Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы денежного рынка Республики Беларусь и направления его совершенствования




Особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь в последнее время была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной валюты. Это отразилось в существенном изменении обменного курса, что взаимосвязано с положительной динамикой макроэкономических показателей. Однако, несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют проблемы, которые снижают эффективность регулирования денежно-кредитного рынка.

Среди наиболее острых аспектов денежно-кредитной политики, которым целесообразно уделять особое внимание при разработке стратегии и тактики действий Национального банка, можно выделить следующие:

· повышение эффективности осуществляемых банковским сектором функций по обслуживанию реального сектора экономики, по накоплению денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

· недостаточная изученность трансмиссионного механизма и качество макроэкономических прогнозов, на базе которых формируются основные цели и ориентиры, приводит к неверной оценке спроса на деньги и влияет на поведение Национального банка при изменениях на рынке;

· условия поддержания внешней и внутренней устойчивости национальной валюты;

· взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;

· роль процентной политики в формировании условий для роста объемов сбережений и кредитования реального сектора экономики, что определяет оптимальный уровень реальных процентных ставок;

· методологические подходы к оценке возможных размеров обращения наличной иностранной валюты в экономике;

· обеспечение "прозрачности" денежно-кредитной политики и повышения доверия к ней;

· совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования и эффективности их применения;

· использование современных экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций в денежно-кредитной сфере и оценки влияния конкретных моделей на реальный сектор экономики;

· совершенствование институциональной и функциональной структуры банков, выявление новых путей и возможности расширения ресурсной базы банков;

· комплексное развитие финансового рынка и антимонопольное регулирование;

· совершенствование принципов и инструментов банковского надзора на основе внедрения международных стандартов;

· операционная надежность, эффективность и безопасность платежной системы;

· развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Создание единого информационно-расчетного пространства;

· управление финансовыми рисками;

· развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности. [14, с.55]

Можно выделить еще 4 группы проблем, связанных со стабилизацией денежной сферы, которые, к сожалению, еще не решены.

Первая группа проблем возникла потому, что стабилизация белорусского рубля до настоящего времени в большей степени связывалась с факторами чисто денежного характера. Достижение положительного уровня процентных ставок в реальном выражении, постепенное сокращение относительных масштабов эмиссии, а главное, переход к единому обменному курсу национальной валюты, - все это обусловило постоянный рост доверия к национальной валюте, что проявлялось в постоянном увеличении поступающей в республику валютной выручки.

Вторая группа проблем в области денежно-кредитной политики связана с тем, что возрастает сложность и масштабность решаемых задач. Если в предыдущие годы одна из целей монетарной политики заключалась в том, чтобы нормализовать ситуацию, то сегодня задача направлена на достижение международных стандартов в области надежности банковской системы, повышение ее информационной прозрачности, качества банковских услуг и технологического потенциала банков. Кроме того, необходимо обеспечить устойчивую стабильность денежной системы, а это помимо невысоких и прогнозируемых темпов инфляции и девальвации предполагает достижение умеренных процентных ставок и показателей их различия по видам операций и срокам. За последние годы здесь заметен существенный прогресс. [13, с.22].

Третья группа проблем связана с недостаточным финансовым потенциалом банковской системы. Белорусские банки, по международным меркам, можно отнести, в лучшем случае, к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, так как существует риск своевременного невозврата кредита [13. с. 23-28.]

Нельзя не сказать о четвертой группе проблем, связанных с осложнением ситуации в мировой денежной и финансовой системе. В предыдущие годы, когда темпы инфляции и девальвации в республике были высоки, динамика курсов других твердых валют не сильно интересовала. Сегодня белорусский рубль может не только ослабляться, но и укрепляться по отношению к тем или иным свободно конвертируемым валютам. И при определении параметров курсовой политики необходимо это учитывать. [13, c.6]

Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком. Это обеспечит финансовую стабильность, необходимую для структурной перестройки национальной экономики. Национальному банку также целесообразно расширять взаимовыгодное сотрудничество в сфере денежно-кредитной политики, в том числе с международными финансовыми организациями. [11, с.22]

Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 декабря 2015 года №505, будут являтся:

- снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12% путем контроля над денежным предложением;

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности;

- обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития. [9]

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться на рыночных принципах в соответствии со спросом и предложением, а также в соответствии с правилом, предусматривающим минимизацию валютных интервенций Национального банка. Политика обменного курса белорусского рубля будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов.

При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и, прежде всего, колебания мировых цен на товары, изменение кросс-курсов валют стран, являющихся основными экономическими партнерами Беларуси. С учетом допускаемой инфляции и других макроэкономических характеристик, особенно состояния торгового баланса товаров и услуг, будет обеспечиваться предсказуемая динамика официального обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других государств [16].

Главная роль в обеспечении необходимой динамики цен и официального обменного курса белорусского рубля среди монетарных факторов будет принадлежать темпам наращивания денежного предложения в белорусских рублях. Базовым условием, которое будет определять увеличение денежного предложения используемой в Республике Беларусь, будет увеличение реального спроса на деньги, создаваемого ростом реального ВВП.

Каналами наращивания денежного предложения будут преимущественно покупка иностранной валюты и рефинансирование банков на рыночных принципах. Основным средством регулирования текущей ликвидности банков станут операции Национального банка на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой.

Процентная политика станет одним из важнейших инструментов регулирования денежного предложения. Процентная политика будет ориентирована на снижение процентных ставок по кредитам и депозитам при обеспечении их положительного уровня в реальном выражении, создание всем агентам экономических отношений равных условий в размещении средств в банках, государственных ценных бумаг и других активов, в пользовании банковскими услугами, недопущение монопольных и спекулятивных тенденций на денежном рынке, развитие добросовестной конкуренции.

В целом процентная политика будет направлена на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении и обеспечение превышения доходности сбережений в белорусских рублях над валютными сбережениями. По мере замедления инфляционных процессов продолжит снижаться и стоимость кредитных ресурсов.

По мере укрепления макроэкономической и финансовой стабилизации будет проводиться политика снижения уровня обязательных резервов банков, что станет одним из факторов роста ресурсной базы банков для осуществления ими активных операций. Отношения Национального банка как кредитора последней инстанции и банков будут строиться на рыночных принципах. Последовательно будет проводиться политика отказа от установления индивидуальных нормативов деятельности банков [13, с. 45].

В обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля одна из главных ролей будет принадлежать увеличению золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Важнейшими направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а также накопление части валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будут формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболее благоприятные условия для проведения эффективной экономической политики [16].

Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:

- продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономики, привлечение иностранных инвесторов и внедрение отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей;

- необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом;

- проведение политики ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.

- обеспечение развития системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие [13, с.36].

В целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики предполагается совершенствование инфраструктуры финансового рынка. Национальный банк и другие банки республики должны способствовать формированию финансовых институтов, накапливающих долгосрочные денежные ресурсы, созданию законодательной базы ипотечного кредитования, развитию рынка срочных финансовых инструментов и расширению их спектра. Для повышения качества управления ликвидностью и эффективности применения инструментов денежно-кредитной политики Правительство и Национальный банк должны усилить координацию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, в частности в области обмена информацией о проводимых операциях на финансовом рынке.

Следовательно, совершенствование таких составляющих системы государственного регулирования экономики Республики Беларусь как денежно-кредитная и фискальная политика должно производиться исходя из повышения их роли в регулировании экономики и необходимости обеспечения дальнейшего устойчивого экономического развития государства в целом. Реализация денежно-кредитной политики в Республике Беларусь осуществляется в целом успешно, однако очень медленно. Результатом ее реализации является рост ВВП, снижение ставки рефинансирования и налоговой нагрузки на предприятия, а также попытки сдерживания темпов инфляции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежный рынок является частью экономической системы и составной частью финансового рынка. Составляя необходимую часть функционирования денежной системы он влияет на другие структурные элементы рыночной системы. Особенностью денежного рынка является то, что здесь осуществляется купля и продажа денег как специфического товара, формируются спрос и предложение, формирующие уровень процентной ставки в стране (цену денег), которые в свою очередь являются главными элементами механизма функционирования денежного рынка.

Деньги выполняют ряд функций, в соответствии с которыми выделяют две основные причины спроса на деньги. Люди проявляют спрос на деньги, если нуждаются в них для приобретения товаров и услуг, и если желают сберегать свои денежные средства в различных формах (в виде акций, облигаций, в форме наличности).

Под предложением денег зачастую понимают денежную массу в обращении, т. е. все количество денежных средств, обращающихся в стране в данный период времени. Как и во многих странах мира, в Республике Беларусь принято выделять денежные агрегаты, которые по своей сущности отражают определенное количество денег, т.е. предложение денег. Однако в разных странах денежные агрегаты неодинаковы. Наиболее распространенным финансово-банковским показателем во многих странах находящейся в обращении денежной массы, наличия и предложения денег различных типов на финансовом рынке, является агрегат М2. Равновесие же на рынке денег устанавливается в момент равенства спроса на деньги его предложению. И в любом случае экономика стремится к этому состоянию.

Одним из недостатков денежного рынка Республики Беларусь является недостаточная ликвидность белорусского рубля.

Таким образом, согласно Концепциям развития банковской системы Республики Беларусь в последние годы, основными целями единой государственной денежно-кредитной политики и деятельности Национального банка являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности, и его курса по отношению к иностранным валютам, содействие на этой основе ускорению социально-экономического развития страны.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...