Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении практики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Санкт-Петербургский горный университет»

Нефтегазовый факультет

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

 

Санкт-Петербург 2013


УДК 378.14

Рецензент:

 

Методические указания и программа «Педагогическая практика». - СПб.: №__, 2013. -___с.

 

 

Методические указания по педагогической практике предназначены для магистрантов обучающихся по направлению подготовки магистров 21.04.01 «Нефтегазовое дело». Методические указания разработаны на основе рабочей программы дисциплины «Педагогическая практика». Они учитывают также опыт организации и проведения педагогических практик на нефтегазового факультета Санкт-Петербургского горного университета.

Методические указания предназначены для студентов и преподавателей нефтегазового факультета, а также для руководителей и консультантов практик. Они могут быть полезны студентам других специальностей Горного университета и нефтегазовых ВУЗов.

Методические указания одобрены к изданию учебно-методической комиссией нефтегазового факультета.

 

 

© САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА


Обозначения и сокращения

ВО - высшее образование,

ООП магистратуры - основная образовательная программа магистерской подготовки,

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт,

СОС - собственный образовательный стандарт.

 

В соответствии со всеми основными образовательными программами высшего профессионального образования (ООП ВО) для направления подготовки магистров 21.04.01 «Нефтегазовое дело» педагогическая практика является обязательной формой практики магистрантов второго года обучения по данному направлению и предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя технических дисциплин.

Цели освоения дисциплины

Целями педагогической практики являются развитие и закрепление теоретических знаний, полученных обучающимся во время аудиторных занятий, приобретение им профессиональных компетенций, путем непосредственного участия в учебном процессе ВУЗа, а также приобретение им социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.

Задачи практики

Задачами педагогической практики являются:

- развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для выполнения учебно-воспитательных работ;

- ознакомление с содержанием основных учебных программ ВУЗа;

- принятие участия в выполнении конкретного учебного задания;

- непосредственное участие в учебном процессе кафедры с выполнением должностных обязанностей ассистента (лаборанта);

- сбор материалов для подготовки и написания магистерской диссертационной работы;

- умение действовать в нестандартных ситуациях;

- развитие творческого потенциала магистранта.

Педагогическая практика является одним из важнейших разделов структуры учебного плана подготовки магистранта. Раздел «Практика и научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

В процессе освоения данной дисциплины магистрант формирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

- способность нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

- на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом,

- находить творческие решения социальных и профессиональных задач к нестандартным решениям,

- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности,

- разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ,

- способность и готовность к созданию новых экспериментальных установок для проведения лабораторных практикумов, способность выступать перед аудиторией и создавать творческую атмосферу в процессе занятий;

- способность к разработке учебно-методической документации для проведения учебного процесса.

По окончании прохождения педагогической практики, обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- основные организационно-методические и нормативные документы, требуемые для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

- содержание основных учебных программ ВУЗа;

- свои должностные обязанности во время прохождения практики и проведения занятий.

Уметь:

- описать основные положения учебной программы по заданной дисциплине в соответствии с учебным заданием;

- проводить лабораторные и семинарские занятия с различными группами студентов;

- читать пробные лекции;

- разрабатывать и проводить различные формы интерактивных занятий в соответствии с учебным заданием;

- обсудить основные трудности, существующие с преподаванием и воспитанием студентов и наметить пути к их преодолению;

- слушать, фиксировать и анализировать уроки преподавателей и поведение студентов, усвояемость ими материала;

- анализировать возникающие в педагогической деятельности затруднения и принятия плана действий по их разрешению;

- определить ценность собранных материалов для написания
магистерской диссертации.

Владеть:

- теоретическими знаниями, полученными при изучении базовых и специальных дисциплин;

- навыками разработки конкретных организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач;

- навыками написания учебных планов и конспектов, подготовки информационных материалов, в т.ч. в виде электронных презентаций;

- методами и приемами проведения семинарских, лабораторных и интерактивных занятий;

- методами самоконтроля и самооценки процесса и результата педагогической деятельности.

Структура и содержание практики

Педагогическая практика проводится в четвертом семестре обучения в магистратуре. Объем прохождения практики составляет 10 зачетных единиц (360 часов). Каждый магистрант закрепляется за определенным преподавателем преподающим ту или иную дисциплину на младших курсах. Условно прохождение педагогической практики можно разделить на 3 этапа:

Первый этап (подготовительный).

1. В соответствии с заданием руководителя практики магистрант готовит индивидуальный план выполнения программы практики. В этом плане конкретно отражаются все виды деятельности магистранта связанные с прохождением педагогической практики.

2. Знакомство с информационно - методической базой практики и теоретическая подготовка по проводимой дисциплине. В зависимости от выбранного курса, преподаваемого руководителем, магистрант изучает теоретические материалы курса (лекции, рекомендуемую литературу), методические указания по практическим и лабораторным занятиям.

3. Прохождение инструктажа по технике безопасности при проведении лабораторных занятий.

4. По окончании первого этапа магистрант в ходе собеседования демонстрирует руководителю полученные им теоретические знания по проводимому курсу.

Второй этап (основной)

1. В начале семестра магистрант посещает одно-два занятия проводимые преподавателем, наблюдает за сценарием их проведения и отмечает основные моменты (Приложение А).

2. Параллельно изучает информацию, необходимую для разработки методического обеспечения учебного курса в т.ч. рабочих программ в соответствии с инструкцией «Положение об основной образовательной программе высшего образования» (также анализирует ФГОС или СОС и учебный план, проводит вдумчивый анализ рабочей программы курса).

3. Затем в течение семестра магистрант помогает проводить преподавателю занятия с конкретными группами студентов младших курсов (под контролем или самостоятельно). При этом студент должен руководствоваться методической инструкцией «Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся».

4. На лабораторных занятиях оказывает помощь учебно-вспомогательному персоналу в проведении занятия. Магистрант обязан внимательно следить за ходом проведения лабораторных работ, в случае нештатных ситуаций, связанных с работой лабораторных установок, необходимо немедленно предупредить лаборанта и преподавателя.
5. После занятий необходимо произвести самоанализ занятий (Приложение Б), обсудить с преподавателем проблемы, возникающие при проведении лабораторных работ.

Третий этап (заключительный)

На последнем этапе, в конце семестра магистрант готовит отчет по проделанной работе и защищает его перед преподавателями кафедры. В отчете должны быть отражены основные характеристики проводимого курса, анализ рабочей программы курса, основные итоги проведенных занятий и те педагогические приемы и инновации, которые внес магистрант в данный курс. Магистрант, в зависимости от своей точки зрения, может вносить предложения и рекомендации по порядку проведения занятий в будущем. В отчете должна быть проведена рефлексия магистранта (осмысление своих собственных действий) в отношении самого себя в педагогическом процессе и сделаны выводы на основе собственных ошибок и неудач.

Таким образом, содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Ведение дневника

Во время прохождения практики в соответствии с календарным планом магистранты ведут рабочие дневники, которые регулярно заполняются. Календарный план прохождения практики приводится в начале дневника. Дневник, являясь средством самоконтроля, помогает магистрантам правильно организовать свою работу. В дневнике магистрант кратко описывает свою работу, выполненную в течение дня, фиксирует то, что он узнал за истекший день. В необходимых случаях описание должно сопровождаться эскизами, рисунками или схемами. Записи в дневнике служат материалом для составления отчета о практике. В дневнике отмечаются также все отклонения от календарного плана прохождения практики и их причина. Периодически, не реже одного раза в две недели, студент обязан представить дневник на просмотр руководителю практики по кафедре.

Методы контроля

Контроль за прохождением практики осуществляется в соответствии с правилами рейтинга, которые предусматривают оценку деятельности магистранта по каждому этапу педагогической практики. Правила рейтинга составляются в соответствии с инструкцией «Положение о фонде оценочных средств». Выполнение правил рейтинга и выставление баллов контролирует руководитель практики по кафедре совместно с закрепленными за магистрантами преподавателями. Кроме того, руководитель практики по кафедре:

- распределяет студентов по курсам и дисциплинам, закрепляет за преподавателями кафедры;

- проводит консультации;

- систематически контролирует выполнение каждым магистрантом программы практики, календарного плана, ведение дневника и трудовую дисциплину;

- оказывает магистрантам методическую помощь при составлении отчета по практике и анализу работы на занятиях с младшими курсами.

Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении практики

К отчетным документам о прохождении практики относятся:

1. Отзыв о прохождении практики, составленный преподавателем, для написания которого используются данные наблюдений за педагогической деятельностью магистранта.

2. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями.

В содержание отчета должны входить следующие структурные элементы:

Введение, в котором указываются:

цель, место, дата начала и продолжительность практики; перечень выполненных в процессе практики работ и заданий;

- Основная часть, содержащая:

анализ психолого-педагогической литературы по теме;

описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики;

описание организации индивидуальной работы;

результаты анализа проведения занятий преподавателями и магистрантами;

- Заключение, включающее:

описание навыков и умений, приобретенных на практике;

предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы;

индивидуальные выводы о практической значимости проведенного педагогического исследования

рефлексия по поводу своих ошибок и методы, позволяющие избегать их в дальнейшем.

Изложение текста и оформление пояснительной записки отчета выполняется в соответствии с требованиями:

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»;

ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила оформления».

Магистрант представляет отчет в сброшюрованном виде вместе с другими отчетными документами ответственному за проведение педагогической практики по кафедре преподавателю.

По окончании практики руководитель практики по кафедре принимает и проверяют пояснительные записки отчетов, представленные магистрантами, о чем делается соответствующая пометка в отчете. После проверки отчетов магистранты допускаются к защите отчета. В соответствии с правилами рейтинга баллы за защиту суммируются с баллами набранными ранее при выполнении этапов практики и в зависимости от результата выставляется соответствующая оценка.

Неудовлетворительная оценка за педагогическую практику влечет за собой необходимость повторного прохождения практики в свободное от учебы время или исключение магистранта из Университета в соответствии с Уставом.

Список использованных источников.

Приложения.

Нормативные ссылки

¾ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

¾Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования;

¾Устав Университета;

¾Положение о проведении учебных и производственных практик

¾Положение об основной образовательной программе высшего образования

¾ Локальный нормативный акт, регламентирующий режим занятий обучающихся

¾Положение о фонде оценочных средств

 

 


Приложение А

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ

1. Преподаватель, проводящий занятие:  
 
(ФИО, степень, звание)
2. Магистрант  
 
(ФИО)
3. Название учебной дисциплины  
 
4. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)  
5. Факультет/ курс/ группа  
6. Тема занятия  
 
 
7. Учебные задачи  
 
 
8. Содержание занятия  
 
9. Методы и формы проведения занятия  
 
 
10. Активность работы студентов  
 
11. Рефлексия магистранта (трудности, ошибки, успехи)  
 
12. Рекомендации ведущего преподавателя (оценка)  
 
 
Подпись преподавателя учебной дисциплины  
Подпись магистранта  
Дата посещения занятия  
                 

 


Приложение Б

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1 Преподаватель, проводящий занятие:  
 
(ФИО, степень, звание)
2 Магистрант  
 
3 Название учебной дисциплины  
 
 
4 Форма занятия (семинар, практическое занятие)  
5 Факультет/курс/группа  
6 Тема занятия  
 
 
7. Основные характеристики качества проведения занятий  
8. Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины  
 
9. Методы и формы проведения занятия  
10. Проделанная работа  
 
11. Соответствие индивидуальному плану  
12. Самооценка по проделанной работе (трудности, соответствие ожиданиям, успехи)  
 
 
 
13.. Активность студентов на занятии  
14.Общее впечатление от занятия  
15..Пожелания магистранта по проведению занятия  
 
 
 
 
 
Подпись преподавателя, проводящего занятие  
Подпись магистранта  
Дата посещения занятия  
                           

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...