Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав катехизиса. Часть первая. О Символе веры вообще и о происхождении его. О членах Символа веры. О первом члене




Состав катехизиса

В. Как представить катехизическое учение благочестия в правильном составе?

О. Для сего, по примеру книги Православного Исповедания, одобренной Православными Восточными Патриархами, можно принять за основание изречение Апостола Павла, что все занятие Христианина в настоящей жизни должны составлять сии три: вера, надежда, любовь.

Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия (1 Кор. 13: 13).

Итак, для Христианина нужно:

во-первых, учение о вере в Бога, и в таинства, которые Он открывает;

во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утвердиться в ней;

в-третьих, учение о любви к Богу, и ко всему, что Он любить повелевает.

В. Каким способом Церковь вводит нас в учение о вере?

О. Посредством Символа Веры.

В. Что можно принять в руководство для учения о надежде?

О. Изречения Господни о блаженстве, и молитву Господню.

В. Где можно найти начальное учение о любви?

О. В десяти заповедях Закона Божия.

Часть первая

О вере

О Символе веры вообще и о происхождении его

В. Что есть Символ Веры?

О. Символ Веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане.

В. В каких именно словах изложено сие учение?

О. В следующих:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша:

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася:

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна:

5. И воскресшаго в третий день по писанием:

6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца:

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки.

9. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых:

12. И жизни будущаго века. Аминь.

В. Кто так изложил учение веры?

О. Отцы первого и второго Вселенских Соборов.

В. Что такое Вселенский Собор?

О. Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности, со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между Христианами.

В. Сколько было Вселенских Соборов?

О. Семь:

1. Никейский.

2. Константинопольский.

3. Ефесский.

4. Халкидонский.

5. Константинопольский второй.

6. Константинопольский третий.

7. Никейский второй.

В. Откуда взято правило собирать Соборы?

О. Из примера Апостолов, которые держали Собор в Иерусалиме. См. Деян. 15. Основанием сего служит также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оные становится лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор.

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18: 17).

В. Для чего в особенности собраны были первый и второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ Веры?

О. Первый, для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Второй, для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво мыслил о Святом Духе.

В. Давно ли были Соборы сии?

О. Первый в 325 году по Рождестве Христовом, а второй в 381.

О членах Символа веры

В. Как должно поступать, чтобы лучше уразуметь Вселенский Символ Веры?

О. Должно заметить его разделение на двенадцать членов или частей, и рассматривать каждый член порознь.

В. О чем говорится в каждом члене Символа Веры порознь?

О. В первом члене говорится о Боге первоначально, в особенности о первой Ипостаси Святой Троицы, о Боге Отце, и о Боге, как о Творце мира.

Во втором члене, о второй Ипостаси Святой Троицы, о Иисусе Христе, Сыне Божием.

В третьем члене, о воплощении Сына Божия.

В четвертом члене, о страдании и смерти Иисуса Христа.

В пятом члене, о воскресении Иисуса Христа.

В шестом члене, о вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом члене, о втором пришествии Иисуса Христа на землю.

В осьмом члене, о третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.

В девятом члене, о Церкви.

В десятом члене, о Крещении, где разумеются и прочие Таинства.

В одиннадцатом члене, о будущем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене, о жизни вечной.

О первом члене

В. Что значит веровать в Бога?

О. Веровать в Бога значит иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого.

В. Можно ли показать из Священного Писания, что в сем должна состоять вера в Бога?

О. Апостол Павел пишет: Без веры невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает (Евр. 11: 6).

Апостол действие веры в Христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: Да даст вам, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф. 3: 16-17).

В. Какое должно быть ближайшее и непременное действие сердечной веры в Бога?

О. Исповедание сей самой веры.

В. Что значит исповедывать веру?

О. Значит открыто признавать, что мы содержим Православную Веру, и притом с такою искренностию и твердостию, чтобы ни прельщение, ни угрозы, ни мучение, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога, и в Господа нашего Иисуса Христа.

В. Для чего нужно исповедание веры?

О. Апостол Павел свидетельствует, что оно нужно для спасения: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10: 10).

В. Почему нужно для спасения не только веровать, но и исповедывать Православную Веру?

О. Потому что если бы кто, для сохранения временной жизни или земных выгод, отрекся от исповедания Православной Веры, то показал бы тем, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя, и в будущую блаженную жизнь.

В. Для чего в Символе Веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во единого Бога?

О. Для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много.

В. Как учит Священное Писание о единстве Божием.

О. Самые слова о сем взяты в Символ Веры из следующего изречения Апостола Павла: Никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1 Кор. 8: 4-6).

В. Можно ли знать самое существо Божие?

О. Нет. Оно выше всякого познания не только человеков, но и Ангелов.

В. Как говорит о сем Священное Писание?

О. Апостол Павел говорит, что Бог во свете живет неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1 Тим. 6: 16).

В. Какое понятие о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия?

О. Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

В. Покажите все сие из Священного Писания?

О. Сам Иисус Христос сказал, что Дух есть Бог (Ин. 4: 24).

О вечности Божией говорит Давид: Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси (Пс. 89: 3).

В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (Откр. 4: 8).

Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению вечного Бога Рим. 14: 25.

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19: 17).

Апостол Иоанн говорит: Бог любы есть (1 Ин. 4: 16).

Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144: 8-9).

О всеведении Божием Апостол Иоанн говорит: Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся (1 Ин. 3: 20).

Апостол Павел восклицает: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его, и неисследовани путие Его (Рим. 11: 33).

О правосудии Божием Давид поет: Праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10: 7).

Апостол Павел говорит, что Бог воздаст коемуждо по делом его, и что несть на лица зрение у Бога (Рим. 2: 6, 11).

О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и создашася (Пс. 32: 9).

Архангел говорит в Евангелии: Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1: 37).

Вездесущие Божие Давид изображает так: Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех: егда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея (Пс. 138: 7-12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременение, или преложения стень (Иак. 1: 17).

Апостол Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угождение приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян. 17: 25).

Он же именует Бога блаженным и единым сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1 Тим. 6: 15).

В. Если Бог есть Дух, то как же Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например: сердце, очи, уши, руки?

О. Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки всемогущество.

В. Если Бог везде, то как же говорят, что Бог на небесах, или во храме?

О. Бог везде, но на небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; а во храмах есть особенное присутствие Его благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, и являемое иногда в особенных знамениях.

Иисус Христос говорит: Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18: 20).

В. Как понимать слова Символа: Верую во единого Бога Отца?

О. Сие должно понимать в отношении к таинству Святой Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная.

В. Как говорится о Святой Троице в Священном Писании?

О. Главнейшие изречения о сем из Нового Завета суть следующие: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28: 19). Трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть 1 (Ин. 5: 7).

В. Говорится ли о Святой Троице и в Ветхом Завете?

О. Говорится, только не так ясно. Например:

Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32: 6).

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6: 3).

В. Как един Бог есть в трех лицах?

О. Мы не постигаем сей внутренней тайны Божества, но веруем ей, по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2: 11).

В. Какое различие между лицами Святой Троицы?

О. Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.

В. Три Ипостаси или лица Пресвятой Троицы суть ли равного достоинства?

О. Совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Ипостасях есть един токмо Триипостасный Бог.

В. Почему Бог называется Вседержителем?

О. Потому, что Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

В. Что изображают слова Символа: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым?

О. То, что все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.

В. Не из Священного ли Писания взяты сии слова?

О. Так. Книга Бытия начинается сими словами: В начале сотвори Бог небо и землю.

Апостол Павел о Иисусе Христе, Сыне Божием говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася (Кол. 1: 16).

В. Что должно разуметь в Символе Веры под именем «невидимых»?

О. Невидимый или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы.

В. Что такое Ангелы?

О. Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом.

В. Что значит имя: Ангел?

О. Значит: Вестник.

В. Почему они так названы?

О. Потому что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

В. Что прежде сотворено: видимое или невидимое?

О. Невидимое прежде видимого, и Ангелы прежде человеков (Правосл. Исповед. ч. I, вопрос. 18).

В. Можно ли найти о сем свидетельство в Священном Писании?

О. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои (Иов 38: 6-7).

В. Откуда взято название Ангелов хранителей?

О. Из следующих слов Священного Писания: Ангелом Своим заповесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих (Пс. 90: 11).

В. Для каждого ли из нас есть Ангелы хранители?

О. Без сомнения. В сем удостовериться можно следующими словами Иисуса Христа: Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного (Мф. 18: 10).

В. Все ли ангелы добры и благодетельны?

О. Нет. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами.

В. От чего они злы?

О. Они сотворены добрыми; но нарушили долг совершенного повиновения Богу, и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу.

По изречению Апостола Иуды, это суть Ангелы, не соблюдшие своего начальства, но оставльшие свое жилище (Иуд. 6).

В. Что за слово: диавол?

О. Оно значит: клеветник или обольститель.

В. Почему злые ангелы называются диаволами, то есть, клеветниками, или обольстителями?

О. Потому что стараются коварствовать над человеками и, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.

О сем Иисус Христос неверующим иудеям говорит: Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть, и отец лжи (Ин. 8: 44).

В. Что Священное Писание открыло нам о сотворении мира?

О. В начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом Бог постепенно произвел:

В первый день мира, свет.

Во второй день, твердь, или видимое небо.

В третий, вместилища вод на земле, сушу и растение.

В четвертый, солнце, луну и звезды.

В пятый, рыб и птиц.

В шестой, животных четвероногих, живущих на суше, и наконец, человека. Человеком творение кончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. От сего седьмой день назван субботою, что с еврейского языка означает покой. См. Быт. 2: 2.

В. Такими ли сотворены видимые твари, какими видим их ныне?

О. Нет. При сотворении все было добро зело, то есть, чисто, прекрасно и безвредно.

В. Неизвестно ли чего особенного о сотворении человека?

О. Бог во Святой Троице рек: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1: 26). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву. См. Быт. 2: 21-22.

В. В чем состоит образ Божий?

О. Он состоит, по изъяснению Апостола Павла, в правде и в преподобии истины (Еф. 4: 24).

В. Что такое дыхание жизни?

О. Душа, существо духовное и бессмертное.

В. Что такое Рай?

О. Слово Рай значит сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие подобным саду.

В. Рай, в котором пребывали первые человеки, вещественный был, или духовный?

О. Для тела вещественный, как видимое блаженное жилище; а для души духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцание тварей. См. Григ. Бог. сл. 38, 42. Иоанна Дамаск. Богосл. кн. 2, гл. 12, ст. 3.

В. Что такое древо жизни?

О. Такое древо, которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен, и бессмертен.

В. Для чего Ева создана из ребра Адамова?

О. Для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом, и чтобы потому человеки естественно склонны были любить и беречь друг друга.

В. С каким назначением Бог сотворил человека?

О. С тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и чрез то вечно блаженствовал.

В. Изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству, не имеет ли в учении веры особенного наименования?

О. Оно именуется предопределением Божиим.

В. Предопределение Божие о блаженстве человека пребывает ли неизменным, когда мы ныне видим, что человек не блаженствует?

О. Пребывает неизменным. Потому что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

Избра нас в Нем прежде сложения мира, говорит Апостол Павел (Еф. 1: 4).

В. Как должно разуметь предопределение Божие в отношении к человекам вообще, и к каждому порознь?

О. Бог предопределил всем человекам даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства; а тех, которые даруемую Им благодать добровольно приемлют, употребляют дарованные Им спасительные средства, и идут показанным от Него путем блаженства, собственно предопределил к блаженству.

В. Как говорит о сем слово Божие?

О. Ихже бо предуведе, тех и предустави (Рим. 8: 29).

В. Как изъясняется о сем Православная Церковь?

О. В изложении веры Восточных Патриархов сказано: Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил (Чл. 2).

В. За сотворением мира и человека, какое непосредственно следует действие Божие в отношении к миру, и в особенности к человеку?

О. Промысл Божий.

В. Что есть Промысл Божий?

О. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям.

В. Как говорит о Промысле Божием Священное Писание?

О. Сам Иисус Христос глаголет: Воззрите на птицы небесные, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? (Мф. 6: 26). В сем изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особенный о человеке.

Весь Псалом 90 есть изображение особенного и многообразного Промысла Божия о человеке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...