Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое Европейский Союз?




ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Краткий учебный курс

 

 

Минск

 


 

УДК

ББК

Рекомендован к изданию

Учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске

Рецензенты:

А.А.ЧЕПИК – зав. кафедрой международного права ЧУО «БИП-Институт правоведения», канд. юрид. наук, доцент

В.А.КОДАВБОВИЧ – зав. кафедрой частного права филиала РГСУ

в г.Минске, канд. юрид. наук, доцент

 

 

ПАСТУХОВ Михаил Иванович

 

Право Европейского Союза: краткий учебный курс / М.И.Пастухов. - Минск:……….., 2009. - …с.

 

Рассматриваются основные вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Право Европейского Союза».

Курс основан на новейших разработках российских специалистов, а также законодательстве и практике Европейского Союза.

Для преподавателей и студентов всех форм обучения, изучающих европейскую интеграцию и европейское право.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Тема 1. Общие сведения о Европейском Союзе

1. Что такое Европейский Союз?

2. Состав Европейского Союза

3. Цели и основные приоритеты ЕС

4. Европейский Союз и Совет Европы

 

Тема 2. Основные этапы европейской интеграции

1. Предпосылки создания европейских сообществ и ЕС

2. Этапы «большого пути»

3. Лиссабонский договор 2007 года

Тема 3. Система органов Европейского Союза

1. Общие сведения о системе органов ЕС.

2. Основные органы ЕС: общая характеристика

2.1. Совет ЕС

2.2. Парламент ЕС

2.3. Комиссия ЕС

2.4. Суд ЕС

2.5. Счетная палата ЕС

3. Консультативные и вспомогательные органы ЕС

Тема 4. Основы права Европейского Союза

1.Понятие и отличительные признаки права ЕС

2. Структура права ЕС

3. Соотношение права ЕС, национального права и международного права

4. Источники права ЕС

5. Принципы права ЕС

Тема 5. Основы правового статуса человека и гражданина

В Европейском Союзе

1. Развитие системы прав человека в ЕС

2. Содержание Хартии ЕС об основных правах 2000 года

3. Гражданство Европейского Союза

4. Судебные процедуры защиты прав человека в ЕС

Тема 6. Отрасли права Европейского Союза

1. Общая характеристика системы права ЕС

2. Таможенное право

3. Торговое право

4. Налоговое право

5. Право конкуренции

6. Корпоративное право

7. Социальное право

8. Экологическое право

9. Авторское право и смежные права

10. Шенгенское право

 

Приложение

1.Основные даты в истории европейской интеграции

2. Общие сведения о государствах-членах ЕС

Литература

 

 

ТЕМА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

1. Что такое Европейский Союз?

2. Состав Европейского Союза

3. Цели и основные приоритеты ЕС

4. Европейский Союз и Совет Европы

Что такое Европейский Союз?

 

Европейский Союз (далее - ЕС) – это межгосударственное образование, созданное на основе ряда учредительных договоров, главной целью которого служит построение “как можно более тесного союза европейских народов”.

Отправной точкой в истории ЕС считается 9 мая 1950 года, когда министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с предложением о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор подписали шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Позднее они решили углубить интеграцию, учредив Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).

К 1986 году в Европейские сообщества входило 12 государств. Их объединял уже не только общий рынок, но и общие границы - Шенгенская зона.

Термин «Европейский Союз» стал использоваться после 1 ноября 1993 года, когда вступил в силу так называемый Маастрихтский договор. Он провозгласил образование на базе ранее существовавших европейских сообществ единого Европейского Союза. Впоследствии Евросоюз пережил еще три расширения, самое крупное - в 2004 году, когда членами ЕС стали сразу 10 государств.

Сегодня в составе Европейского Союза 27 стран с общей численностью населения почти 500 млн. человек. В качестве официальных языков используются языки государств-членов, хотя в практической работе доминируют английский, французский и немецкий. Каждая страна-член должна уплачивать взнос в размере 1% от собственного ВВП.

Какие черты характеризуют облик современного Европейского Союза?

Во-первых, построение общего рынка, на основе которого образован единый рынок - “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное перемещение товаров, лиц, услуг и капиталов”.

Во-вторых, строительство экономического и валютного союза, основой которого служит единая денежная единица - евро.

В-третьих, введение единой визы для иностранцев на основании Шенгенских соглашений.

В-четвертых, проведение общей политики в сфере внутреннего рынка, торговли, налогов, таможенных пошлин, экологии, сельского хозяйства, конкуренции, иммиграции, прав человека и др.

В-пятых, формирование права ЕС - самостоятельной правовой системы, которая регулирует многие сферы отношений с участием государств-членов, юридических лиц и рядовых граждан.

В-шестых, введение института гражданства ЕС как устойчивой правовой связи граждан государств-членов непосредственно с Европейским Союзом.

В-седьмых принятие законодательства о единой организационно-правовой форме юридических лиц, которая может использоваться для осуществления предпринимательской деятельности на всей территории ЕС.

В-восьмых, разработка законодательства по борьбе с терроризмом, фальшивомонетничеством, отмыванием денег и другими формами “транснациональной” преступности; установление минимальных стандартов защиты прав лиц, ставших жертвами преступлений; создание Европейского полицейского ведомства (Европол).

В-девятых, превращение ЕС в самостоятельного участника международных отношений, установление партнерских отношений с иностранными государствами.

Основными руководящими органами в Европейском Союзе являются Совет Европейского Союза, Европейский парламент и Европейская комиссия. Традиционного разделения на исполнительные, законодательные и судебные органы в ЕС не существует. Так, законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, исполнительные - Комиссии и Совету. Ни одно учреждение ЕС не может самостоятельно принимать законодательные акты, только в сотрудничестве друг с другом. В большинстве случаев новые правовые акты подготавливаются Еврокомиссией, но принимаются Советом ЕС совместно с Европарламентом.

Неофициальной столицей ЕС является город Брюссель (столица Бельгии). Здесь располагается большинство органов и учреждений ЕС, в том числе Европейская комиссия. Другие органы ЕС размещаются в Страсбурге (Европейский парламент), Люксембурге (Суд ЕС), Франкфурте-на-Майне и других городах.

Политическая жизнь в Европейском Союзе осуществляется при непосредственном участии населения государств-членов, политических партий и иных общественных организаций. Постепенно формируется единое гражданское общество ЕС.

В последнее десятилетие предпринимаются активные попытки принять конституцию Европейского Союза, которая призвана оформить ЕС как новое государство. Впервые вопрос о принятии общей конституции был поставлен в Лакенской декларации 2001 г. (Лакен – район Брюсселя, где находится королевская резиденция). В соответствии с ней группой авторитетных юристов под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д’Эстена был подготовлен проект Конституции ЕС. 29 октября 2004 г. он был одобрен главами 25 государств и передан на ратификацию в соответствии с национальными конституционными процедурами.

Однако граждане Франции и Нидерландов на общенациональных референдумах не поддержали проект Конституции ЕС, что поставило под сомнение необходимость принятия этого документа в целом.

В период председательствования в ЕС Германии был подготовлен сокращенный вариант конституции. На саммите в Лиссабоне (Португалия) в декабре 2007 года лидеры государств-членов ЕС единогласно утвердили текст нового Конституционного договора, получившего название Лиссабонский договор или Договор о реформе. Его ратификацию предполагалось осуществить через парламентские процедуры. Единственной страной, где текст договора должен утверждаться через референдум, стала Ирландия. При проведении референдума 12 июня 2008 года 53,4% ирландцев проголосовали против текста договора. Согласно действующим процедурам, если одна страна-член ЕС голосует против базового договора, то он не может вступить в силу.

В настоящее время 23 государства-члена ЕС завершили процесс ратификации Лиссабонского договора. В Чехии, Польше и Германии парламенты утвердили текст договора, теперь руководители этих государств должны скрепить его своими подписями. Парламент и правительство Ирландии, ссылаясь на изменение обстановки, согласились провести в октябре с.г. новый референдум по данному вопросу.

Принятие Лиссабонского договора 2007 года станет основой для реформирования действующей системы институтов Европейского Союза. В частности, вводится пост президента ЕС, который будет избираться на два с половиной года. Сейчас эти обязанности исполняет в течение шести месяцев лидер государства, председательствующего в ЕС (в таком качестве сейчас выступает Швеция).

Следует отметить, что Европейский Союз как межгосударственное образование открыт для других государств, но при соблюдении ряда условий. О своем желании вступить в ЕС уже заявили Хорватия, Сербия, Македония, Босния и Герцоговина, Черногория, Турция, Грузия, Армения, Украина, Молдова. В июле 2009 г. заявку на вступление в ЕС подала Исландия.

Особые отношения Европейский Союз поддерживает со странами, которые являются его соседями вдоль восточных и южных границ. Эти отношения определяются Европейской политикой добрососедства. При помощи этой политики Европейский Союз направляет свою деятельность на поддержку политических и социально-экономических реформ в этих странах и на их приближение к стандартам ЕС.

В мае 2008 г. правительства Швеции, Чехии и Польши предложили принять программу под названием «Восточное партнерство» (с анг.- «Eastern Partnertship» или сокращенно - EaP). Такая программа была принята 19-20 июня 2008 г. на заседании высшего органа ЕС – Совета Европейского Союза и рекомендована к исполнению Европейской комиссией.

Главная цель программы «Восточное партнерство» - сближение Европейского Союза с шестью странами бывшего СССР — Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Беларусью.

Основными направлениями сотрудничества ЕС и ее партнеров по проекту должны являться: 1) демократия, надлежащее государственное управление и стабильность; 2) экономическая интеграция; 3) вопросы энергетической безопасности; 4) развитие контактов между людьми.

Для реализации программы из бюджета ЕС выделено 600 млн. евро.

Республика Беларусь на высшем государственном уровне высказала заинтересованность в развитии отношений с Европейским Союзом. Тем более, что на долю стран-членов ЕС приходится половина товарооборота Беларуси.

С апреля 2008 года в Минске открыто представительство Комиссии ЕС.

 

Состав Европейского Союза

Как отмечалось, первым шагом на пути европейской интеграции стало создание в 1951 г. первого европейского сообщества - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его членами стали шесть государств - Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Италия, Германия.

В марте 1957 года эти государства-члены приняли решение о создании еще двух сообществ - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В результате был содан общий рынок с широким спектром товаров и услуг. С 1 июля 1968 г. между государствами-участницами были отменены таможенные пошлины. Внутри сообществ стала проводиться общая политика в области торговли и сельского хозяйства.

Успехи в развитии общего рынка шести государств привели к тому, что Дания, Ирландия и Великобритания приняли решение войти в состав Европейских сообществ. Это произошло в 1973 году и стало первым расширением сообществ.

В это время Европейские сообщества стали проводить согласованную социальную, региональную и природоохранительную политику. Для реализации региональной политики в 1975 г. был образован Европейский региональный фонд развития. Нефтяные кризисы 1973 и 1979 гг. заставили государства-члены ввести в 1979 г. Европейскую валютную систему, что позволило стабилизировать курсы обмена валют.

В 1981 г. к Европейским сообществам присоединилась Греция, а в 1986 г. – Испания и Португалия.

Новое расширение Европейских сообществ вызвало необходимость принять структурные программы, направленные на уменьшение разницы в экономическом развитии между 12 государствами-членами. В 1985 г. Европейская комиссия под руководством председателя Жака Дэлора подготовила «Белую книгу», в которой определила график формирования Европейского единого рынка.

2 – 4 декабря 1985 г. на сессии Европейского совета в Люксембурге был одобрен Единый европейский акт, который предусматривал создание единого внутреннего рынка и намечал меры по усилению внешнеполитического сотрудничества государств-членов. Этот договор был подписан государствами-членами на протяжении февраля (с 17 по 28) 1986 г. и вступил в силу 1 июля 1987 г.

В Едином европейском акте (договоре ЕС) был закреплен образец флага сообществ: синее полотнище, в центре которого по кругу расположены 12 золотых звезд по числу государств-членов. В качестве гимна был утвержден фрагмент девятой симфонии Людвига Ван Бетховена «Ода радости».

В тот период политическая картина Европы коренным образом изменилась. Влияние Советского Союза на страны Варшавского блока значительно ослабло. В 1989 г. пала Берлинская стена, а 3 октября 1990 г. Западная и Восточная Германии объединились в одно государство. В связи с распадом Советского Союза страны Восточной Европы обрели самостоятельность, что позволило им принять западноевропейские стандарты и перейти к демократическим формам правления.

Между тем, в феврале 1992 г. в городе Маастрихт (Нидерданды) государства-члены Европейских сообществ заключили Договор о Европейском Союзе, который вступил в силу с 1 ноября 1993 г. В нем определялись новые планы, новые политики, создавался валютный союз, вводилось единое гражданство и др.

С 1 января 1995 года в Европейский Союз были приняты еще три государства – Австрия, Финляндия и Швеция.

После обретения самостоятельности шесть государств Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия), три прибалтийских республики (Эстония, Латвия и Литва), одна из республик бывшей Югославии (Словения) и два государства Средиземноморья (Кипр и Мальта) подали завки на вступление в ЕС.

Переговоры с этими государствами были начаты в Люксембурге в декабре 1997 г. и завершились в декабре 2002 г. в Копенгагене.

1 мая 2004 года Евросоюз праздновал самое крупное расширение за всю свою историю. В его состав вошли восемь стран Восточной Европы – Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Эстония, Латвия, Литва, а также Мальта и Кипр. Население ЕС выросло на 75 млн. человек.

Последнее расширение ЕС произошло 1 января 2007 года: новыми членами стали Болгария и Румыния.

Таким образом, членами ЕС являются (по дате вступления):

- Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (25.03.1957 г.);

- Дания, Ирландия, Великобритания (01.01.1973 г.);

- Греция (01.01.1981 г.);

- Испания, Португалия (01.01.1986 г.);

- Австрия, Финляндия, Швеция (01.01.1995 г.);

- Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения (01.05.2004 г.);

- Болгария, Румыния (01.01.2007 г.).

Все государства-члены обладают формальным равенством при решении вопросов, входящих в компетенцию ЕС. Несогласие одного из государств-членов с принятием основополагающих решений означает его отклонение. Тем не менее, для государств устанавливаются разные квоты представительства в органах ЕС в зависимости от численности проживающего в нем населения. В этой связи наибольшее влияние в структурах ЕС имеют Германия (82,3 млн. чел.), Великобритания (59,9 млн. чел.), Франция (59,6 млн. чел.), Италия (57,9 млн. чел).Меньше всего мест в представительных органах ЕС имеют такие государства, как Лихтенштейн (33 тыс.чел.), Мальта (390 тыс.чел.), Люксембург (445 тыс.чел.), Кипр (850 тыс.чел.).

Как выше отмечалось, заявки на вступление в ЕС подали еще 12 государств, в том числе Турция. Эта страна подписала договор о сотрудничестве с ЕС с 1964 года и подала заявку в 1987 году. Однако официальные переговоры о ее приеме в ЕС еще не начинались, поскольку Европейский Совет и Европейская комиссия считают, что Турция пока не отвечает предъявляемым к государствам-кандидатам критериям. Кроме того, неурегулированным остается вопрос об аннексии территории северного Кипра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...