Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение 1. Перепишите текст, выделяя и объясняя орфограммы. Укажите в каждом случае, какому принципу подчиняется каждое написание




Упражнение 1. Перепишите текст, выделяя и объясняя орфограммы. Укажите в каждом случае, какому принципу подчиняется каждое написание

Полуденное солнце, готовое поразить каждым своим лучом, жжет невыносимо. Бесшумно, едва приметно струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине. Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке.

 

 

Список литературы и источников:

Литература для изучения

1. Петрякова, А. Г. Культура речи / А. Г. Петрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 488 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=79449 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9765-2101-8. – Текст: электронный.

2. Новикова, Л. И. Правильность русской речи: справочник по культуре речи / Л. И. Новикова; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2016. – Ч. 1. – 216 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=439591. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-93916-491-7. – Текст: электронный.

3. Боженкова, Р. К. Русский язык и культура речи / Р. К. Боженкова, Н. А. Боженкова, В. М. Шаклеин. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 607 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=83539. – Библиогр.: с. 548-552. – ISBN 978-5-9765-1004-3. – Текст: электронный.

Дополнительная литература

  1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. / Под ред. В. В. Лопатина. – М.: ЭКСМО, 2009. – 480 с. Электронная версия: https: //orfogrammka. ru/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%BF%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD/
  2. Щерба Л. В. Безграмотность и ее причины (Электронную версию статьи вы сможете найти по ссылке: https: //ruthenia. ru/apr/textes/sherba/sherba20. htm )

Практическое занятие № 4.

Нормы письменной речи  (пунктуационные)

Подготовка к занятию.

Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)

  1. Прочитайте в учебниках разделы о пунктуации и нормах постановки знаков препинания. Выпишите из доступных вам источников определение понятия «пунктуационная ошибка», «пунктуация». (1 балл)
  2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 3 баллов).

Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)

Составьте буклет-памятку по одной из предложенных ниже тем:

· Знаки препинания при повторяющихся членах предложения

· Знаки препинания при цитировании и прямой речи

· Знаки препинания в оформлении списков, рубрикаций и оглавлений

ЧАСТЬ I ПОТРЕНИРУЕМСЯ – практикум по орфографии и пунктуации) – готовится индивидуально или в парах

Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему

· «Слитное, раздельное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных и слов с пол-». (Подберите дидактический материал, оформите его в виде удобной для восприятия таблицы, схемы, инфографики и т. д. Проведите объяснение материала, закрепите полученные знания и проверьте их, проведя проверочную работу. По ее итогам оцените полученные результаты. )

· Подготовьте и проведите со своими одногруппниками тренинг на тему «Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях». (Подготовительная работа аналогична описанной выше)

ЧАСТЬ II ОБСУДИМ – вопросы для обсуждения на занятии.

1. Понятие пунктуационной нормы. Единство грамматического, смыслового и интонационного принципов современной русской пунктуации как показатель её развитости, гибкости: способность пунктуации «выражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие речи» (Н. С. Валгина).

2. Какие знаки препинания употребляются в русском письме? Каковы функции каждого из них? Отделяющая и выделяющая функция: приведите примеры, когда знаки препинания выполняют такие функции.  

3. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой и интонационный. Раскройте содержание этих принципов.

ЧАСТЬ III. УПРАЖНЕНИЯ – тренировочные задания и упражнения на закрепление изученного материала.

Упражнение 1. Проанализируйте текст. Расставьте знаки препинания, определите их функцию и принцип, которым руководствуется постановка знаков в данном месте

В холодное осеннее ненастье на одной из больших тульских дорог залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями к длинной избе в одной связи которой была казённая почтовая станция а в другой частная горница где можно было отдохнуть или переночевать пообедать или спросить самовар подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. (И. А. Бунин. Темные аллеи)  

 

Упражнение 2. Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1 Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...