Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бардо природы явлений




Следующий основной раздел текста Лонгченпы посвящен бардо природы явлений, то есть посмертному состоянию, которое наступает после прекращения внутреннего дыхания. Чтобы не заблудиться в возникающих видениях этого бардо, существенно важно знать и применять наставления по осознаванию собственных проекций, аналогичные прыжку сына в материнские объятия.

Автор начинает этот раздел с разъяснения аналогии, говоря, что между нашей природой ума и просветлённой Основой бытия существует такая яке врождённая связь как между ребёнком и его матерью. Материнский инстинкт настолько силён, что даже животные могут мгновенно распознавать своих матерей и новорожденных детей, даже если их разлучить сразу же после рождения. Не менее интимная связь существует между природой нашего ума и природой явлений. Согласно теории Великого Совершенства вселенная неразрывно связана с каждым индивидом, и эта связь показана в свете неделимости Основы бытия и просветлённой природы, присутствующей в каждом существе Где бы и сколько раз бы мы ни перерождались, просветлённая природа никогда не покидает нас, поскольку эта природа — ни что иное, как чистое измерение нашего ума. Наш ум представляет собой неделимое единство пустоты и ясности, или, говоря словами Великого Совершенства, единство изначальной чистоты и спонтанного присутствия. Основа бытия представляет собой то же самое единство, что и доказывает связь микро- и макрокосмоса. Несмотря на такую врождённую связь между нами и Основой бытия, мы находимся в её нечистом измерении и испытываем кажущийся разрыв с этой пробуждённой природой. Причины этого уходят корнями в безначальное прошлое, в самое начало эволюции вселенной, когда из потенциальной Основы бытия (гДО МЕЙ гЩИ) возникли два проявления её кинетической энергии (рЦАЛ) — чистое и нечистое. Этот процесс первичного возникновения вселенной подробно описывается в учениях Великого Совершенства и представляет собой крайне логичную и обоснованную теорию, с изучением которой, в вашем понимании всё встанет на свои места. Вселенная, которая нам известна, представляет собой лишь небольшую часть нечистого проявления Основы бытия, а населяющие её существа неизбежно испытывают нечистые видения под воздействием омрачённого восприятия. Ряд омрачений скрывает нашу пробуждённую природу от непосредственного переживания, и нам даже кажется, что её нет вообще Не ведая о своей пробуждённой природе, существа предаются своему заблуждённому восприятию и ошибочно считают своё двойственное переживание чем-то истинным и непреложным. Такова одна из основных ошибочных тенденций всех существ этого мира.

Эта ситуация, безусловно, плачевна, но не неизбежна, потому что мы никогда не разлучались со своей просветлённой природой и имеем возможность полностью пробудить её в себе посредством методов духовной практики. В основе доктрины о природе Будды лежит факт присутствия этой природы во всех существах без исключения. Благодаря наличию этой природы каждый имеет возможность рано или поздно достичь просветления, но срок достижения просветления зависит от чистоты индивидуальной кармы и духовной зрелости. Один из глубочайших принципов, который следует понять, заключается в том, что все мы находимся на духовном пути, поскольку обладаем изначально просветлённым духовным потенциалом. Конечный пункт или кульминация этого пути состоит в просветлённом состоянии Будды, что и является вершиной эволюции, полным совершенством. Одни из нас находятся ближе к концу пути, другие — дальше; одни из нас стремятся побыстрее достичь этого состояния, другие не хотят даже о нём слышать, но, тем не менее, все мы, так или иначе, находимся на духовном пути с самого рождения и не оставляли его ни в одной из прошлых жизней. Наша просветлённая природа и есть этот путь, она же является нашей духовной основой и плодом этого пути. Чтобы достичь этого плода, необходимо лишь реализовать или активизировать находящуюся в нас пробуждённую природу. Различные духовные пути, описанные Буддами, ведут к этой реализации с разной скоростью. С точки зрения учений Великого Совершенства самыми эффективными методами, позволяющими достичь этой реализации в кратчайшие сроки, являются практики Трекчо и Тогал.

Возвращаясь к аналогии с прыжком сына в материнские объятия, практика Трекчо приводит к реализации основного осознавания, которое уподобляется матери. Медитация Тогал позволяет переживать светоносные видения спонтанного присутствия Основы, которые аналогичны сыну. Когда эти светоносные видения растворяются в изначальной чистоте материнской. Основы бытия в момент реализации, это подобно прыжку сына в материнские объятья. Великое блаженство полного просветления или освобождения от страданий сравнивается с радостью сына, попавшего в объятья матери. Если индивид осознает в видениях посмертного бардо Дхарматы свою собственную сущность, то он мгновенно окажется в «объятьях» просветлённой природы, Будды Самантабхадры. Будда Самантабхадра — это изначальный Будда, который является не историческим лицом, а символом изначального просветления, что появилось в самый первый момент возникновения Манифестации Основы из потенциальной и бесформенной Основы бытия в начале эволюции. В тот момент одновременно возникли два проявленных измерения Основы — чистое и нечистое, и вы можете понимать под Буддой Самантабхадрой чистое измерение Основы. Процесс появления чистого измерения Основы называется просветлением изначального Будды Самантабхадры, которому присущи шесть особенных черт.

Далее Лонгчен Рабджам переходит к обстоятельному описанию посмертных переживаний, что представляет собой уникальную информацию, не имеющую аналогов в сфере знаний человечества. Когда разрушается физическая оболочка тела, просветлённая природа, находящаяся в каждом индивиде, предстаёт воочию. Поскольку эта просветлённая природа — это ни что иное, как пустотная и ясная сущность нашего ума, она не может умереть или разрушиться даже теоретически. Также было бы нелепо предполагать, что природа ума может разлучиться с нашим обычным сознанием, которое является лишь её производным. Напротив, именно обычное сознание разрушается в тот момент, раскрывая свою пробуждённую сущность, которая была скрыта на протяжении жизни физическими и умственными омрачениями.

Само бардо природы явлений состоит из четырёх основных этапов

— растворение пространства в ясном свете,
— растворение ясного света в единстве,
— растворение единства в изначальных мудростях,
— растворение изначальной мудрости в спонтанном присутствии.

Эти четыре этапа соотносятся с четырьмя видениями: видением ясного света проявленной Основы; видением единой группы (божеств); видением четырёх совмещённых мудростей и видением драгоценного спонтанного присутствия.

В описании первого этапа Лонгченпа переходит к чрезвычайно глубоким положениям, говоря, что осознавание в момент смерти появляется через глаза и проецируется в небо. Чтобы полностью понять глубину этих слов, надо обладать большим знанием теории Великого Совершенства. В этой теории говорится, что просветлённая природа, или чистое осознавание находится в районе сердца, которое в тантре названо санскритским словом Читта Вы можете понимать это как буквально, так и символически, главное, помните, что осознавание не является чем-то материальным, а представляет собой единство пустоты и ясности, либо единство пустоты и светоносности. В момент смерти осознавание покидает место своего привычного пребывания и переходит в светоносное измерение, растворяясь в лампах изначальной мудрости. Под лампами мудрости подразумеваются ключевые аспекты тонкого тела света, которое описывается только в учениях самого тайного раздела Дзогчена Упадеша (Менгак-дэ). В этих учениях описываются четыре основные «лампы» (тиб. сДРОН МА 6ЩИ), а именно «удалённая лампа водной петли», «лампа пустотного бинду», «лампа абсолютно чистого пространства», «лампа самовозникающей мудрости».

Когда осознавание выходит из центра сердца, оно вступает на путь «Белого Шёлка» и появляется через врата «Удалённой Лампы Водной Петли». В теории тонкого тела говорится, что в нашем теле находятся тысячи энергетических каналов. Эти каналы являются проводниками чистой и нечистой энергии, которая сконцентрирована в форме бинду (тиб. — ТИГЛЕ) или энергетических матриц, которые перемещаются по телу автономным образом при помощи пран или энергетических ветров. Чистые формы энергии содержатся в чистых бинду изначальной мудрости и движутся по светоносным каналам, тогда как обычные, более грубые формы энергии движутся по трём основным энергетическим каналам и по множеству дополнительных. Говоря о светоносных каналах нужно отметить, что их сеть располагается между сердцем и глазами, проходя через горло и разветвляясь в районе черепа на пять каналов. Всю эту сеть каналов чрезвычайно сложно описать, и для простоты в учениях упоминается лишь основной светоносный канал, связывающий сердце с глазами. Он называется в данном тексте «Белым Шёлковым Путём», но в других текстах Дзогчена он имеет различные названия, как то «Хрустальный Канал Кати», «Белый Мягкий Канал Квинтэссенции», «Канал Хрустальной Трубки», а также можно встретить несколько других терминов, относящихся к его частям. Говоря вкратце, этот канал позволяет просветлённой природе появляться воочию, и для того, чтобы предстать воочию, светоносное измерение осознавания появляется через глаза, которые в тексте названы «Удалённой Лампой Водной Петли». Если говорить более подробно, то сами глаза не являются фактической лампой мудрости. То, что названо «Удалённой Лампой Водной Петли», относится к тонким окончаниям светоносных каналов, примыкающихиз глубины черепа к центру наших зрачков. Именно эти каналы являются проводниками светоносной природы, позволяя переживать её воочию. В самом начале бардо природы явлений осознавание появляется через эти «врата», и умершему индивиду предстаёт видение рассыпающихся искр в пространстве перед ним. Это и есть первое проявление бардо Дхарматы, именуемое «растворением пространства в ясном свете». На этом этапе умерший прекращает видеть всё то, что наблюдал при жизни. Предыдущие нечистые картины земли, гор, скал и прочего уступают место светоносным видениям природы явлений. Всё восприятие озаряется радужным светом пяти изначальных мудростей, и это видение напоминает разворачивающийся лоскут разноцветной парчи. Всё видимое воспринимается в чрезвычайно тонких цветах. без разделения на внешнее и внутреннее.

Сначала пространство взора застилается узорами пятицветного света, которые являются видимыми проявлениями изначальных мудростей. В частности, зеркалоподобная мудрость излучается в белом свете, мудрость Дхармадхату — в синем свете, изначальная мудрость равностности — в жёлтом свете, различающая мудрость — в красном свете и исполняющая мудрость излучается в зелёном свете. Все эти формы света проявляются очень отчётливо, не перемешиваясь друг с другом. Посмертные светоносные видения аналогичны тем, что практикующий наблюдает во время медитации Тогал, за исключением того, что во время практики все видения возникают непосредственно перед взором человека, а в посмертном бардо природы явлений они восходят спереди, сзади, сверху, справа и слева в виде одиночных и перекрещенных лучей, в форме горизонтальных и вертикальных спиц света, а также наподобие лучей восходящего солнца.

В «Драгоценной Сокровищнице Высшей Колесницы» Лонгченпа говорит, что описываемые им переживания относятся в полной мере только к тем индивидам, кому посчастливилось при жизни «узреть Истину». Под этим он подразумевает тех практикующих, которые достигли прогресса в медитации Тогал и смогли ещё при жизни увидеть светоносные видения спонтанного присутствия. Автор говорит, что люди, не практиковавшиепри жизни, не получат от посмертных видений никакой пользы, так как они предстанут перед ними лишь на миг и исчезнут также быстро, как сон. Практикующие, обладающие реализацией, будут наблюдать эти видения в течение долгого времени и получат возможность осознать в них свою природу и освободиться. Те практикующие, которые не обрели достаточной реализации, не смогут долго оставаться в этом состоянии, и их посмертные видения исчезнут также быстро, как падающая звезда. В заключении, он подчёркивает существенную важность медитации Тогал, от которой зависит продолжительность видений в бардо природы явлений.

Главным моментом в достижении просветления на этом этапе является осознавание в видениях собственной природы. Это требует повышенного сосредоточения на возникших видениях и поддержания осознавания природы ума. Если индивид способен осознать свою природу на этом этапе, он достигнет освобождения в течение трёх мгновений. На это способны лишь практикующие с наивысшими способностями и значительной реализацией. В первый миг такой индивид осознаёт в них собственные проекции, во второй миг видения освобождаются в своём положении, и в третий миг достигается необратимое состояние освобождения. Для того, кто осознал свою природу таким образом, дальнейшие видения прекращаются, и его умом овладевает естественное медитативное состояние, которое заканчивается полным просветлением через пять дней.

Следующий этап бардо природы явлений — это растворение ясного света в единстве. Именно эти драматические переживания больше всего знакомы читателям по описанию в 'Тибетской Книге Мёртвых». На этой стадии посмертного состояния индивиду предстают видения мирных и гневных божеств. Эти божества вовсе не боги и не демоны, которые ведут в рай или ад, — если что-то и ведёт ум усопшего в райские или адские миры, так это только его неадекватная реакция на воспринимаемое. Несмотря на то, что видения возникающих божеств чужды и необычны для нашего стереотипного восприятия, они, тем не менее, являются проекциями нашей пробуждённой природы. Эти божества — своего рода архетипы нашего подсознания, символические образы, посредством которых мы получаем доступ к невыразимому и неописуемому абсолюту. Безусловно, эти видения отличаются от того, что мы привыкли наблюдать в своей обычной жизни. Если бы эти божества составляли часть нашего восприятия, то мы были бы, по меньшей мере, просветлёнными Буддами. Не секрет, что разница между омрачёнными существами и Будами состоит в чистоте восприятия. Нечистое восприятие настолько закоренело у обычных людей, что при виде просветлённых божеств они впадают в шок и в результате своей отрицательной реакции невольно попадают в низшие миры. Парадокс бытия заключается в том, что самая глубокая психотравма происходит вследствие встречи с собственной природой.

Эти божества не являются чем-то посторонним, пришедшим извне. Они проецируются из нашего ума В теории Великого Совершенства говорится, что пробуждённая природа присутствует в человеческом теле в виде сорока двух мирных божеств, располагающихся в сердце, и пятидесяти восьми гневных божеств, находящихся в районе черепа. Эти божества названы «излучением осознавания» и не имеют материальных тел, хотя сказано, что их тела — размером с кунжутные зёрна. Когда разрушается физическое тело в момент смерти, эти божества предстают взору умершего, однако, повторюсь, что они ясно предстают только практиковавшим индивидам, а для обычных людей они проявляются лишь на миг в виде света, лучей и звуков. Хотя они обладают микроскопическим размером относительно человеческого тела, во время бардо эти божества могут казаться как маленькими, так и громадными, но, тем не менее, в совершенных пропорциях. Гневные божества вызывают страх и панику, поскольку они появляются в свирепом обличий, угрожая различными видами оружия и издавая оглушительные звуки, подобные тысяче раскатов грома Мало кто способен сохранить хладнокровие при виде такой ужасающей агрессии, но главный ключ к освобождению как раз и состоит в том, чтобы найти в себе уверенность осознать этот кошмар, как проявление собственной природы, который не более опасен, чем чучело льва.

Мирные божества не вызывают такой паники, но их ослепительный свет провоцируетнеадекватную реакцию, вынуждая индивида укрыться от него, что также приводит к нежелательным последствиям. Вначале перед взором предстаёт половина тела Будды внутри сферы света, затем — целое одиночное тело, после чего возникает тело Будды в союзе с супругой. Далее появляется группа из пяти Будд, окружённых свитами божеств соответствующих божественных «диаспор. Эти божества располагаются в форме мандала в совершенных пропорциях по отношению к главному Будде. Ни основной Будда, ни божества мандалы не проявляются маленькими или большими, но в тексте «Драгоценная Сокровищница Высшей Колесницы» сказано, что главные фигуры обладают размером в тридцать два локтя, а окружающие божества в два раза меньше. Также в этом тексте говорится, что все божества соответствующих просветлённых диаспор украшены ожерельями, золотыми цепочками, браслетами на руках и ногах, диадемами, верхними и нижними одеждами и обладают совершенными формами лиц и рук с органами чувств, имеющими природу света.

В первый день появляется белый Будда Вайрочана с супругой Дхатвишвари, окружённый пятью божествами своего мандала и держащий колесо с мудрой Высшего Пробуждения. На второй день появляется синий Ваджра Акшобхья с супругой Мамаки, одной рукой держащий ваджр, а другой касающийся земли. На третий день появляется жёлтый Ратнасамбхава с супругой Будда Лочана; его правая рука — в мудре Даяния Прибежища, а левая держит драгоценность. На четвёртый день появляется красный Будда Амитабха с супругой Пандаравасини, держащий лотос в руках, сложенных в мудре равностности. На пятый день предстаёт Будда Амогасиддхи с супругой Самаятара, держащий перекрещенный ваджр с мудрой Щелчка Пальцев. Эти Будды сидят в позе ваджра со скрещенными ногами на лотосовых тронах, покрытых солнечными и лунными дисками и поддерживаемых львами, слонами, лошадьми, павлинами и орлами. В центре всей этой панорамы располагается Будда Вайрочана, на востоке — Акшобхья, на юге — Ратнасамбхава, на западе — Амитабха, а на севере — Амогасиддхи, окружённые божествами своих диаспор. В восьми промежуточных направлениях находятся восемь мужских и женских Бодхисаттв, восседающих в позе полуваджра поверх лотосов, солнечных и лунных дисков. Во вратах мандала стоят стражники в выступающей позе. Из тела каждого божества исходят безграничные лучи света, и помимо этого, вся панорама окружена сферическими ободками света пяти изначальных мудростей.

В этот момент у индивида нет физического тела, однако в силу прежних привычных цепляний кажется, что оно есть, и это аналогично восприятию своего тела во сне. До тех пор, пока не исчерпаны эти привычные тенденции, у индивида в бардо имеется светоформа. Из сердца этой светоформы исходит излучение осознавания, которое проецируется к сердцам каждого из божеств, воспринимаемых индивидом. В тот же момент из сердец всех этих божеств Самбхогакаи выходят лучи света, тонкие как лошадиный волос, и возвращаются обратно, в сердце индивида. Это напоминает лучи света, рассеиваемые кристаллом. Устремление взора на эти лучи стабилизирует восприятие и приводит к естественному медитативному состоянию, лишённому всяких мыслей.

Если на данном этапе индивид не осознал своей природы, то вслед за этим наступает видение Четырёх Совмещённых Мудростей, которое также именуется «растворением единства в изначальной мудрости». Из сердца индивида вновь проецируется четырёхцветный и слегка неясный луч света, толщиной в четыре пальца Он направляется вверх, в сторону неба. Лонгченпа говорит, что созерцая его глазами мудрости, это тонкое видение распространяется во все стороны, не перемешиваясь с другими. Под «глазами мудрости» следует понимать созерцание без оценок и мыслей, присущее осознаванию природы ума.

Сначала открывается видение синей полосы света, которое заполняет всю сферу взора Это видение, восходящее прямо перед индивидом, представляет собой проявление изначальной мудрости Дхармадхату (основного пространства явлений). Поверх него появляется собственная сущность изначальной мудрости Дхармадхату в виде яркого бинду, излучающего белый, красный, жёлтый и синий свет. Это чрезвычайно яркое бинду напоминает перевёрнутое тибетское зеркало-мелонг и украшено пятью «естественными» бинду, — сферами света размером с горошину.

Над этой полосой света появляется видение Зеркалоподобной мудрости в форме белой полосы света, заполняющей всё пространство взора, но не касающейся и не смешивающейся с нижележащей. Поверх неё также появляется пятицветное бинду размером с мелонг, украшенное пятью меньшими «естественными бинду».

Над этим возникает видение изначальной мудрости Равностности в форме жёлтой полосы света, заполняющей всё поле зрения. Сверх этой полосы, как и прежде, появляется пятицветное бинду, украшенное меньшими сферами света.

Над этим появляется видение Различающей мудрости в форме красной полосы света, которая застилает весь взор индивида Поверх неё также возникает пятицветное бинду, украшенное пятью «естественными бинду».

Сверху всего этого возникает яркая сфера света, напоминающая крутящийся зонт из павлиньих перьев, представляющая собой видение основного пространства пяти изначальных мудростей.

Это видение полос света похоже на северное сияние, и тем, кому довелось наблюдать северное сияние, могут иметь приблизительное представление, о чём идёт речь. В большинстве тантрических учений говорится, что пробуждённая природа или природа ума наделена пятью изначальными мудростями. Однако, в данном видении посмертного состояния появляются только четыре изначальные мудрости, а видение пятой, «Исполняющей» мудрости на этом этапе отсутствует. Лонгчен Рабджам объясняет отсутствие проявления пятой мудрости тем, что «Исполняющая мудрость» присуща только полностью просветлённому состоянию, а эти переживания, происходящие в бардо, не являются уровнем освобождения в изначальной чистоте просветления. Когда индивид освобождается в изначальной чистоте, то перед его взором предстают видения всех пяти мудростей. Именно потому, что описываемое переживание бардо не является уровнем просветления, оно носит название «Видения Четырёх (а не пяти) Совмещённых Мудростей». Оно также известно как «Потаённый Путь Ваджрасаттвы».

Говоря о том, как следует относиться к возникающим видениям, автор даёт наставление, подобное «непоколебимому золотому скальпелю». Эта аналогия относится к одному из древних методов тибетской медицины, используемому при операциях на сердце. Также как опытный хирург без отвлечений и лишних движений вводит в околосердечную сумку трубчатый скальпель для удаления образовавшейся жидкости, так и индивид, переживающий эти видения, должен поддерживать чистое осознавание природы ума, без малейшего отвлечения. Присутствием в осознавании достигается освобождение это главный ключевой пункт.

Следующий этап бардо природы явлений называется «видением драгоценного спонтанного присутствия». Для того, чтобы понять почему оно драгоценно, сначала следут разобраться с тем, что такое спонтанное присутствие. Этот термин учения Великого Совершенства употребляется в двух случаях, — в контексте природы ума и в контексте Основы бытия. В своей сущности, Основа бытия и просветлённая природа ума являются одним целым. Можно сказать, что природа ума представляет собой локализованную Основу бытия на микрокосмическом плане. Как природа ума, так и Основа бытия состоят из двух измерений, а именно изначальной чистоты и спонтанного присутствия. Говоря в контексте природы ума, изначальная чистота — это пустотный аспект ума, тогда как спонтанное присутствие — это ясность восприятия. Те же самые принципы относятся и к Основе бытия, именно поэтому мы говорим о неделимой связи индивида с вселенной. Как я уже сказал, одним из ключевых моментов теории Великого Совершенства является то, что просветлённая Основа бытия пронизывает всех существ, именно это и позволяет каждому существу пробудить в себе природу Будды и вернуться к чистому источнику эволюционной спирали. Основа бытия, подробно описанная в первых двух главах «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла», является как вселенной, так и её источником. Все миры и галактики происходят из Основы бытия, находятся в ней и в ней же исчезают в завершении каждого очередного витка эволюции. Изначальная чистота Основы гарантирует, что все явления пусты по своей природе и не обладают какой-то обособленной материальной субстанцией или сущностью. Спонтанное присутствие Основы позволяет проявляться всему многообразию чистыхземель Будд и нечистых миров самсары вместе с их обитателями и всевозможными вещами. Если бы не было спонтанного присутствия, то не было бы и вселенной и существ, и не о чем было бы вообще говорить. В этом, пожалуй, и заключается его драгоценность.

Возвращаясь к видению спонтанного присутствия в бардо природы явлений, следует сказать, что оно начинается с растворения всех полос и бинду света предыдущего видения в сфере радужного света, наблюдаемой вверху. После этого взору индивида предстаёт полное видение проявленной Основы бытия, другими словами, спонтанного присутствия Основы. Грандиозное зрелище — видение всей вселенной с чистыми землями мирных и гневных просветлённых существ и нечистыми мирами всей самсары. Оно возможно лишь потому, что на данном этапе ум индивида достигает кульминационного переживания своей пробуждённой природы, которая раскрывает все свои непостижимые качества.

Спонтанное присутствие Основы бытия имеет восемь характерных аспектов, которые обеспечивают его полноценное проявление, а именно сострадательный резонанс, свет, Каи (т. е. формы) божеств, изначальную мудрость, недвойственность, свободу от крайностей, врата нечистой самсары и врата чистой пробуждённости. Лонгченпа цитирует в своём коренном тексте отрывок из тантры «Груда Драгоценностей», логически показывая неотделимость этих восьми аспектов от всего бытия. Эти аспекты описаны в глубокой теории Дзогчена как неотъемлемые принципы эволюции, присущие каждому её витку, и чтобы полностью понять их существенную значимость, следует основательно изучить положения Великого Совершенства.

Характерной особенностью этого этапа бардо является возникновение сверхъестественного восприятия. Сверхъестественные способности включают в себя девять типов пробуждённого восприятия, и все они раскрываются благодаря непосредственному доступу к природе ума, которая в этот момент лишена омрачающих покровов. Несколько типов воспоминаний помогают усопшему индивиду вспомнить о своём Ламе, божестве-Йидаме, воззрении, духовных наставлениях, духовном пути, медитативном состоянии и желаемом местеперерождения в чистой земле, что позволяет ему достичь пробуждения в этот самый момент. Людям, которые при жизни не имели понятия о духовных ценностях, конечно, будет нечего вспомнить. Это относится только к практикующим, которые следовали по истинному духовному пути. Ригдзин Джигме Лингпа говорит в своём тексте «Йеше Лама»:

«Те, кто тренировались в стадии развития, вспомнят своего божественного Йидама и увидят его воочию. Люди с глубокой верой и преданностью к Ламе испытают видение своего Учителя, который появится перед ними и передаст сущностные ключевые наставления. Вспомнив учения, они достигнут освобождения. Именно поэтому чрезвычайно важно практиковать прямо сейчас, пока вы живы. »

Когда возникают различные виды ясновидения органов чувств, индивиду поэтапно открывается полнота чувственного восприятия, позволяющая видеть все прошлые и будущие жизни, наблюдать все чистые и нечистые миры вселенной, слышать учения просветлённых существ и всё, что угодно.

Те, кто практиковали при жизни, смогут вспомнить все полученные ими учения, а также осознать все учения Дхармы, которые они никогда не слышали. Ум сможет беспрепятственно входить в медитативное состояние и оставаться в нём продолжительное время без мыслей и отвлечений.

Освобождение индивидов, осознавших свою природу на этом этапе бардо, различается по времени, что зависит от индивидуальных способностей и духовной зрелости. Лонгчен Рабджам более чем подробно описывает в коренном тексте различие во времени освобождения в соответствии с градациями способностей индивидов.

В заключении раздела бардо природы явлений описывается процесс растворения видений спонтанного присутствия, который происходит в восемь этапов. Это растворение описывется с точки зрения индивида, достигшего освобождения в данном бардо, тогда как потерянные существа неизбежно отправляются в следующее бардо становления.

В завершении этого бардо растворяются те же самые восемь аспектов спонтанного присутствия, которые проявляются в его начале Описание этого этапа также красиво, как и трудно для понимания. Говоря, что сострадательный резонанс растворяется в сострадательном резонансе подобно лучам заходящего солнца, автор имеет в виду, что энергия внешнего восприятия, присущая природе ума, растворяется в его сущности. Говоря, что растворение изначальной мудрости в изначальной мудрости аналогично прыжку сына в материнские объятья, имеется в виду, что индивидуальное осознавание сливается с материнской пробуждённостью Основы бытия. Говоря, что свет растворяется в свете подобно радуге, исчезающей в небе, автор имеет в виду, что все светоносные видения исчезают в изначальной чистоте природы ума. Когда Каи растворяются в Каях подобно статуе, скрытой в сосуде, видения мирных и гневных божеств растворяются во внутреннем пространстве Основы бытия, но не исчезают вообще, а переходят в своё потенциальное состояние, не имеющее видимых аспектов.

Чистые врата изначальной мудрости растворяются в изначально чистой сущности подобно тому, как снежный лев воцаряется над ледником. Это значит, что проявленное видение чистых миров растворяется в своей сущности, так же как мифический снежный лев захватывает свою территорию в снежных вершинах, несмотря на то, что его окраска неотличима от снега, его мощь и превосходство невидимо распространяются на все его владения в горах.

То, как нечистые врата самсары растворяются в чистой изначальной мудрости подобно тому, как стягиваются крепёжные верёвки шерстяной юрты. Здесь автор использует метафору, понятную только тибетцам, ведущим кочевой образ жизни. Многие тибетские и монгольские кочевники, равно как и чукчи, живут в юртах, сделанных из шерсти яка. Мне довелось видеть такие юрты в Тибете, но я понял смысл этого сравнения, только получив объяснение от одного практикующего Дзогчен. Чтобы сложить юрту, надо потянуть за крепёжные верёвки, которыми стянуты шкуры, и тогда юрта собирается гармошкой к своему центру. Смысл этой аналогии заключается в том, что когда растворяется нечистое видение самсары, что происходит как в момент смерти, так и в конце бардо природы явлений (а также в конце очередного витка эволюции когда разрушается галактика), то все наблюдаемые измерения этой нечистой самсары растворяютсяв своей чистой сущности. Изначальная пробуждённость Основы бытия является сущностью или центром, из которого происходит эволюция со всеми видимыми галактиками и мирами, и в конце очередного витка эволюции как на микрокосмическом, так и на макрокосмическом плане вся «периферия» проявленной вселенной свивается в свой центр изначальной чистоты. Это очень глубокий принцип бытия, поняв который, вы сможете найти разгадки многих тайн бытия.

В центре Лхасы, столицы Тибета, находится всем известный величественный дворец Потала, являющийся резиденцией Далай Ламы. Позади Поталы есть небольшое очаровательное озеро, в центре которого на маленьком острове расположен храм, построенный Пятым Далай Ламой в XVI веке. Мало кому известно, что этот храм относится к линии Дзогчен (Великого Совершенства), так как все храмы и монастыри Далай Ламы представляют школу Гелукпа, весьма далекую в своих воззрениях от Дзогчена, что порой служило поводом для конфронтации между ними. Пятый Далай Лама был исключением среди предыдущих Далай Лам, поскольку являлся великим практиком и держателем Дзогчена Именно он построил этот храм, посвятив его традиции Великого Совершенства. В храме сохранились уникальные фрески, нарисованные в соответствии с видениями пятого Далай Ламы и иллюстрирующие некоторые положения Дзогчена. Если вам доведётся посетить Лхасу, не упустите шанса заглянуть в этот храм, там вы увидите фрески, иллюстрирующие вышеописанный процесс растворения спонтанного присутствия, в том числе эту аналогию со складывающейся юртой из шерсти яка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...