Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование гендерных особенностей в проявлении мотива выбора профессии

Введение

Современная система образования, в том числе и профессионального, подходит к определению особенностей становления профессионала с позиции личностно-ориентированного В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации

Обучение и реализация личности в профессиональной деятельности не сводимы только к набору знаний, умений, навыков и норм поведения, а связана с более глубинными, смысловыми выборами личности.

существует ряд профессий, которые сами по себе призваны нести определенные нормы, социально значимые ценности и требования. Это профессии, призванные государством формировать этапность и преемственность в социализации индивида: воспитатель детского сада, педагог, социальный работник, инструктор по работе с молодежью и т.д.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка продуктивности педагогических условий профориентационной работы в школе с учетом гендерных аспектов выбора будущей профессии

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие и сущность «гендер» в психолого-педагогической теории;

2. определить особенности осуществления деятельности педагога-психолога по профориентации школьников с учетом их гендерных особенностей

3. выявить и экспериментально проверить педагогические условия продуктивной профориентационной работы в школе с учетом гендерных аспектов выбора будущей профессии.

Объект исследования – гендерные аспекты выбора обучающихся

Предмет исследования - Педагогические условия профориентационной работы в школе с учетом гендерных аспектов выбора будущей профессии

 

Глава 1. Гендерный аспект проявления мотивов к выбору профессии

 

1.1 Характерные особенности профессионального самоопределения

Существует перечень особенностей профессионального самоопределения первокурсников:

Характерна устремленность в будущее – первокурсник смотрит на настоящее с позиции будущего. Устремлённость в будущее лишь тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость реальным.

Профессиональное самоопределение становится центральным новообразованием ранней молодости. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие собственного места в нём.

для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Выбор профессии – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

- первичный выбор профессии

- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

· этап профессионального самоопределения

- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

· профессиональное обучение:

- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

1.2. Основные мотивы в выборе профессии среди обучающихся

Причины побуждающие выбрать ту или иную профессию на внешние и внутренние.

· Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнение родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения.

· За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

При выборе профессии ее престиж не должен застить глаза; о нем нужно помнить, но опираться на него одного – вряд ли разумно.

 

1.3. Гендерность как показатель дальнейшего профессионального выбора

 

При выборе жизненного пути и профессиональной деятельности, человек неосознанно поддается социальным стереотипам, носителями которых выступают семья, учебные заведения, окружающая среда, а также средства массовой информации. Чаще всего люди стараются выбирать профессии, соответствующие их гендерной роли. Одним из основных факторов выбора профессии являются склонности, которые в некоторой степени определяются гендерной принадлежностью.

Уже в раннем детстве отмечаются различия некоторых психологических характеристик, так например, мальчики больше интересуются естественно-научными предметами, а девочки — гуманитарными. Различие интересов может объясняться разной направленностью на восприятие окружающего мира, а именно преобладанием тех или иных мыслительных процессов.

Таким образом, на выбор профессии влияют не только биологические, физиологические, социокультурные, но и даже эволюционные факторы, которые определяют способности человека

Глава 2. Исследование гендерных особенностей в проявлении мотива выбора профессии

2.1. Методы и методика исследования.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека, их формирования в педагогическом процессе применяется множество исследовательских методов. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поисковой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезы, разрешить поставленные проблемы. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования.

Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала,его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. По уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.

Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными.

 

2.2. Анализ результатов исследования

В ходе анкетирования было опрошено 20 студентов.

Из них 10 составили девушки и 10 юноши первокурсники.

Результаты исследования.

Опрос показал, что наиболее значимым мотивом получения образования у наших первокурсников является желание быть образованным, интеллектуально развитым человеком, а также (на втором месте по значимости) возможность найти подходящее место работы. Можно констатировать, что доля респондентов, получающих высшее образование только из-за нежелания идти в армию, работать или ради беззаботной студенческой жизни, невелика. Очень небольшое число первокурсников, которыми движет желание угодить родителям при поступлении – 1,2%.

На вопрос относительно того, является ли сегодня высшее образование гарантией жизненного успеха, ответы первокурсников распределились следующим образом: позитивные ответы дали 10 опрошенных. Затруднились выразить свое мнение 3 студента. По мнению трети первокурсников, высшее образование не дает никаких гарантий достижения успеха.

2.3. Рекомендации по созданию условий для осознанного профессионального выбора будущих первокурсников.

 

Привлечение студентов колледжа к различным видам внеучебной деятельности, а также использование в учебной деятельности курсов, направленных на знакомство студентов с избранной специальностью.

Удовлетворенность избранной профессией возникает, если студент оценивает ее как способствующую самораскрытию, самоактуализации, дающую возможность полном объеме реализовать свои способности, как обеспечивающую потребность в социальном признании и уважении общества, позволяющую обеспечивать себя и свою семью.

Удовлетворенность студентов взаимодействием с преподавателями и руководителями колледжа возникает, если они способствуют формированию уверенности в себе, развивают у студента профессиональные умения и навыки с учетом их индивидуальных особенностей, способствуют интеллектуальному развитию, проявляют заботу и уважение к каждому студенту, поощряют творческий поиск и инициативу, постоянно заботятся об улучшении условий учебной деятельности.

Выбор воспитательных средств на данном этапе – адаптационный сбор, общие мероприятия колледжа – направлен на решение задач приобщения студентов традициям колледжа, раскрытие творческих способностей и как следствие, организации ситуации неформального общения.

 

Включению студентов колледжа в данные виды деятельности способствует проведение «Дня открытых дверей» студенческих объединений колледжа, а так же использование такого метода, как поручение: органы студенческого самоуправления привлекают студенческую группу к выполнению четко определенного задания в рамках определенных проектов, например «Формирование у младших школьников пространственных представлений».

 

Заключение

Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным вниманием преподавателей. Система управления процессом формирования профессионального интереса включает в себя цель, содержание, задачи, формы и методы управления. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты: исходный уровень интереса к выбранной профессии; мотивы выбора педагогической профессии; индивидуальные особенности студентов и студенческой группы; психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса; индивидуальные особенности педагога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...