Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бардо становления (СИ ПЕЙ БАРДО)




Бардо становления (СИ ПЕЙ БАРДО)

Часто переводится как «промежуточное состояние существования» или «перерождения» и означает этап, предваряющий вступление в новую жизнь. Также, как в бардо умирания и в посмертном состоянии природы явлений, это бардо предоставляет возможность достижения освобождения. Всё, что для этого требуется — это понять, что происходящие переживания являются проекцией собственного ума и осознать его природу, в результате чего наступает просветление на уровне Нирманакаи. Если индивид не имеет такого осознавания, но обладает твёрдой верой в Будду и своего Гуру, то такая вера может оказать неоценимую помощь на этом этапе. Обратив всю свою веру к Будде Амитабхе или другому Будде и, развив устремление попасть в его чистый мир, индивид оказывается там в мгновение ока, говорится в учении. Если упущена и эта последняя возможность достижения просветления, у индивидов с благой кармой, которым суждено переродиться людьми, есть шанс повлиять на условия своего рождения. Для того, чтобы родиться в семье и месте, сопутствующем духовной практике и достижению просветления в предстоящей жизни, следует визуализировать своих будущих родителейв виде божеств в союзе и создать соответствующее устремление родиться с драгоценным человеческим телом в месте, где практикуется учение Будды. Как сказано, такое благополучное перерождение создаст условия для достижения просветления этим индивидом в течение одной, трёх или семи следующих жизней.

Таким образом, все учения об умирании и посмертных переживаниях даны в связи с использованием этой информации для освобождения от страданий и достижения просветления, возможность которого присутствует на каждом этапе четырёх бардо, в первую очередь, в естественном бардо этой жизни. Каждый цикл ньингмапинских учений о смерти и умирании представляет собой более или менее подробный «путеводитель» по всем стадиям бардо, который написан не столько для покойников, (которым в тот момент не до чтения), сколько для практикующих и Лам, выполняющих ритуалы и церемонии для оказания помощи усопшему в его посмертных перипетиях. Согласно тибетской традиции, семья усопшего приглашает в дом Ламу или монахов, которые в течение нескольких дней проводят ритуалы и церемонии, помогая умершему в его загробном путешествии. То, что вам известно под названием 'Тибетская Книга Мёртвых», является лишь небольшой частью всего комплекса ритуалов, выполняемых для усопшего. Текст этой книги, который отличается от традиции к традиции, представляет собой своего рода лекцию усопшему, в которой описываются последовательные переживания посмертного состояния, сопровождающиеся периодическими напутствиями о том, как усопшему следует себя вести в этих переживаниях. Тем читателям, кто незнаком с учениями о смерти и «Тибетской Книгой Мёртвых», я хочу сказать, что эти учения не имеют ничего общего с христианским отпеванием и, без сомнений, являются самым интересным и интригующим жанром среди всей духовной литературы. «Тибетская Книга Мёртвых» одинаково известна как западным буддистам, так и простым тибетцам, и не является чем-то секретным. Однако, есть среди учений о смерти и такие наставления и ритуалы, которые недоступны ни западным практикующим, ни простым тибетцам, поскольку они содержатся в тайном разделе традиции Дзогчен и по некоторым причинам не выполняются и не передаются публично. Эти наставления и ритуалы связаны не только с посмертным состоянием, но и с процессом умирания, его предотвращением, определением условий перерождения и многими другими интригующими гранями смерти. Данную книгу я как раз и посвятил этим тайным наставлениям и ритуалам, взяв за основу монументальный труд Лонгчен Рабджама «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла».

Я хочу повторить, что большинство ритуалов, которые описаны в данной книге, могут осуществляться только квалифицированными Ламами. За исключением анализа знаков наступающей смерти и тренировки в Пхове, я не рекомендую читателям экспериментировать с этими ритуалами, особенно в отношении умирающих или умерших людей. При отсутствии знаний и опыта такие эксперименты могут принести больше вреда, чем пользы.

Бардо сновилений (МИ ЛАМ БАР ДО)

Следующее промежуточное состояние, упоминаемое в учениях Великого Совершенства — это бардо сновидений. То время, когда мы спим, безусловно подпадает под определение слова «бардо», так как сон — это промежуток между привычными состояниями бодрствования, в котором мы находимся в мире наших грёз и потусторонней реальности. Во сне наше сознание претерпевает принципиальные изменения в своих функциях, в частности, всё внимание наших органов чувств радикально меняет свой вектор, от направления вовне к направлению внутрь.

В буддизме ясно говорится, что чувственное восприятие происходит на трёх уровнях. Самый грубый аспект восприятия с помощью органов чувств происходит посредством глаз, ушей, носа, языка и телесных рецепторов. Тонкий аспект чувств не имеет видимой формы, но обладает тонкой нематериальной формой, которая скрывается за внешним плотским обликом. В частности, Будда говорил, что тонкий орган зрения напоминает по форме плоды определённого растения Адрэ, тонкий орган обоняния похож на две скрещенные иглы, орган вкуса имеет форму полумесяца и так далее. Именно эти тонкие органы чувств и их сознания ответственны за продолжение восприятия во время сна. Мы же не отрицаем, что во время сна мы продолжаем видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, удовольствие и боль? Что же, если не эти тонкие аспекты органов чувств осуществляет такое восприятие? Ведь наши глаза во сне закрыты, уши не слышат внешних звуков и нос не ощущает внешних запахов. Самый тонкий уровень чувственного восприятия происходит на уровне шести чувственных сознаний, а именно — зрительного сознания, сознания слуха, сознания обоняния, сознания вкуса, сознания осязания и ментального сознания, обрабатывающего все мысленные образы и картинки. С точки зрения современной медицины можно сказать, что за восприятие во сне ответственны определённые участки мозга, но это не сильно противоречит буддийским утверждениям о тонких аспектах органов чувств, так как Будда не говорил, что эти тонкие аспекты располагаются в глазах, ушах и прочем. Более того, если мы попытаемся понять аналогичные принципы, по которым происходит восприятие умершего человека в бардо, то, к сожалению, придётся признать непригодность научных утверждений о том, что восприятие во сне происходит посредством определённых рецепторов в коре головного мозга, так как в момент смерти мозг отмирает и полностью прекращает функционировать. Принципы восприятия в бардо, которые ничем не отличаются от восприятия спящего человека, можно понять, только если мы возьмём на вооружение буддийскую теорию о тонких органах чувств и чувственных сознаниях. Именно эти сознания чувств ответственны за продолжение переживаний ума усопшего человека Эта же теория объясняет принципы восприятия многих существ шести миров самсары, как то духов, форменных и бесформенных богов, а также адских существ, которые по определению не имеют плотского тела, а соответственно и материального мозга.

Безусловно, когда мы спим, огромную роль в наших переживаниях играет память, и это никто не отрицает в буддизме. Более того, буддийские учения объясняют процессы работы памяти на более глубоком уровне, описывая разные типы привычных кармических тенденций (тиб. — БАГ ЧАК), которые руководят памятью и формируют как лейтмотив, так и канву сновидений. Вышеописанные тонкие органы чувств и чувственные сознания помогаютлишь воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая содержится в «файлах» подсознания, именующихся в буддизме «привычными тенденциями». Существует два основных вида привычных тенденций, активированные и законсервированные, каждый из которых подразделяется на дополнительные категории. Активированные привычные тенденции оказывают непосредственное влияние на наше обычное состояние, наш характер, образ мышления и поведения, тогда как наши сновидения доминируются как активированными, так и законсервированными или латентными привычными тенденциями. Эти латентные тенденции больше относятся к миру подсознания, так как сложены из множества неосознанных действий и привычек, приобретённых в прошлых жизнях. В зависимости от чистоты кармы и ума взятого человека, в его сновидениях будут преобладать активированные или законсервированные привычные тенденции.

Одними из самых глубоких методов тантрического буддизма являются два комплекса йоги по очищению этих привычных тенденций в состоянии сна. Их глубокая эффективность заключается в том, что посредством очистки этих привычных тенденций во время сна, у практикующего автоматически стираются остальные виды привычных тенденций в состоянии бодрствования. Таким образом, если вы приложите осознанные усилия в очищении своих кармических тенденций во время состояния сна, то сможете очистить массу омрачений и эмоций, загрязняющих ваш ум в обычном восприятии. Эти два комплекса практик называются йогой сновидений и йогой ясного света и содержатся как в учениях Великого Совершенства, так и среди «Шести Учений», также известных под названием «Шесть Йог Наропы». Однако в учениях Дзогчена основной акцент делается на использование йоги ясного света, которая объясняется на более глубоком уровне, чем в остальных традициях. Помимо этого, йога ясного света более проста в выполнении и не требует большого сосредоточения. С другой стороны, йога сновидений более интересна, поскольку с развитием опыта в ней практикующий получает возможность управлять своими сновидениями и при большой стабильности в практике может путешествоватьво сне в любое желаемое место.

Я позволю себе привести одну занимательную историю из прошлого. В XIV веке нашей эры, во времена Лонгченпы, труду которого посвящена моя книга, в Тибете жили два великих мастера Долпо Сангье (Шераб Гьялцэн) и Бодонг Ринчен, имена и тексты которых вызывают огромное уважение по сей день. Они были близкими друзьями и долгое время обучались вместе, однако, когда достигли высот образования и реализации, их пути разошлись на почве разногласий в философских воззрениях. В частности, Бодонгпа стал следовать пути Мадхьямика Рангтонг, а Долпо Сангье стал приверженцем философии Мадхьямика Щенгтонг.

После этого они принципиально перестали встречаться и даже общаться друг с другом. Несмотря на их философские разноречия, оба были великими реализованными мастерами в шести Йогах. Бодонгпа прослыл знаменитым в йоге сновидений, так как очень усердно практиковал Шесть Йог Наропы, а Долпопа практиковал Шесть Йог Нигумы (Дакини Нигума была тантрической супругой махасиддхи Наропы), и был известен как самый великий мастер переноса сознания Пхова. Долпопа жил на границе с Непалом, и это место сейчас находится на непальской территории, нося своё название в его честь — Долпо. В преклонном возрасте он соорудил в своей деревне необычайной красоты ступу в виде божественного дворца, и эта ступа привлекала паломников со всего Тибета, которые приходили из самых удалённых уголков страны, чтобы посмотреть на эту красоту и поклониться творению великого мастера. Бодонгпа, безусловно, услышал о творении своего бывшего друга и тоже очень хотел на неё посмотреть, но принципиально не хотел посещать эту деревню, боясь что его выставят на смех.

Поскольку в то время не было ни фотоаппаратов, ни видеокамер, у Бодонгпы не было никакой возможности даже взглянуть на это творение. Однако, будучи великим мастером в йоге сновидений, Бодонгпа решил отправиться в деревню Долпо Сангье во сне и посмотреть на то, что же всё-таки соорудил его бывший друг. Для него никогда не составляло труда путешествовать во сне даже в другие миры богов и духов, и Бодонгпа был уверен, что может осуществить своё желание той же ночью. Но всё оказалось не так то просто. Долпопа был не менее реализованным мастером и помимо своей реализации в переносе сознания обладал безграничным ясновидением Той же ночью он увидел, что Бодонгпа пытается во сне проникнуть к его ступе Не со зла, а скорее ради смеха, Долпопа вскрикнул тантрический слог «ПХЭТ! », который используется во время переноса сознания, и тем самым отшвырнул сознание своего друга обратно, так что Бодонгпа моментально проснулся. Не поняв в чём дело, Бодонгпа попробовал повторить своё путешествие следующей ночью, но Долпопа опять вскрикнул «ПХЭТ! », и история завершилась точно также Так продолжалось несколько недель, пока Долпо Сангье не пустил слух, что Бодонгпа шпионит во сне, и когда эти слухи докатились до Бодонгпы, тот понял причину своих неудачных попыток и тут же прекратил дальнейшие попытки.

Я лично не сомневаюсь в правдивости этой истории, так как уверен в эффективности йоги сновидений. Я не претендую на какую-то особую реализацию, но в моей практике случались переживания, которые вполне сопоставимы с данной историей. Одно из самых дорогих мне переживаний случилось во время визита моего коренного Учителя, Чокьи Ньима Ринпоче, в Москву. Находясь в ритрите в Непале, у меня не было никакой возможности попасть на его семинар, и к тому же я не видел Ринпоче уже довольно долго и сильно скучал по нему. Каждый день во время этого семинара в России у меня появлялись грустные мысли, что мой Лама сейчас даёт учение в моей стране, в окружении моих близких друзей и родителей, а у меня нет возможности ни видеть, ни слышать их Более того, семинар совпал с днём моего рождения, и мои родители решили отметить этот праздник, устроив фуршет вместе с Ринпоче и моими друзьями в перерыве между учениями. Зная о том, что мой день рождения отмечается без меня в такой компании, я загрустил ещё больше. Ночью того дня я, как обычно, практиковал йогу сновидений, и в силу своей преданности к Ринпоче смог перенестись во сне на его учение, в Россию. Я очутился перед учительским троном Ринпоче прямо перед началом учения и отчётливо видел многих друзей, собравшихся на семинаре. В своих руках я обнаружил небольшую статуэтку Будды Шакьямуни, которую поднёс своему Учителю с чувством глубокой преданности. После этого Ринпоче начал учение, и я получил возможность посидеть прямо перед ним, слушая его драгоценные слова. Одна часть учения о преданности так тронула меня, что я до сих пор её помню. Через какое-то время я проснулся и подумал: «Такой сон — самый лучший подарок на день рождения».

Не прошло и нескольких часов, как этот сон воплотился наяву! Чокьи Ньима Ринпоче позвонил мне из России, во время празднования моего дня рождения в перерыве между учением, и передал свои поздравления. Я тут же выпалил ему о своём путешествии во сне, на что услышал практически те же самые слова о преданности, которые завершались: «Вне сомнений, твоё переживание — это знак неделимости моей любви и твоей преданности. Это говорит о том, что мы неделимы в сердцах. » Я описал лишь одно из многих других, самое дорогое для меня переживание, которое случилось во время практики сновидений. Если вы приложите осознанные усилия в этих практиках, то, без сомнений, почувствуете ощутимые перемены в своём восприятии как во сне, так и наяву. Ваши сны станут более ясными и осознанными, вы перестанете шарахаться ночных образов, видеть во снах кошмары и поддаваться бурным эмоциям. Суть этой йоги сновидений сводится к тому, чтобы осознать пробуждённую природу своего ума и иллюзорную природу всех воспринимаемых явлений. Такое осознавание способствует очищению кармических тенденций на всех уровнях и, в первую очередь, уничтожает тенденцию двойственного восприятия. Ощутимые знаки прогресса в этих практиках несложно получить даже в течение нескольких месяцев тренировки, но, если вы хотите достичь полной стабильности, вам, видимо, придётся тренироваться в них всю жизнь. Лонгченпа описывает знаки реализации в практике йоги сновидений в восьмой главе «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла»: «Практикуя таким образом, люди с наивысшими способностями и усердием позабудут о снах, люди со средними способностями будут осознавать свои сновидения, а практикующим с меньшими способностями будут сниться одни лишь приятные сны. В конце концов, поток сновидений прекратится для всех трёх типов людей. В результате освобождения сновидений в ясном свете день и ночь сольются в реализации природы явлений. На этом этапе у вашего тела исчезнет тень, и вы будете видеть его в виде мельчайших частиц. Тело будет вам казаться лишённым истинного существования подобно тени, а после смерти вам не придётся проходить через промежуточное состояние бардо. » В тантре «Пронзительный Звук» говорится:

«Благодаря тренировке в иллюзорном теле во время сновидений
Физическое тело того практикующего Становится подобным тени.
После смерти такой практикующий получает возможность
Осознать иллюзорность своего тела в промежуточном состоянии. »

Говоря о практической стороне этой тренировки, йога ясного света имеет несколько разновидностей даже в традиции Великого Совершенства. Самый распространённый комплекс включает в себя четыре части основной практики, охватывающие не только ночь, но и раннее утро, день и поздний вечер. Наставления по каждой из этих частей должны быть получены от квалифицированного Ламы. Здесь я лишь скажу, что самая сущностная часть практики заключается в осознавании природы ума во время сна В контексте данной практики это называется распознаванием ясного света. Если практикующий осознал природу своего ума в результате прямого введения, полученного от реализованного Мастера, он сможет поддерживать и увеличивать стабильность в этом осознавании на протяжении всего сна, проникая в глубокие слои подсознания и получая доступ к ясному свету своего ума В качестве вспомогательного средства во время сна используется сосредоточение на воображаемом белом слоге «А» или белом бинду (сфере света) в сердце. Визуализации варьируются от традиции к традиции, и в некоторых традициях практикующий визуализирует себя в форме своего божества Йидама, сосредотачиваясь на центральном канале, проходящем от макушки до пупка В других традициях визуализируют коренного учителя или Падмасамбхаву в центре своего сердца Практикующие, которые не получали прямого введения в природу ума и не имеют её осознавания, могут тренироваться и приближаться к этому осознаваниюпосредством такого же сосредоточения на белом слоге «А» в своём сердце. Вы представляете сферу света или тибетский слог «А», который непрерывно, во все стороны, источает лучи яркого белого света, заполняющие ваше тело, вашу комнату, дом, всю окружающую местность и весь мир. Поддерживая такую концентрацию, вы мягко засыпаете, и через какое-то время тренировки начинаете осознавать свои сны и терять цепляния за реальность происходящего с вами.

Йога сновидений в своём основном принципе схожа с йогой ясного света Её целью является достижение осознавания природы ума и освобождение от двойственного восприятия и привычных тенденций. Но метод практики этой йоги гораздо сложнее и требует длительного времени тренировки. Устные наставления от квалифицированного Ламы также необходимы для успешного прогресса в этой практике. Здесь я приведу лишь резюме йоги сновидений, процитировав коренную тантру «Пронзительный Звук»:

«Использование ключевых моментов сновидений на пути практики
Включает предварительные действия и практику основных пунктов.
В качестве предварительных действий вы должны подготовить
Своё тело, речь и ум, получив требуемые знаки усвоения.
На основе этого вы выполняете исследование и подавление снов,
И отождествляете свои тройные привычные тенденции.
Затем вы практикуете ключевые пункты,
Тренируясь в основных практиках
Очищения, трансформации, отсечения, взаимозамены,
Контроля, задействования ключевых пунктов, удерживания
И разворачивания, в результате чего сновидения будут исчерпаны,
И вы искорените привычные тенденции.
В зависимости от своего усердия и способностей
Будут достигнуты следующие результаты:
Наилучшие практикующие, безусловно, лишатся сновидений,
Практикующие со средними способностями будут осознавать сны,
А посредственные практикующие изменят сновидения (к лучшему).
В начале практики сны будут увеличиваться.
В процессе практики самые усердные и способные
Будут моментально забывать свои сновидения.
Средние практикующие будут видеть всё более ясные сны,
А со временем придут к их осознаванию.
Посредственным практикующим вначале будутсниться неясные сны,
Которые постепенно изменятся в лучшую сторону. »

Основная причина, по которой я включил в книгу о смерти учения по йоге сновидений и ясного света состоит в том, что процесс сна практически ничем не отличается от посмертного состояния бардо природы явлений, тогда как процесс засыпания происходит по тому же принципу, что и умирание. Также как и во время умирания, при засыпании происходит последовательный процесс растворения элементарных энергий тела и сознания. Эти два процесса абсолютно идентичны: в самом начале засыпания элемент земли растворяется в элементе воды, что сопровождается кратким ощущением тепла. Затем элемент воды растворяется в элементе огня, и вы чувствуете, что сознание проваливается.

После этого сознание немного возбуждается, что говорит о растворении элемента огня в элементе ветра Сам момент засыпания соотносится с растворением ветра в сознании. Далее следует короткий промежуток ясности без сновидений, аналогичный растворению сознания в ясном свете в момент смерти. Если в этот момент практикующий способен осознать неделимость ясности и пустоты, это и есть осознавание ясного света. В практике йоги ясного света такое осознавание способствует развитию реализации пробуждённой природы ума, тогда как в момент смерти такое осознавание приносит освобождение и достижение просветления. Поэтому практика йоги сновидений и ясного света несёт огромную важность и имеет прямое отношение к умиранию и посмертному состоянию бардо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...