Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кибернетический подход к описанию систем




Управление как процесс. Кибернетический подход к описанию систем состоит в том, что всякое целенаправленное поведение рассматривается как управление. Управление — в широком, кибернетическом смысле — это обобщение приемов и методов, накопленных разными науками об управлении искусственными объектами и живыми организмами. Язык управления — это использование понятий «объект», «среда», «обратная связь», «алгоритм» и т.д. Основы современной кибернетики заложил Н. Винер.

Под управлением будем понимать процесс ор­ганизации такого целенаправленного воз­дей­ст­вия на некоторую часть среды, назы­ваемую объектом управления, в результате кото­рого удовлетворяются потребности субъек­та, взаимодействующего с этим объектом.

Анализ управления заставляет выделить тройку — среду, объект и субъект, внутри которой разыгрывается процесс управления (рис.2.2). В данном случае субъект ощущает на себе воздействие среды Q и объекта Y. Причем, если состояние среды Q он изменить не может, то состоянием объекта Y он может управлять с помощью специально организованного воздействия U. Это воздействие и есть управление.

Состояние объекта Y влияет на состояние потребностей субъекта. Потребности субъекта A = (a1,…,ak), где ai — состояние i -й потребности субъекта, которая выражается неотрицательным числом, характеризующим насущность, актуальность этой потребности. Свое поведение субъект строит так, чтобы минимизировать насущность своих потребностей, т. е. решает задачу многокритериальной оптимизации:

ai →min {R}, " , (2.1)

где R — ресурсы субъекта. Эта зависимость выражает неизвестную, но существующую связь потребностей с состоянием среды Q и поведением U субъекта.

Пусть — решение задачи (2.1), т. е. оптимальное поведение субъекта, минимизирующее его потребности А. Способ решения задачи (2.1), позволяющий определить , называется алгоритмом управления

(2.2)

где j — алгоритм, позволяющий синтезировать управление по состоянию среды Q и потребностей Аt. Потребности субъекта изменяются не только под влиянием среды или объекта, но и самостоятельно, отражая жизнедеятельность субъекта, что отмечается индексом t.

Алгоритм управления j, которым располагает субъект, и определяет эффективность его функционирования в данной среде. Обычно алгоритм имеет рекуррентный характер:

т. е. позволяет на каждом шаге улучшать управление. Например, в смысле , т. е. уменьшения уровня своих потребностей. Впрочем, потребности еще надо осознать, и это составляет пока неформализуемую стадию управления.

 

Структурная схема системы управления (СУ) приведена на рис. 2.3. Здесь Dq и Dy — датчики, измеряющие состояние среды и объекта соответственно. Результаты измерений Q'=Dq(Q) и Y'=Dy(Y) образуют исходную информацию {Q', Y'} для устройства управления (УУ), которое на ее основе вырабатывает команду управления j. Исполнительный механизм (ИМ), реализуя команду управления, вырабатывает входное воздействие U на управляемые входы объекта.

Управление — целенаправленная организация того или иного процесса, протекающего в системе. В общем случае процесс управления состоит из следующих четырех элементов:

· получение информации о задачах управления (A),

· получение информации о результатах управления (т. е. о поведении объекта управления Y’);

· анализ полученной информации и выработка решения (j=j(А,Q',У')),

· исполнение решения (т. е. осуществление управляющих воздействий U).

Процесс управления — это информационный процесс, заключающийся в сборе информации о ходе процесса, передаче ее в пункты накопления и переработки, анализе поступающей, накопленной и справочной информации, принятии решения на основе выполненного анализа, выработке соответствующего управляющего воздействия и доведении его до объекта управления.

Каждая фаза процесса управления протекает во взаимодействии с окружающей средой при воздействии различного рода помех. Цели, принципы и границы управления зависят от сущности решаемой задачи.

Система управления — совокупность взаимодействующих между собой объекта управления и органа управления, деятельность которых направлена заданной цели управления.

В СУ решаются четыре основные задачи управления: стабилизация, выполнение программы, слежение, оптимизация.

Задачами стабилизации системы являются задачи поддержания выходной величины Y вблизи некоторого заранее заданного значения, несмотря на действие помех. Например, стабилизация напряжения и частоты тока в сети вне зависимости от изменения потребления энергии.

Задача выполнения программы возникает в случаях, когда требуется изменять величину U во времени заранее известным образом.

В системах оптимального управления требуется формировать входное воздействие U так, чтобы экстремизировать выход объекта управления Y. при заданных реальных условиях и ограничениях. Понятие оптимальности должно быть конкретизировано для каждого отдельного случая.

Задачи слежения означают, что величину Y требуется поддерживать на уровне, определяемом неконтролируемым воздействием среды Q.

Системы управления делятся на два больших класса: системы автоматического управления (САУ) и автоматизированные системы управления (АСУ). В САУ управление объектом или системой осуществляется без непосредственного участия человека автоматическими устройствами. Это замкнутые системы. Основные функции САУ: автоматический контроль и измерения, автоматическая сигнализация, автоматическая защита, автоматические пуск и остановка различных двигателей и приводов, автоматическое поддержание заданных режимов работы оборудования, автоматическое регулирование. В отличие от САУ в АСУ в контур управления включен человек, на которого возлагаются функции принятия наиболее важных решений и ответственности за принятые решения. Под АСУ обычно понимают человеко-машинные системы, использующие современные экономико-математи­ческие методы, средства электронно-вычислительной техники и связи, а также новые организационные принципы для отыскания и реализации на практике наиболее эффективного управления объектом (системой).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...