Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративное право (право юридических лиц)




 

Одним из принципов общего рынка ЕС является свобода образования юридических лиц как коммерческих организаций. В соответствии со ст.48 Договора о ЕС «компании и фирмы, созданные в соответствии с законодательством одного из государств-членов, пользуются свободой самостоятельной экономической деятельности наравне с гражданами Союза».

Источниками корпоративного права ЕС являются положения Договора о ЕС, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, а также нормы трудового и социального права.

Данная отрасль права ЕС развивается медленно, поскольку в этой сфере имеется много расхождений во внутреннем законодательстве основных государств-членов (Германии, Великобритании, Франции, Италии).

Корпоративное право обращено к коммерческим юридическим лицам, которые должны обладать следующим набором признаков:

1) подпадать под юрисдикцию одного из государств-членов;

2) иметь на территории ЕС зарегистрированное местонахождение, орган управления или основное место предпринимательской деятельности;

3) целью деятельности должно быть извлечение прибыли.

В Европейском Союзе в качестве наиболее подходящей формы гармонизации национального законодательства избраны торговые товарищества с ограниченной ответственностью. Предпочтение этим юридическим лицам отдается по той причине, что их деятельность, как правило, носит трансграничный характер, а ответственность ограничена лишь уставным капиталом.

Основным источником корпоративного права являются директивы, принимаемые Советом и Комиссией ЕС. Этими актами регулируются вопросы, касающиеся организации и деятельности юридических лиц; содержание годовых отчетов и способов оценки хозяйственной деятельности; консолидированная отчетность (т.е. бухгалтерская отчетность, подаваемая от имени группы взаимозависимых предприятий); принципы организации аудиторской деятельности.

Корпоративное право ЕС предусматривает учреждение специальных наднациональных юридических лиц. Они получили наименование европейское объединение с общей экономической целью (сокращенно – ЕЭО). Статут ЕЭО был определен Регламентом Совета ЕС в 1985 г. (вступил в силу в августе 1989 г.).

Целью создания нового вида юридического лица является упрощение и поощрение трансграничного экономического сотрудничества в рамках общего рынка. Деятельность ЕЭО должна быть связана с хозяйственной деятельностью, но не может ее полностью заменять. То есть, она должна дополняться, например, научно-исследовательскими работами, оказанием юридических услуг, образовательной деятельностью). Другим ограничением, направленным на недопущение превращения ЕЭО в концерн, является установление максимальной численности работников – не более 500 чел.

Европейское объединение с общей экономической целью (ЕЭО) не является коммерческой организацией и не должно иметь целью получение прибыли. В случае если его деятельность все же приносит прибыль, она распределяется между его участниками. Кроме того, ЕЭО не вправе осуществлять управленческий контроль над деятельностью своих участников или являться держателем их акций.

Важным фактором, отличающим ЕЭО от классического юридического лица, служит то, что уставный капитал остается в собственности участников. ЕЭО может создаваться и без уставного капитала, в частности, финансироваться только участниками.

В качестве обязательного условия для новых форм юридических лиц было сформулировано требование о вовлечении наемных работников в управление предприятием. Это требование получило закрепление в Директиве о рабочих советах, которая была принята в 1994 г.

 

Социальное право

Понятие «социальное право Европейского Союза» появилось как следствие эволюции социальной политики ЕС. По мере интеграции наглядно обозначилась связь между экономическим и социальным развитием и необходимость единых подходов к решению социальных вопросов в государствах-членах.

Договор о ЕЭС 1957 г. определил общие контуры социальной политики Сообществ. Комиссия ЕС получила полномочия на развитие сотрудничества между государствами-членами в вопросах занятости, трудового законодательства, условий труда, профессиональной подготовки, социального обеспечения и прав профсоюзов.

В соответствии с Договором был учрежден Европейский социальный фонд (ЕСФ), ставший основным финансовым инструментом социальной политики Сообщества.

Единый европейский акт 1986 г. поставил задачу формирования единого социального пространства и внес дополнения в Договор о ЕЭС. Кроме того, он возложил на государства-члены ответственность за решение социальных проблем (ст.138).

В Договор о ЕС 1992 г. был включен раздел «Социальная политика, образование, профессиональное обучение и молодежь» (ст.ст.146-150). На Совет ЕС возлагалась обязанность устанавливать социальные стандарты и технические нормы труда.

Социальная политика ЕС получила финансирование не только из Европейского социального фонда (ЕСФ), но и из других фондов, в частности, Европейского фонда регионального развития (ЕФРР).

По вопросам социального права институтами ЕС издано ряд регламентов и директив, которыми определены типичные социальные стандарты во всех странах-членах ЕС, в том числе система социальной защиты трудящихся и членов их семей, переезжающих в другие государства в связи со сменой работы.

Основная нагрузка в реализации социальной политики припадает на Комиссию ЕС. Она претворяет в жизнь принимаемые институтами ЕС решения, управляет Европейским социальным фондом. Специально назначенные члены Комиссии отвечают за социальные вопросы, главные из них: занятость, проблемы образования и профессиональная подготовка.

В составе Комиссии имеется Генеральный директорат V «Занятость, промышленные отношения и социальные вопросы». К его компетенции относятся промышленные отношения (директорат А), занятость и рынок труда (директорат В), социальное обеспечение, социальная защита и условия жизни (директорат С), Европейский социальный фонд (директорат Д), здравоохранение и безопасность (директорат Е).

Экономический и социальный комитет (ЭСК) был создан в соответствии с Договором о ЕЭС 1957 г. Его цель – обеспечить представительство интересов различных категорий населения: предпринимателей, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, научных работников, транспортников, лиц свободных профессий.

Экономический и социальный комитет (ЭСК) разделен на секции, ответственные за те или иные области социальной политики (например, вопросы семьи, образования, культуры). Представляемые им заключения не имеют обязательного характера. В то же время консультации с ЭСК являются обязательной процедурой перед принятием кардинальных решений по социальным вопросам.

В рамках ЕС существуют и вспомогательные структуры в области осуществления социальной политики. Они занимаются отдельными аспектами этой политики. Среди них: Европейский центр развития профессиональной подготовки, Фонд улучшения условий жизни и труда, а также Комитет по свободному движению и занятости трудящихся, Комитет по социальному обеспечению трудящихся-мигрантов, Комитет по проблеме равенства прав и возможностей для мужчин и женщин.

Экологическое право

В соответствии со ст.2 Договора 1992 г. Союз проводит экологическую политику и регулирование в области охраны окружающей среды.

Основными целями экологической политики ЕС являются:

1) сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;

2) защита здоровья людей;

3) рациональное использование природных ресурсов;

4) решение на региональном и общемировом уровне проблем окружающей среды.

На институты (органы) ЕС возлагается задача сближения законодательства государств-членов в области охраны окружающей среды, а также принятие конкретных защитных мер в этой сфере.

В соответствии со ст.175 Договора о ЕС «государства-члены финансируют и осуществляют политику в области окружающей среды». Независимо от деятельности ЕС они вправе вести переговоры и заключать международные соглашения в области окружающей среды без ущерба для совместных мероприятий.

Статья 176 Договора позволяет государствам-членам вводить более строгие природоохранные меры, чем они предусмотрены правом ЕС, либо сохранять таковые, если они существовали до вступления в Европейский Союз.

Среди законодательных актов ЕС наибольшее значение для формирования права окружающей среды принадлежит директивам. В этом ряду следует упомянуть Директиву №96/61 от 24 сентября 1996 г., которая содержит общие экологические требования к производственным процессам. Частичная кодификация норм в области охраны вод была проведена Директивой №2000/60 от 23 октября 2000 г. В ней определяются меры по защите от загрязнения речных вод: внутренних поверхностных вод, прибрежных вод и грунтовых вод.

Важным источником развития права окружающей среды являются международные договоры. Таковыми являются Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 г. и протокол Киото 1997 г.; Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения 1993 г.; Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол к Венской конвенции 1987 г. (Российская Федерация ратифицировала указанные конвенции и протоколы).

Специальным органом в рамках ЕС, который осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии окружающей среды на континенте, является Европейское агенство по окружающей среде (ЕАОС). Основой его деятельности является Регламент №1210/90 от 7 мая 1990 г. (с изменениями и дополнениями от 29 апреля 1999 г.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...