Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение, структура и функции Я-концепции




Курсовая работа

Сравнительный анализ Я-концепции в различных подростковых группах (старшеклассники обычной школы и дети, лишенные родителей)

 

 

Белгород-2002


 

Введение

 

Понятие "Я", впервые сформулированное в психологии Уильямом Джеймсом, является центральным образованием характера. [7].

У. Джеймс выделял две базовые составляющие, одна из которых фиксировала содержание жизненного опыта (я-как-объект), а другая обозначала процесс осознания человеком этого опыта (я-сознающее).

Бернс Р. смотрел на проблему Я-концепции и ее развития по другому [3,29]. Он считал, что в структуре Я-концепции объединяются две тенденции: "я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-себя-вижу".

Образ Я выступает регулятором практически всех личностных, и, в первую очередь, характерологических процессов, проявляясь в самых разнообразных формах поведения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом образе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе - используя технику рисования. Рисунки в наиболее наглядной форме дают психологу информацию как об особенностях психических процессов, так и о специфике личностных характеристик. Соединение процесса изображения с процессом конструирования, реализованное в методе конструктивных рисунков, позволяет производить формализованную оценку исследуемых индивидуально-типологических различий. [7,197].

Какова же структура Я-концепции и как она формируется в течении жизни? Какие условия влияют на её становление и развитие в подростковом возрасте? Какие существенные отличия в структуре Я-концепции с помощью сравнительного анализа можно выделить у подростков из обычной школы и лишенных родителей?

На эти и многие другие вопросы еще нет окончательных и исчерпывающих ответов как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В психологии еще очень мало работ, посвященных разработке проблем самосознания и Я-концепции личности.

Так, например, И.С. Кон считал Я-концепцию важной составляющей подросткового возраста, когда она интенсивно развивается и формируется, на основе чего подросток строит свои взаимоотношения с окружающей средой и самим собой.

Отечественный психолог, С.Р. Пантелеев, рассматривал проблему самосознания личности на основе такого её компонента как самоотношение, базирующегося на самоуважении, аутосимпатии и самоуничижении. Исходя из этого, им была создана методика исследования самоотношения (МИС).

Итак, проблема Я-концепции только начинает разрабатываться и развиваться в русле экспериментальной и социальной психологии.

Объект исследования - самосознание учащихся 9 "Б" класса средней школы № 4 и учащихся 9 класса Детского дома (лишенные родителей).

Предмет исследования - Я-концепция (Я-реальное, Я-идеальное, самооценка).

Цель исследования - с помощью отобранных методик провести сравнительный анализ Я-концепции в различных подростковых группах (учащиеся 9-х классов обычной школы и лишенных родителей).

Проблема - формирование и развитие Я-концепции в подростковом возрасте и ее влияние на уровень социальной адаптации.

Задачи исследования:

Провести экспериментальное исследование Я-концепции на учащихся 9 "Б" класса общеобразовательной школы № 4.

Провести экспериментальное исследование Я-концепции на учащихся 9-го класса, лишенных родителей (детский дом).

Сделать сравнительный анализ Я-концепции между двумя подростковыми группами и определить роль ее влияния на уровень социальной адаптации (опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу).

Экспериментальная гипотеза - неразвитая Я-концепция влияет на уровень социальной адаптации. У подростков из обычной школы Я-концепция будет более сформированной, чем у подростков, лишенных родителей.


 

Теоретическая часть

Определение, структура и функции Я-концепции

 

В психологии существует много различных определений Я-концепции. Так, например, Карс Роджерс создатель центрированной-на-клиенте психотерапии, дает такое определение Я-концепции: "представления о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром; представления о целях и идеях, имеющих позитивную или негативную направленность".

Р. Берис под Я-концепцией понимает "эмоционально-оценочную систему представлений человека о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и взаимодействует с другими людьми" [3].

В словаре по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского имеется следующее определение Я-концепции - это "относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" [2 стр. 475].

Таким образом, Я-концепция - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и к окружающим.

Я-концепция, как целостный образ, имеет собственную структуру, состоящую из следующих компонентов: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д. (самооценка); оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. [3].

Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Формирование Я-концепции является результатом физического развития, влияющего на формирование образа тела (физическое Я), когнитивного и эмоционального развития (психическое Я), а так же формирования навыков социального взаимодействия, возникающих в результате проигрывания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я) [7].

Таким образом, физическое "Я" - представление о своей внешности; социальное "Я" - социальная роль и статус, их оценка; духовное "Я" - представление о добре и зле, о развитости эмоциональной сферы: инструментальное "Я" - представление о своих способностей, что могу в плане деятельности.

Существуют и другие составляющие Я-концепции [7]:

Я-реальное - представление о себе в настоящем времени, познается человеком всю жизнь. Человек оценивает свои возможности, качества и т.д.

Я-идеальное - то, каким субъект, по его мнению, должен быть, ориентируясь на моральные нормы и ценности, т.е. то, что он хотел бы иметь в себе в будущем. Система ценностей субъекта, формируемая культурой, может служить примером неустойчивого во многих отношениях симптомокомплекса, отражая роль подверженных влиянию общественного мнения поведенческих моделей и шаблонов, которые индивидуальность использует в качестве системы координат.

Я-воображаемое - то, что субъект воображает относительно себя. В подростковом возрасте подменяет комплекс собственной неполноценности, неудовлетворенность своей внешностью.

Я-динамическое - то, каким субъект намерен стать в ближайшем будущем.

Я-желаемое - то, каким видит себя субъект в будущем, т.е. к чему человек реально стремится и что хочет изменить в себе.

Я-фантастическое - то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным. это способ психологической защиты, человек формирует фантастический образ относительно самого себя, от чего получает положительные эмоции, хотя сам знает, что этого не будет.

Итак, Я-концепция - это фильтр, который пропускает информацию, и если она не согласуется с его мнением о себе, он ее не принимает, а исключает. Я-концепция является важнейшим структурным элементом психического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом [7].

Согласно Бернсу Р. Я-концепция выполняет следующие функции [3]:

Функция самотождественности (Я - это я) - при нарушениях самотождественности у человека могут наблюдаться следующие отклонения:

а) непонимание того, где кончается «Я» и где начинается социальная среда, т.е. потеря контактной границы между собой и окружающими людьми, человек не может отличить где «Я», где «Они», а все обозначает одним словом «Мы». Это называется невротическим слиянием;

б) человек воспринимает информацию из окружающей среды без критической обработки и считает ее исходящей от самого себя. Это инроекция;

в) приписывание другим людям своих собственных мотивов, чувств, намерений - проекция;

г) направление на себя тех действий, которые хочется направить на других - ретрофлексия.

Функция регуляции, целенаправленности и последовательности поведения.

Функция самовыражения себя как индивидуальности.

Психологическая защита личности - информация не соответствует Я-концепции, таким образом, образуются механизмы психологической защиты для избежания боли, перенапряжения, стыда, понижения самоуважения.

Таким образом, Я-концепция - это целостная система представлений индивида о самом себе и отношение к себе на основе этих представлений;

составляющие компоненты Я-концепции (Я-реальное, Я-идеальное, Я-воображаемое, Я-динамическое, Я-желаемое, Я-фантастическое);

Я-концепция выполняет следующие функции: самотождественность, регуляция и направленность поведения, самовыражение, психологическая защита личности;

формирование адекватной Я-концепции, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...