивированные оговорки на основании положений статьи 35 настоящей Конвенции. В этих случаях конкретную ответственность отдельных перевозчиков установить практически невозможно и она распределяется на каждого из них в соответствии с подпунктом с) данной статьи.

Некоторые из последовательных перевозчиков могут доказать другим свою невиновность, если фактами выборочных проверок грузов таможенными органами было установлено, что груз на момент вскрытия транспортного средства или контейнеров уже был поврежден или частично утрачен. Такие доказательства будут иметь силу, если из содержания таможенных документов можно установить объем и характер порчи, повреждений и утрат, а также их причины.

В данном контексте, под провозными платежами следует понимать те суммы, которые непосредственно отражают перевозочную работу каждого из участников последовательной доставки груза. Чаще всего пропорции определяются долями фактически пройденного расстояния каждым из перевозчиков.

 

Статья 38

Под неплатежеспособностью понимается отсутствие у какого-либо из перевозчиков финансовых возможностей удовлетворить предписанное судом или арбитражем требование о возмещении ущерба в данный момент времени. Требование одного или нескольких перевозчиков к неплатежеспособному перевозчику на основании решения дела по регрессному иску должно быть квалифицировано как неисполнение последним денежного обязательства и разрешаться на основе положений главы IV Конвенции и норм применимого права, в соответствии с которым регулируются условия договора международной перевозки груза, не попавшие под юрисдикцию Конвенции.

Положения этой статьи относятся только к взаимоотношениям между перевозчиками, участвовавшими в транспортировке груза, и никоим образом не меняют отношений отправителя или получателя с перевозчиком-ответчиком: предъявителю требования безразлично, кто из последовательных перевозчиков является неплатежеспособным.

 

Статья 39

П.1. Правомочное по договору лицо (отправитель или получатель) предъявляют иск одному из перевозчиков, участвовавших в транспортировке груза. Если судом или арбитражем вынесено положительное решение в пользу истца, то полный размер возмещения ответчик должен выплатить независимо от того, кто конкретно из последовательных перевозчиков на самом деле виновен в повреждении, порче, полной или частичной утрате груза или в нарушении срока доставки. После выплаты возмещения перевозчик имеет право предъявить регрессные иски одному, нескольким или всем остальным перевозчикам в соответствии с положениями статьи 37.

Если перевозчик, являвшийся ответчиком по иску, уведомил других перевозчиков о процессе и пригласил их принять участие в слушании дела, то у последних нет формальных оснований оспаривать правомочность регрессных требований к ним, если они предъявлены в соответствии с положениями данной главы Конвенции.

В противном случае, соответчики по иску могут доказать, что перевозчик, которому был предъявлен иск, не принял все необходимые меры и не предоставил законные обстоятельства отсутствия вины перевозчиков. В этом контексте при рассмотрении регрессного иска ответчики по нему могут доказать ненадлежащие действия или бездействие такого перевозчика, заключавшиеся в том, что он не смог доказать отсутствие своей вины.

 

П.2. Регрессный иск может быть возбужден в одном и том же суде против всех перевозчиков, участвовавших в перевозке.

Регрессный иск должен быть предъявлен каждому из перевозчиков в отдельности либо в местах, исходя из положений данного пункта, либо в надлежащем суде по месту заключения договора перевозки, если это место находится в стране-участнице настоящей Конвенции. Второй вывод основывается на принципе солидарной ответственности, то есть на том, что все перевозчики, участвовавшие в перевозке, равноправно являлись стороной договора. Истец должен представить доказательства вступления других перевозчиков в договор, а также то, что иск основан на положениях данной главы Конвенции и/или других нормах применимого к данному договору перевозки права.

 

П.3. См. комментарии к пункту 3 статьи 31 и к статьям 33 и 40.

 

П.4. Положения статьи 32 в полной мере применяются по регрессным искам для исчисления сроков исковой давности, правил их продления, прерывания и возобновления. Исключение составляет правомочность применения пункта 2 этой статьи, так как обязательная претензионная процедура предварительного рассмотрения споров по регрессным требованиям одного перевозчика к другим Конвенцией не установлена. См. комментарии к статье 40.

 

Статья 40

По аналогии с генеральными соглашениями (бланкетными договорами), в которых грузовладелец и перевозчик оговаривают основные условия своих взаимоотношений по договору перевозки, перевозчики также могут заключать между собой двусторонние и многосторонние генеральные соглашения об основах их взаимоотношений как последовательных перевозчиков. Такие соглашения носят рамочный характер и заключаются в случае долгосрочного сотрудничества двух или нескольких перевозчиков. Соглашения призваны дополнять и конкретизировать положения данной главы Конвенции, но не противоречить ей.

В таких соглашениях указываются: географические и страховые зоны интересов и деятельности каждого из перевозчиков; порядок и сроки информирования друг друга об осуществлении последовательной перевозки; процедура передачи и приема груза; формы расписок и других передаточных документов; процедура расчетов и взаиморасчетов между собой; правила распределения ответственности между перевозчиками; претензионный характер предварительного рассмотрения споров; согласованные для рассмотрения споров суды или арбитражи; сроки уведомления других, участвовавших в транспортировке, перевозчиков; о возбуждении грузовладельцем требования по грузу и сроках начала рассмотрения дела; любые другие условия, согласованные сторонами. Такие генеральные соглашения (бланкетные договоры) не должны носить картельный характер и быть направлены против третьих лиц.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...