Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Играем эпизод «Кормление Малашечки».

Игра-драматизация по сказке В.Даля «Привередница».

Старшая группа детского сада

2 часть программы «Риторика + Театр» - «Путешествие по стране Красноречия», 3-й год обучения.

 

Занятие.

Цели и задачи:

- Дать представление о том, как и кем создаются народные сказки;

- познакомить со сказкой В.И.Даля «Привередница».

 

На занятии используются: карта страны Красноречия, текст сказки В.И.Даля «Привередница», карандаши и фломастеры.

 

Ход занятия.

 

Дети и педагог располагаются в кабинете в обычном порядке: дети сидят полукругом на стульчиках, перед ними на таком же стульчике – взрослый.

Карта страны Красноречия висит на стене напротив детей.

  1. Ритуал приветствия. «Доброе утро в ладошку».
  2. Педагог предлагает отправиться в путешествие по стране Красноречия и побывать сегодня в долине Сказок. Показывает на карте, где расположена эта долина. Проводит игру «Взлёт ракеты».

Педагог. Летим в долину Сказок! Сядьте, как в кабине космического корабля. Экипаж, к старту ракеты приготовиться!

Дети. Есть, к старту ракеты приготовиться!

Педагог. Пристегнуть ремни!

Дети. Есть, пристегнуть ремни!

Педагог. Включить контакты!

Дети. Есть, включить контакты!

Педагог. Завести моторы!

Дети. Есть, завести моторы!

Вместе. 5,4,3,2,1. Пуск! (издаём звук «а», похлопывая при этом ладошкой по губам).

Педагог. Закройте глаза. (пауза) Откройте глаза! Поздравляю, перелёт прошёл удачно – мы в долине Сказок.

 

  1. Беседа о народной сказке.

Вопросы педагога: Ребята, знаете ли вы детских писателей? (ответы детей)

Что они для вас написали? (ответы детей)

Знаете ли вы народные сказки? Какие? (ответы)

А как вы думаете, кто написал народные сказки?

(Часто в ответ звучит: народ.)

Как вы себе это представляете? Собрались люди на площади и все вместе начали выдумывать сказки? Или как–то иначе?

(Идею о коллективном сочинительстве, дети, как правило, отвергают, но и другого варианта не предлагают. Но теперь они готовы выслушать версию педагога.)

Рассказ педагога. Давно это было… Когда не было в домах электричества, не развлекал по вечерам людей телевизор. Собиралась вся большая семья зимним вечером у стола, где горела лучина. Взрослые занимались рукоделием, только совсем маленькие смотрели на них с тёплой печки. И начинала свой сказочный рассказ бабушка. Про страны заморские, про царевичей смелых, про девушек красавиц, что томятся в темницах Кощеевых, про ковёр-самолёт, про скатерть-самобранку. Лучина мерцала в полутёмной избе, сказка как живая разворачивалась перед ребятишками. Не забывалась эта история, рассказанная в такой волшебной обстановке. Вырастали дети, становились взрослыми и теперь уже они сами сказывали своим детям и внукам про Ивана царевича и бабу Ягу. Так жила сказка сотни лет и до нас с вами дожила. Никто не помнит, как звали первую бабушку или деда, рассказавшего сказку, точного автора у сказки нет. Вот и говорят – её народ сложил. Сложил и сберёг. И вы запоминайте сказки, берегите, потом своим детям сказывать будете.

Сегодня я расскажу вам русскую народную сказку, которую немного переработал и записал Владимир Иванович Даль, знаменитый ценитель и хранитель русского народного слова. Сказка эта называется «Привередница».

  1. Сказка «Привередница».
  2. Беседа-обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- какую русскую народную сказку вам напомнила сказка «Привередница»?

- Как вы поняли, кого называют привередливым? Почему Малашечку называли привередницей?

- Чем обидела Малаша яблоньку, печку и речку?

- Почему они ей не помогли, когда она искала братца?

- Кто помог найти Ивашечку?

- Почему яблонька, печка и речка спрятали детей от гусей-лебедей?

- Как вы думаете, изменилась ли Малашечка с тех пор? Какой она стала и почему?

6. Хотите ли вы оживить эту сказку? Поиграть в неё?

Сегодня мы уже не успеем, но на следующем занятии начнём играть. Но как же мы вернёмся именно в эту сказку, как отыщем её в долине сказок? (Надо поставить какой-то знак, по которому мы сразу определим, что здесь живёт именно эта сказка.)

Педагог и дети вместе придумывают, что должно быть нарисовано на этом знаке, рисуют его на карте и раскрашивают.

  1. Пора возвращаться в детский сад.

Игра «Взлёт ракеты».

Вот мы снова в детском саду, в нашей группе. А вот и наша воспитательница!

До свидания, ребятки! (До свидания!)

Е занятие.

Цели и задачи:

- вместе с детьми составить план игры –драматизации, выделив в сказке игровые эпизоды;

- ввести понятия «эпизод», «план игры».

 

На занятии используются карта страны Красноречия, «Сказочная дорожка», бумага для рисунков, карандаши, фломастеры.

 

Предполагается использование двух рабочих зон: традиционное место занятия и столы, за которыми дети будут рисовать.

 

Ход занятия.

  1. «Доброе утро в ладошку!» - ритуал приветствия.
  2. Взлёт ракеты в долину Сказок, в сказку «Привередница».

(предварительно определяется, где находится в стране Красноречия долина Сказок; затем, сказка «Привередница» отыскивается по значку, нарисованному на прошлом занятии.)

  1. План игры-драматизации.

Педагог предлагает детям начать оживлять сказку, поиграть в неё. Но для того, чтобы сказка разворачивалась по порядку, надо вспомнить, что в ней следует за чем. Сказка ведь очень длинная, в ней много эпизодов. Эпизод – это небольшая часть сказки, где случается что-то одно и герои весь эпизод одни и те же. Давайте составим себе в помощь план игры, то есть все эпизоды расположим по порядку.

Составление плана игры.

С чего начинается сказка? С каких событий? – (мама и папа собираются в город и просят Малашечку присмотреть за братцем.)

Это и есть 1-й эпизод нашей сказки и нашего плана игры.

По мере составления плана на стенде или доске выкладывается «Сказочная дорожка», в которой каждому эпизоду соответствует отдельный рисунок-значок. Они заранее приготовлены педагогом.

2- йэпизод – девочка заигралась, вернулась, а братца нет.

3- й эпизод – разговор Малашечки с печкой.

4- й эпизод – разговор Малашечки с яблоней.

5- й эпизод – разговор Малашечки с речкой.

6- й эпизод – встреча с ёжиком.

7- й эпизод – в доме Бабы Яги.

8- й эпизод – вторая встреча с речкой.

9- й эпизод – вторая встреча с яблоней.

10- й эпизод – вторая встреча с печкой.

11- й эпизод – встреча с родителями.

 

  1. Посмотрите, какая сказочная дорожка у нас получилась. На ней обозначены все эпизоды нашей игры. Это наш план.

Внимательно приглядитесь к нему. Подумайте, какой эпизод самый важный для Малашечки, для всей сказки. Если этот эпизод убрать, то сказки бы не было. Нарисуйте рисунок к этому эпизоду.

(Дети переходят к столам, садятся и рисуют, выбранные эпизоды. Педагог потихоньку в беседе с каждым узнаёт, почему выбран тот или иной эпизод, записывает эту информацию.)

  1. Взлёт ракеты. Возвращение в детский сад. До свидания!

 

 

Е занятие.

Цели и задачи:

- развитие речи;

- развитие воображения;

- освоение интонаций ласковой просьбы и капризничанья;

- артикуляционный тренинг.

 

На занятии используются: карта страны Красноречия, «Сказочная дорожка», реквизит (стол, стул, тарелка, ложка).

 

Ход занятия:

Доброе утро в ладошку».

2. Взлёт ракеты. Сначала летим в Пещеру голоса, где всегда провидим тренировки речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика – Сказка «Про мальчика Язычка».

3. Переход в долину Сказок. Это расстояние можно преодолеть пешком. Мы проходим бесшумно, на цыпочках, чтобы вездесущий Кляксич, вечно вредящий нашему освоению красноречия, не услышал. Сделав круг по комнате, возвращаемся на свои места, но мы уже в сказке «Привередница».

4. Игра - драматизация.

Педагог рассказывает детям, что в сказке жизнь Малашечки с родителями описывается словами, а нам нужно в эту жизнь поиграть, чтобы стало видно, как общалась девочка с родителями, чтобы без слов сказочника было ясно, что она привередница.

Давайте придумаем, как проходил завтрак Малашечки. (Вместе с детьми создаём модель завтрака, во время которого мама уговаривает поесть, предлагая разные блюда, а Малашечке ничего не нравится, она капризничает, в каждом блюде её что-то не устраивает.

Таким образом, актёрские и речевые задачи мамы и девочки определены.)

Играем эпизод «Кормление Малашечки».

А) сначала все дети по очереди играют роль мамы, а педагог – Малашечки. (это оправдано тем, что роль заботливой мамы в опыте детей уже есть, а вот взгляд со стороны на непривлекательные капризы – вряд ли, или не у всех. К тому же педагог даёт выразительный, яркий, экспрессивный вариант избалованности и даёт направление поиска речевого, т.е. чем не устраивает девочку та или иная еда.)

Б) После того, как поиграли все, меняемся ролями: теперь педагог – мама, а дети – Малашечки.

 

5. Заключение. Вот с этого эпизода мы будем начинать игру. Добавим в «Сказочной дорожке» значок этого эпизода. Продолжение игры – на следующем занятии.

6. Взлёт ракеты. Возвращение в детский сад. До свидания!

 

Е занятие.

Цели и задачи:

- артикуляционный и дикционный тренинг;

- развитие речи;

- освоение 1-го и 2-го эпизодов сказки.

 

На занятии используются: карта страны Красноречия, «Сказочная дорожка», реквизит 1-го эпизода.

 

Ход занятия.

  1. «Доброе утро в ладошку».
  2. Взлёт ракеты.
  3. Пещера Голоса.

Артикуляционный тренинг – сказка «О мальчике Язычке»;

Дикционный тренинг – работа со скороговоркой «Мама милу с мылом мыла». Принцип: Выученную скороговорку произносят хором в трёх темпах (медленно, нормально, быстро), каждый темп по три раза. Затем, можно отработать точное произношение в группах по 3-4 человека и, наконец, отдельно с каждым. В зависимости от количества времени, которым мы располагаем.

  1. Переход в долину сказок, в сказку «Привередница».
  2. Игра - драматизация 1 и 2 эпизодов.

Игра проходит по группам в 4 человека, по числу действующих лиц в эпизодах: мама, папа, Малашечка, Ивашечка.

Обустраивается игровое пространство деревенского дома, где обязательны стол, стул, посуда, а остальное зависит от творческого воображения детей.

Содержание эпизодов и задачи персонажей:

- Мама уговаривает Малашечку поесть;

- Малаша капризничает;

- входит папа, сообщает, что нужно ехать в город на ярмарку;

- мама уговаривает Малашу посмотреть за братиком;

- Девочка отказывается;

- папа и мама обещают подарки;

- Малаша соглашается, когда количество их достигает трёх.

- родители уходят.

Ивашечка, вероятно столь мал, что ещё не говорит, он может всю сцену играть на полу кубиками или чем-нибудь подобным.

В зависимости от числа детей в группе (занятия проходят по подгруппам) игра проводится 2-3 раза. В тот раз, когда дети не заняты в основных ролях, можно обозначить их участие как соседей, жителей деревни, наблюдающих всю эту сцену. Это здорово помогает детям не отвлекаться от игры, ибо она каждый раз для всех.

6. Взлёт ракеты. Возвращение в детский сад. До свидания!

 

Е занятие.

Цели задачи:

- развитие речи;

- развитие артикуляции и дикции;

- Освоение 3, 4, 5, 6 эпизодов сказки;

- решение актёрских задач в данных сценах.

 

На занятии используются: Карта страны Красноречия, «Сказочная дорожка», декорации (печка, яблоня), костюм речки, костюм ёжика.

 

Ход занятия.

Доброе утро в ладошку».

Взлёт ракеты.

Пещера голоса.

Гимнастика для языка.

Работа со скороговоркой «Мама Милу с мылом мыла» - произнесение с разной степенью громкости (тихо, нормально, громко), с интонацией радостного сообщения, ужасного события, с вопросительной интонацией, выясняя, кто мыл Милу и кого мыла мама.

Переход в долину Сказок.

Игра - драматизация.

Организуем игровое пространство. Места действия должны сменять одно другое, легче всего расположить их в ряд и обозначить декорациями (печка, яблоня,) и присутствием персонажей (речка и ёжик). У нас декорации печки и яблони объёмные, устойчивые, за ними прячутся дети, озвучивающие их. Эпизод сказки, в котором Малашечка заигралась с подружками, забыла про братика, и его унесли гуси-лебеди, мы сознательно не берём для оживления, его озвучивает ведущий-педагог. К этому мы пришли, исходя из опыта работы с этой сказкой. Эта сцена удлиняла и без того не маленькую игру, перенаселяла игру персонажами. Да и необходимое нагнетание напряжения и тревоги лучше удаётся взрослому. Который присутствует в игре-драматизации, как наблюдающий и помогающий сказочник.

В этой части сказки играет 5 персонажей, остальные дети могут быть лесными жителями, птичками на деревьях и т.п.

 

Содержание игры и задачи персонажей:

- Малашечка бежит по лесу и видит печку, спрашивает у неё, не видела ли та, куда понесли гуси-лебеди Ивашечку.

- Приказной тон не нравится печке, но она всё-таки даёт девочке шанс понравиться ей, предлагает попробовать ржаного пирожка;

-Малашечка отказывается есть такую убогую пищу;

- Печка не отвечает ей, куда полетели гуси;

- По такому же принципу строятся встреча с яблоней и речкой;

- Скитания по лесу до встречи с ёжиком живописуются ведущим, так же как и перемена, произошедшая в Малашечке.

- Встретив ёжика, девочка говорит с ним другим тоном и ёжик показывает её дорогу к дому Бабы Яги.

 

Игра проводится несколько раз. Если за одно занятие наигрались не все, то игру необходимо повторить на следующем. Но обычно некоторые дети ждут СВОЕЙ роли, т.е. роли гуся-лебедя или роли Бабы Яги. И на следующем занятии пристрастия определятся, и будет достаточно одного проигрыша.

  1. Взлёт ракеты. Возвращение в детский сад. До свидания!

Е занятие.

Цели и задачи:

- развитие речи;

- освоение в игре второй части сказки;

 

На занятии используются все декорации и костюмы предыдущего занятия и добавляется декорация избушки на курьих ножках, костюм Бабы Яги и костюмы гусей. А также карта страны красноречия и «сказочная дорожка».

 

Ход занятия.

  1. Доброе утро в ладошку.
  2. Взлёт ракеты в долину Сказок.
  3. Игра-драматизация.

Игровое пространство дополняется декорацией избушки на курьих ножках, продолжающей линию мест действия. Мы используем для этого трёх створчатую ширму, которая может показать и внешний и внутренний вид избы. Или стоять закрытой до момента переноса действия сюда, не отвлекая при этом внимание детей.

Роли распределяются по желанию, как впрочем, и всегда. Заняты сразу все дети, необходимым образом увеличивается количество гусей.

Содержание игры и задачи персонажей:

- Малашечка подходит к дому Бабы Яги, из избушки доносится храп спящей колдуньи. У избушки играет Ивашечка. Неподалёку спят гуси-лебеди;

- Девочка подкрадывается к братику, и они убегают;

- Просыпаются гуси-лебеди, будят Бабу Ягу, она посылает их в погоню;

- Дети прибегают к речке, Малаша ласково просит их спрятать, речка предлагает простого киселька с молочком, дети едят, хвалят, благодарят, речка их с удовольствием прячет;

- Прилетают гуси-лебеди, осматриваю всё с высоты, покрикивая: Тута? Тута? Тута нету. Улетают к бабе Яге, Докладывают, что не нашли. Яга посылает в погоню снова.

- Дети прибегают к Яблоне, слышат голоса летящих гусей, просят спрятать, Едят предложенные яблоки, да нахваливают, благодарят, Яблоня их прячет;

- Гуси, осмотрев всё, улетают ни с чем к Бабе Яге, та, рассердившись окончательно, обещает их в случае неудачной погони живьём съесть; гуси улетают;

- Сцена с печкой строится аналогично другим; гуси, не увидев детей, садятся на землю и решают, как им быть: люди не простят, Яга съест, решают улететь в теплые края, улетают;

- Дети, поблагодарив печку, бегут домой;

- Им навстречу идут грустные родители, встреча, Малашечка повинилась и попросила прощения.

 

  1. Взлёт ракеты. Возвращение домой. До свидания!

Е занятие.

Цели и задачи:

- развитие речи;

- проигрывание всей сказки целиком;

- выработать выразительность интонации;

- развивать умение говорить реплики с достаточной громкостью при сохранении интонационной убедительности.

 

На занятии используются: Карта страны Красноречия, «сказочная дорожка», Все декорации и необходимый реквизит, костюмы.

 

Ход занятия:

  1. «Доброе утро в ладошку!»
  2. Взлет ракеты на остров Театра.
  3. Игра-драматизация всей сказки.

Настройка. Давайте сегодня попробуем сыграть всю сказку целиком как спектакль? Согласны?

Что нам для этого нужно? – Распределить роли на сегодняшний спектакль, расставить декорации, договориться, кто и как будет их менять.

(Делаем всё это)

А теперь давайте сначала немного порепетируем. В настоящем театре без этого нельзя.

Я- режиссёр, вы- актёры.

Режиссёр: В театре нужно говорить достаточно громко, чтобы слышали зрители. Помните об этом и старайтесь говорить громко. Сейчас мы прорепетируем сцены встреч Малашечки с печкой, яблоней и речкой, когда она ищет брата и сразу же когда дети спасаются от гусей-лебедей. Прошу на сцену актёров, играющих эти роли. Малаша, постарайся почувствовать разницу между почти наглым требованием показать, куда гуси полетели и просьбой, почти мольбой о спасении; между отказом есть невкусную, простую еду и благодарностью за угощение! И зрители должны эту разницу услышать и увидеть. Печка, яблоня, речка, и вы по разному относитесь в девочке: обижены в первый раз, рады помочь во второй. Ивашечка, ешь всё с большим удовольствием, похваливай, благодари.

Готовы? Начали.

Репетиция указанных сцен.

Теперь мы готовы, чтобы сыграть всю сказку от начала до конца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...