Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выдающиеся представители духовной культуры




Евфросиния Полоцкая, Кирилл Гуровский, Франциск Скорина

Белорусская земля с давних времен была богата выдающимися представителями духовной и культурной жизни, чьи имена и произведения ныне известны миру. В XII веке Беларусь прославили Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский, в XVI и XVII веках – Франциск Скорина и Симеон Полоцкий.

Святая Евфросиния Полоцкая, княжна Предслава, родилась около 1101 года в Полоцке. С 12 лет, по собственному желанию, она поселилась в Софийском соборе и стала переписывать церковные книги для его библиотеки, ставшей уже тогда крупнейшим духовно-культурным центром и Полоцкого княжества, и всего древнерусского государства. Этой святой миссии Ефросиния Полоцкая отдала немало лет своей жизни, явившисьпервой белорусской и, по некоторым данным, даже восточнославянской просветительницей [34, с.399].

Она переписывала и распространяла книги, возможно, писала и летописи, и свои собственные произведения. «Житие Евфросинии Полоцкой» стало первым житием в Беларуси – сохранился список XIV века с оригинала конца XII века.

В 1161 году по инициативе Евфросинии Полоцкой на месте деревянной церкви Преображения, где она поселилась к тому времени, был построен каменный Спасо-Преображенский собор - единственный памятник зодчества XII века в Беларуси, уникальный образец древнего белорусского зодчества. Спасо-Евфросиниевский Собор повлиял на всё дальнейшее строительство православных храмов в восточно-славянских землях. Этот символ духовного порыва дошел до наших времен почти в первозданном виде. С именем Евфросинии Полоцкой связано и создание мужского Богородицкого монастыря с храмом Пресвятой Богородицы.

Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. С 1943 года мощи преподобной Евфросинии Полоцкой хранятся в Полоцком монастыре.

Кроме Евфросинии Полоцкой на ниве литературной и культурно-просветительской деятельности плодотворно трудились Кирилл Туровский, прозванный за свое ораторское мастерство Златоустом, а также Климент Смоляцич, Аврамий Смоленский и др.

Знаменитый проповедник и духовный писатель XII века Кирилл Туровский (1130-1182 гг.)родился и прожил всю жизнь в древнем белорусском городе Турове. Он был высокообразован и специально учился красноречию. Уже в зрелые годы принял пострижение в монастыре, из которого через некоторое время ушел в «затвор», «затворился в столп» - отдельно стоячую башню, в которой занимался духовным самосовершенствованием. Именно, в затворе он написал некоторые дошедшие до нас произведения, наполненные аскетическим воодушевлением, стремлением к познанию Бога и мира [34, с.403].

Кирилл Туровский остался в истории выдающимся религиозно-политическим деятелем, «Златоустом, больше всех на Руси воссиявшим». До наших времен дошли его «Слова» - проповеди, поучения, молитвы, каноны. Он стремился донести до современников смысл и значение христианских догматов и символов. Его произведения значительно обогатили язык и культуру белорусского народа. Кирилл Туровский причислен к лику святых. В центре Турова, на замковой горе поставлен памятник Святителю Белорусской земли.

Благоприятные условия для развития культуры возникли с образованием в XIII в. Великого княжества Литовского. В нем старобелорусский язык стал государственным. Юридически это было закреплено в 1566 г., когда был принят во второй редакции Статут Великого княжества Литовского. Близость Великого княжества литовского к странам Центральной и Западной Европы, достаточно высокий для того времени уровень духовного развития его населения благоприятствовали тому, что и в этот край пришли прогрессивные идеи Возрождения (Ренессанса) и Реформации.

В это время белорусский народ дал мировой цивилизации немало выдающихся деятелей науки и культуры, среди которых первое место принадлежит белорусскому и восточнославянскому первопечатнику, просветителю и мыслителю Франциску Скорине, который родился в Полоцке, предположительно в 1480-х годах. Франциск получил прекрасное разностороннее образование в Краковском университете и получил степень «доктора свободных искусств» [34, с. 425].

В 1517 году в Праге Франциск Скорина начал свою книгоиздательскую деятельность. 6 августа 1517 года в Праге вышла Псалтырь – первая из книг «Библии русской», напечатанная на кириллице. К 1520 году вышли 23 библейские книги Ветхого завета, ставшие уникальным, удивительным памятником мировой культуры, белорусской культуры.

Франциск Скорина являлся крупнейшим просветителем своего времени. Одним из высших орденов независимой Республики Беларусь стал орден Франциска Скорины.

Марк Шагал

Марк Шагал — график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из лидеров мирового авангарда 20 века. Творчество художника всю жизнь было неразрывно связано с его «малой родиной» - небольшим белорусским местечком Лиозно и городом Витебском.

Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 года в местечке Лиозно в еврейской семье. Отец будущего великого экспрессиониста Захар Шагал работал на рыбном складе. В семье было девять детей, старшим из которых и был Марк. В 9 лет Марк начал брать частные уроки рисования. Его первыми холстами стали развешанные над кроватью мешки [6, с. 226].

Первым учителем Шагала стал яркий витебский художник Иегуда Пэн. Дальнейшую учебу Марк продолжил в Петербурге: он был принят без экзаменов сразу на третий курс школы Общества поощрения художеств, которой руководил Николай Рерих. Позднее Шагал поступил в знаменитую частную школу Елизаветы Званцевой, где преподавал его земляк - белорус Лев Бакст, уроженец Гродно.

По возвращении в родной Витебск Шагал встречает свою музу - Беллу Розенфельд. Именно тогда на его полотнах появляются летающие над милым сердцу местечком влюбленные.

В 1910 году художник уезжает в Париж, который называл «вторым Витебском». Он поселился в знаменитом «Улье» на Монпарнасе, где сразу оказался в центре главных событий на «кухне» живописи. Для первых картин Шагала, его друг поэт Гийом Аполлинер (также имеющий белорусские корни) придумал определение - «surnaturel», что значит сверхъестественное. Позже это слово перефразировалось и стало термином - сюрреализм. Но Шагал все время был в поиске нового и отказался подписаться под манифестом сюрреалистов. Поэт Блез Сандрар (Blaise Cendrars) назвал Марка Шагала лучшим колористом своего времени [6, с. 228].

В 1914 году в Берлине прошла первая персональная художественная выставка Шагала, на которой было представлено 40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков. Этот показ стал началом триумфа художника.

После Октябрьской революции Шагал становится комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. По его инициативе в городе было открыто Народное художественное училище, где работали лучшие художники, скульпторы и искусствоведы того времени – Иегуда Пэн, Мстислав Добужинский, Казимир Малевич, Эль Лисицкий и другие.

Позднее художник переезжает в Москву, где за 30 дней создает цикл живописных панно для зрительного зала Еврейского камерного театра - композиции «Введение в Еврейский театр» и «Любовь на сцене», четыре аллегории искусств «Музыка», «Танец», «Драма (Театр)», «Литература», а также фриз «Свадебный стол».

В 1922 году Марк Шагал покидает Россию. В 1923 во Франции выходит в свет книга Марка Шагала «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Его выставки проходят по всему миру: в Париже, Берлине, Кельне, Дрездене, Нью-Йорке, Будапеште, Амстердаме, Базеле, Праге, Лондоне.

В 1941 году Шагал с семьей был вынужден искать спасения от нацизма и переехать на временное жительство в США. Здесь он создает удивительно красочные декорации и костюмы к балетам П.Чайковского и И.Стравинского.

Интерес к работам Шагала, существовавший на протяжении всего периода его творчества, особенно усиливается после Второй Мировой войны. В 1940-х -1950-х годах по Европе с неожиданным успехом проходят многочисленные персональные выставки мастера. Это приносит ему новую волну заказов. В 1960 году он расписывает стены парижской Гранд-Опера, создает несколько витражей и мозаик для католического храма в Меце, затем оформляет, основываясь на библейских текстах двенадцать окон синагоги в Иерусалиме. В 1964 по специальному заказу исполняет витраж и мозаичное панно для здания ООН в Нью-Йорке. В последующие два года Шагал завершает работу над фресками в New York Metropolitan Opera и там же оформляет постановку оперы «Волшебная флейта».

В 1973 в Ницце открылся музей Марка Шагала под названием «Le Musee National Message Biblique Marc Chagall», что означает «Библейское послание Марка Шагала» [6, с.229]. В 1977 в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника. Провинциальный художник из белорусского местечка стал мастером с мировым именем.

Работы Марка Шагала можно увидеть в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств имени Пушкина, музее-квартире Бродского, художественных музеях Гренобля, Краснодара, Пскова, в частных собраниях Москвы и Петербурга, а также в собраниях парижского Центра современного Искусства Помпиду, мемориального музея Шагала в Ницце.

В Беларуси с именем великого художника связаны два города — Лиозно и Витебск. В Лиозно в доме бабушки прошло детство Шагала, а родной Витебск художник любил до такой степени, что изображал практически в каждой своей работе. Родной город стал тем источником, из которого Марк Захарович всю свою долгую жизнь черпал вдохновение и сюжеты для работ.

Сегодня в здании Народного художественного училища, открытого Шагалом в 1919 году, находится Центр современного искусства. С начала 1991 года в Витебске ежегодно проводятся Шагаловские дни. В их программу входят Шагаловские чтения, пленэры, презентации выставок, музыкальные фестивали, праздник на улице Покровской и другие мероприятия.

На Покровской улице сохранился дом, который в начале 1900-х годов построил отец Шагала. Теперь там открыт музей художника. В его экспозиции представлены предметы быта рубежа XIX-XX веков, а также копии архивных документов и работ художника. Здесь же в день рождения мастера проходит праздник «В гостях у Марка и Бэлы».

В 1992 году в Витебске появился Арт-центр Марка Шагала. Здесь постоянно проводятся выставки графических работ художника: литографии, ксилографии, офорты, акватинты. В коллекции музея имеются серия иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мертвые души» (1923-1925), серии цветных литографий на тему «Библия», созданные в 1956 и 1960 годах, цикл цветных литографий «12 колен Израиля» (1960) и другие работы Марка Шагала[30, c. 212].

Таким образом, изучение исторического культурного и архитектурного наследия на территории Беларуси позволяет сделать следующие выводы.

Историческое развитие Беларуси и особенности ее географического положения обусловили значительное количество памятников историко-культурного наследия. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями.

На сегодняшний день, согласно Национальной программе развития туризма, в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценностей, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства.

В соответствии со своими свойствами материальные историко-культурные ценности, которые включены в Государственный список делятся на четыре категории: «0», «1», «2», «3».

“0” категория – это историко-культурные ценности, включённые или предложенные для включения в Список мирового наследия. Под “0” категорией в Государственном списке отмечено 9 объектов. Это такие объекты как дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже Минской области, Борисоглебская (Коложская) церковь ХП в. в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района Гродненской области, Замковый комплекс “Мир” в г.п. Мир Кореличского района Гродненской области, Дуга меридиана Струве (21 пункт) на территории Брестской области, Каменецкая башня в г. Каменец Брестской области, Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле.

“1” категория – это наиболее уникальные историко-культурные ценностью художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес. К категории “1” отнесены 42 объекта. Среди них – исторические центры г. Минска и г. Гродно, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в г. Полоцке Витебской области, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др.

“2” – это достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики. К категории “2” отнесены 562 объекта. Среди них исторические центры городов Беларуси: Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Барановичского района Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костёл Иоанна Крестителя в д. Комаи Поставского района Витебской области и многие другие.

“3” – историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отельных регионов республики.

Наличие столь большого числа достопримечательностей высокой культурной и исторической ценности обуславливает значительность туристического потенциала страны, что делает ее привлекательным туристическим регионом как для внутреннего, так и для международного туризма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...