Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОММЕНТАРИИ 3 страница




22 Вероятно, имеется в виду эллинизированный древнеегипетский культ Тота, бога-покровителя мудрецов и бога-проводника в царство мертвых, которого часто отождествляли с Гермесом. Павиан — священное животное Тота-Гермеса.

23 Александрийским префектом был в то время Евагрий, а командующим египетскими войсками — Роман.

24 Феодосий Великий, по свидетельству Созомена, даровал мятежникам прощение, чтобы «пристыженные этим благодеянием, они быстрее обратились в христианство» /VII. 15/.

25 Апостол Павел увидел на жертвеннике посвящение «Неведомому Богу» /Деян. ХVII. 23/.

26 Валаам, чьи проклятия и благословения всегда сбывались, был призван Валаком, царем моавитским, чтобы он проклял приближавшихся к его царству израильтян /во время Исхода/. По воле Бога вместо тройного проклятия Валаам трижды благословил народ Израиля и предсказал пришествие Мессии /Числ. ХХII—XXIV/. Кайафа, первосвященник иудейский, главный ненавистник Христа, на собрании жрецов и фарисеев, вдохновленный Св. Духом, невольно стал пророчествовать об искупительной жертве Иисуса /Иоанн. ХI. 50/.

27 391 г. {343}

28 Апостол Павел.

29 Ошибка: Поликарп Смирнский жил в 69—155 гг. и принял мученическую смерть при Антонине Пии /138—161/, тогда как Гордиан I, Гордиан II и Гордиан III правили в 238—244 гг.

30 Иосифом Флавием /37—ок. 100/, древнееврейским историком и политиком, автором «Иудейской войны» и «Иудейских древностей».

31 Самаритяне — жители Самарии, области в центральной Палестине, переселенные в разгромленный Израиль ассирийскими царями и постоянно враждовавшие с иудеями, несмотря на этническую, религиозную, языковую и культурную близость.

32 Епифаний, в будущем злейший враг Иоанна Златоуста, был епископом г. Саламин на Кипре с 361 по 402 гг.

33 В действительности же инициатором заговора был франк Арбогаст, военный магистр, фактически узурпировавший власть при Валентиниане II. Попытка последнего дать ему отставку и привела к государственному перевороту 15 мая 392 г. Зная, что он как язычник и варвар не может претендовать на престол, Арбогаст решил сделать императором государственного секретаря христианина Евгения. Трудно сказать, действительно ли Валентиниан II был убит или же он покончил жизнь самоубийством, находясь в безвыходном положении. Интересно, что в своей надгробной речи Амвросий Медиоланский ничего не говорит об убийстве Валентиниана, хотя, произнося ее перед членами императорского дома, он, конечно, должен был бы отвести от покойного любое подозрение в самоубийстве, ибо оно лишало его душу небесного блаженства.

34 Феодосий Великий выступил против узурпатора в начале лета 394 г. 35 Сражение продолжалось два дня — 5 и 6 сентября 394 г. В первый день положение Феодосия было критическим, и лишь наступление темноты спасло его от полного разгрома. Ночью же один из отрядов Арбогаста перешел на сторону императора. На следующий день, получив подкрепления и воспользовавшись пыльной бурей, бившей в лицо мятежникам, Феодосий одержал над ними решительную победу.

36 Узурпация Евгения была последней попыткой языческого реванша. Несмотря на то, что сам узурпатор являлся христианином, его всячески поддерживали языческие круги, а Амвросий Медиоланский объявил его отступником. Солдаты Евгения шли в бой под изображениями Зевса и Геркулеса. После разгрома мятежников Феодосий помиловал тех из них, кто спрятался в церквах, при условии, что они перейдут в христианство.

37 395 г. Феодосий Великий был последним правителем единой Римской империи.

КНИГА ШЕСТАЯ

1 Сократ намекает на события, связанные с низложением и ссылкой константинопольского епископа Иоанна Златоуста.

2 Аркадий стал первым восточно-римским императором /395—408/, Гонорий — первый западно-римским /395—423/. В момент смерти Феодосия Аркадию еще не было восемнадцати, Гонорию же было всего десять лет.

3 Ближайший сотрудник Феодосия Великого, преторианский префект Руфин стал после смерти императора фактическим правителем Восточно-римской империи. Единственным, кто мог бороться с его влиянием, оказался евнух Евтропий, императорский постельничий /препозит священной опочи-{344}вальни/. Воспользовавшись временным отъездом Руфина в Антиохию, Евтропий свел Аркадия с молодой красавицей Элией Евдоксией, разрушив тем самым план префекта женить императора на своей дочери Марии. Руфин не смог помешать браку Аркадия с Евдоксией. При возвращении римской армии после похода против восставших готов /во главе которых стоял Аларих/ префект был неожиданно казнен 27 ноября 395 г. Вероятно, заговор против Руфина организовали Евтропий и военачальник Гайна, гот по происхождению.

4 Нектарий умер 26 сентября 397 г. Ситуация в Константинополе была особо неустойчивой из-за длительного периода преобладания ариан в столице /до 380 г. /, из-за слабого управления Нектария и из-за интриг александрийского епископа Феофила, желавшего ослабить своих константинопольских соперников и иметь на столичном престоле своего ставленника.

5 388 г.

6 Своим выбором антиохийский пресвитер Иоанн /Иоанн Златоуст/, кандидатура которого сначала не привлекла большого внимания, был обязан препозиту Евтропию, фактическому правителю Империи после убийства Руфина. По свидетельству Палладия, Иоанн произвел большое впечатление на Евтропия во время их первой встречи в Антиохии незадолго до описываемых событий. Кроме того, Евтропий, предпочтя антиохийского кандидата, действовал в пику честолюбивому александрийскому папе.

7 Иоанн Златоуст стал константинопольским епископом 26 февраля 398 г. 8 Около 354 г. Его отец Секунд занимал важный военный пост в Сирии. 9 Речь идет о Евагрии Понтийском, знаменитом монахе и христианском писателе. Cм. IV. 23.

10 В восемнадцатилетнем возрасте.

11 Это не Василий Великий, а какой-то другой Василий из Каппадокии.

12 Антиохийским епископом.

13 Иоанн Златоуст вызвал недовольство клира прежде всего тем, что он провел реформу епархиальной администрации Константинополя. Он лишил некоторых клириков постов из-за их аморального поведения или преступлений, прекратил все траты на нецерковные цели, сократил бюджет епископской резиденции, уничтожил официальные епископские обеды. Сэкономленные средства Иоанн использовал для строительства больниц и приютов для бедных, а также гостиниц для прибывающих в столицу паломников.

14 Падение Евтропия было делом рук военачальника Гайны. Однако свою роль в этом сыграла и императрица Евдоксия, раздраженная непочтительным отношением к ней евнуха, хотя она была обязана ему всем своим высоким положением.

15 Влияние Гайны резко усилилось после падения Евтропия в 399 г.

16 Гайна вернулся в Константинополь в начале 400 г. Однако враждебные ему группы не позволили варварскому военачальнику приобрести такую же власть, которую имели до него Руфин и Евтропий. Попытка Гайны скрытно захватить императорский дворец не удалась, и он приказал своим войскам отступить из столицы. Но в этот момент готы стали объектом нападения восставших жителей Константинополя. Часть готов бежала, другая же часть была истреблена на улицах или сожжена в церкви рядом с императорским дворцом.

17 Около 7 тыс. человек.

18 Гермополис — город в северо-западном Египте.

19 Египетский спор между монашеской партией /группа Диоскора Гермопольского/ и епископом Феофилом, объединившимся с антропоморфита-{345}ми (так называемое дело «Высоких /Длинных/ братьев»), касался поставленного Аполлинариями вопроса о природе Христа. В позиции большинства /бестелесность Христа/, которую примет в будущем и сам Феофил, выразились идеи александрийской теологической школы, ориентировавшейся на философию Оригена. Взгляды же антропоморфитов были ближе к арианской теологии и к идеям антиохийской теологической традиции.

20 Это столкновение с арианами еще больше усилило напряженные отношения Иоанна Златоуста с еретиками. Его первая речь в качестве константинопольского епископа была направлена против арианства, а во время своей инспекционной поездки в Азию он закрыл все церкви, принадлежавшие четыредесятникам и новацианам /см. далее VI. II/. Неудивительно, что впоследствии церковные диссиденты будут приветствовать низложение Иоанна.

21 Речь идет об Игнатии Богоносце, антиохийском епископе /он был рабом по происхождению/, погибшем во время гонений 107—110 гг. при императоре Траяне /97—117/.

22 Епифаний Саламинский /Констанцский/ был известным специалистом по ересям. Его перу принадлежит своеобразная «энциклопедия ересей» — «Панарион» /домашняя аптечка/.

23 Гераклид происходил из скитских монахов и был учеником монаха Евагрия /Созомен. VIII. 6/. Позже Феофил, желая дискредитировать Иоанна Златоуста, выдвинет против Гераклида ряд обвинений. См. далее VI. 17.

24 Из этого ясно, что главной проблемой для заговорщиков оставалась позиции константинопольского населения, всецело поддерживавшего своего епископа.

25 Элия Евдоксия была раздражена недипломатичными высказываниями Иоанна Златоуста по поводу ее скупости и любви к роскоши. Это дало возможность Феофилу получить поддержку императорского двора и его разрешение на созыв церковного собора.

26 По свидетельству Созомена /VIII. 6/, Иоанн низложил тринадцать малоазийских епископов, в том числе Геронтия Никомидийского.

27 Так называемый «Дубовый собор» происходил в начале 403 г. Епископы заседали в здании, принадлежавшем государству, в бывшей резиденции префекта претория Руфина в знак поддержки заговорщиков императорской четой.

28 На соборе Иоанна обвинили во всевозможных грехах от обжорства до незаконной продажи церковной собственности /правда, никто не посмел обвинить его в ереси/. В соборном же приговоре, посланном Аркадию, епископы добавили обвинение в государственной измене. Видимо, они намекали на оскорбление, нанесенное Златоустом императрице.

29 Тем более, что примирение Феофила с Диоскором было публичным.

30 Созомен /VIII. 18/ и Феодорит /V. 34/ приписывают инициативу в возвращении Иоанна императрице Евдокии. По Созомену она уступила мольбам народа, по Феодориту — испугалась происшедшего ночью землетрясения, в котором увидела небесную кару.

31 Эту толпу возглавили тридцать епископов, лояльных Иоанну Златоусту.

32 Этот спор был прежде всего спором о прерогативах Иоанна и Феофила, ибо эфесский епископ в церковно-административном отношении не подчинялся александрийскому папе.

33 Вероятно, это были египетские моряки, поклонники Феофила. {346}

34 Императрица вновь обратилась к Феофилу, прося его организовать новый собор для смещения Златоуста, причем, говорила она, если он боится константинопольцев, то он может руководить собором, находясь в Египте. Александрийский епископ согласился.

35 Иродиада, жена Ирода Антипы, с помощью своей дочери Саломеи, потрясшей красотой своего танца Ирода и его приближенных, добилась у него головы Иоанна Крестителя /Mapк. VI. 17—29/.

36 Речь идет о Константинопольском соборе 404 г., вторично низложившем Иоанна Златоуста.

37 Пасха 404 г.

38 Иоанн ответил отказом на дважды повторенный приказ императора уйти из церкви и был после этого арестован и помещен под домашний арест в своей епископской резиденции.

39 Это собрание было силой разогнано отрядом солдат-фракийцев под командованием язычника Люция. Инициатива этой полицейской акции принадлежала епископам, враждебным Иоанну. На следующий день была рассеяна толпа сторонников Златоуста, направлявшаяся за город праздновать Страстную Субботу.

40 В этот период на него было совершено два покушения /Созомен. VIII. 21/.

41 Однако позже городской префект Оптат даже с помощью пыток не смог добыть у иоаннитов доказательства сознательного поджога и расследование было прекращено императорским указом.

42 Подробнее об этом рассказывает Созомен /VIII. 24/.

43 Иоанниты отказались иметь с ним общение и подверглись репрессиям.

44 Арзакий умер в 405 г. Аттик стал епископом в следующем, 406 г.

45 Сначала Иоанн Златоуст был отправлен в г. Кукуз в Армении, где он провел большую часть своей ссылки. Позже император решил перевести его еще дальше — в Питиунт на Черном море. Во время долгого изнурительного переезда Иоанн умер в сентябре 407 г.

46 Малая Галатия — северная часть провинции Галатия.

47 Аркадий был провозглашен августом 16 января 383 г., а умер 1 мая 408 г. Вместе со своим отцом Феодосием Великим, умершим 17 января 395 г., он правил не тридцать, а двадцать пять лет.

КНИГА СЕДЬМАЯ

1 Феодосий II Младший правил Восточно-римской империей в 408—450 гг.

2 Пакацианская Фригия — восточная Фригия.

3 Кирилл был избран 18 октября 412г.

4 Речь идет о Йаздигерде I /399—421/.

5 Волхвы — маги, жрецы зороастрийской религии, официальной религии державы Сассанидов, обладавшие большим влиянием.

6 Йаздигерд I терпимо относился к персидским христианам и ориентировался на союз с Восточно-римской империей. Он вызвал недовольство магов и иранской аристократии и погиб в результате государственного переворота.

7 Речь идет о персидском шахе Бахраме V /421—438/, одном из трех сыновей Йаздигерда, который взошел на престол, свергнув узурпатора Хосрова, представителя боковой ветви Сассанидов. Бахрам V совершенно отказался {347} от политики своего отца. При нем начались жестокие преследования персидских христиан и резко ухудшились отношения с Византией.

8 Порфирий сменил Флавиана в 404 г., а Александр Порфирия в 413 г.

9 Сириций сменил Дамасия в 384 г., Анастасий Сириция в 398 г., а Иннокентий Анастасия в 402 г.

10 Аларих /ум. 410/ из рода Балтов — вождь вестготов, ставший при Феодосии I командиром наемных отрядов. В 398 г. он опустошил Фракию и Грецию, а затем вторгся в Паннонию и Италию. Потерпев поражение от Стилихона 6 апреля 402 г. при Полленции и затем при Вероне, Аларих занял Иллирию и оттуда начал наступление на Рим. Он трижды осаждал Вечный город и наконец взял его 24 августа 410 г.

11 Приск Аттал, префект Рима, был провозглашен императором по требованию Алариха еще до захвата последним Вечного города /во время второй осады в 409 г. /. Вскоре Аларих поссорился с Атталом и лишил его императорского титула летом 410 г., после чего осадил Рим в третий раз.

12 Здесь имплицитно присутствует идея божественного наказания языческого Рима, более ярко выраженная у Созомена /IX. 6/. В наиболее развернутой форме она представлена у Аврелия Августина.

13 Зосима сменил Иннокентия в 417 г., Бонифаций Зосиму в 418 г., а Целестин Бонифация в 422 г. Феодорит /V. 38 и 40/ ошибочно помещает Бонифация между Иннокентием и Зосимой.

14 Эта смута, как и последующие события /нападение монахов на префекта Ореста и убийство Ипатии/, относятся к 415 г.

15 Ипатия /ок. 370—415/ — знаменитая женщина-математик и философ неоплатонической школы.

16 По мнению Феодорита /V. 39/, гонения спровоцировал епископ персидских христиан Авда, который разрушил один зороастрийский храм, тем самым вызвав гнев шаха.

17 Война византийцев с персами шла в 421—422 гг.

18 Речь идет об Арзанене, области к западу от озера Ван.

19 По условиям мирного договора 422 г. между Византией и Персией персидским христианам была предоставлена свобода вероисповедания и отправления культа в пределах державы Сассанидов.

20 Амида — город на р. Тигр на границе Арзанены и Софены Великой /области между истоками Тигра и Евфрата/.

21 Атенаида была язычницей. Ее брак с Феодосием II был заключен 7 июня 421 г.

22 Аскетизм и благочестие императору привила его старшая сестра Пульхерия, которая фактически управляла государством в 411—421 гг. и которая, по утверждению современников, превратила императорский дворец в настоящий монастырь. После брака Феодосия с Евдокией Пульхерия стала утрачивать свое влияние на брата.

23 Птоломей Филадельф /285—246 гг. до н. э. / — египетский царь, знаменитый покровитель литературы и искусств. Считалось, что именно по его инициативе Ветхий Завет был переведен на греческий язык.

24 Хеврон — город в Иудее /область в южной Палестине/.

25 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона.

26 То есть Красное море. {348}

27 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни.

28 Иоанн был главой императорских нотариев. 29 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г.

30 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана /род. 2 июля 419 г. / в ранг цезаря. Это произошло в 423 г.

31 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г.

32 Ардавурий был аланом по происхождению.

33 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре.

34 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров.

35 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе.

36 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее.

37 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г.

38 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия.

39 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви.

40 Страбон /ок. 64 до н. э. —ок. 24 н. э. / — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский /64 до н. э. —нач. I в. н. э. / — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт /ок. 430—354 до н. э. / — древнегреческий писатель и историк.

41 «Анабасис».

42 «Греческая история».

43 Алкивиад /ок. 450—404 до н. э. / — афинский политический деятель и полководец эпохи Пелопонесской войны.

44 Аргирополис — «Серебряный город» или «Город Денег».

45 425г.

46 Валентиниан III /419—455/ был коронован в Риме 23 октября 425 г. Он правил Римской империей до 16 марта 455 г.

47 Речь идет о будущем константинопольском епископе. Свою церковную карьеру Прокл начал келейником Иоанна Златоуста.

48 426 г.

49 427 г.

50 Несторий родился около 381 г. в военном поселении Германикея в Евфратской Сирии. Возможно, что по происхождению он был персом. Несторий учился в Антиохии, вероятно, под руководством знаменитого теолога того времени Феодора Мопсуэстского. Позже ушел в монастырь Эупрепиос за {349} стенами Антиохии. Там он прославился своим аскетизмом и своим красноречием. Эти качества Нестория и сыграли основную роль в его избрании. Феодосий II надеялся, что антиохийский праведник сможет повысить нравственность столичных жителей.

51 428г.

52 Несторий получил законную основу для своей политики, когда Феодосий II 30 мая 428 г. издал эдикт, подтвердивший и увеличивший старые наказания за еретические взгляды и еретическое богослужение.

53 Кария — область на юго-западном побережье Малой Азии.

54 Речь идет о Первом Бургундском королевстве на Рейне с центром в городе Вормс /нач. V—436/437/.

55 По свидетельству самого Нестория спор об именах Девы Марии начался еще до его рукоположения в константинопольские епископы.

56 Спор об именах Девы Марии имел очевидное христологическое значение: если кто-то подчеркивает божественную природу Христа, то он стремится называть его мать «богородицей», если же кто-то акцентирует человеческое начало в Христе, то он предпочитает определять ее как «человекородицу». Несторий отказывался называть Деву Марию именами, которых нет в Евангелиях, — он предложил термин «христородица».

57 Первым с таким обвинением выступил схоластик Евсевий, будущий епископ Дорилеи. Затем в его поддержку выступил Прокл, неудачливый кандидат на епископских выборах 428 г. К ним примкнули константинопольское монашество и многие миряне. Смутой воспользовался Кирилл Александрийский, давно искавший повод унизить своих константинопольских соперников. Кирилл вовлек в конфликт римского епископа Целестина, по инициативе которого Римский собор в августе 430 г. осудил учение Нестория. Несторию не удалось заручиться широкой поддержкой среди константинопольского населения. На стороне столичного епископа, однако, были Феодосий II и его двор, которые предприняли некоторые полицейские меры против враждебных Несторию монахов. Император также осудил Кирилла Александрийского за провоцирование смут в церкви и за попытки внести раскол в императорскую семью /александрийский епископ обращался к Феодосию, его супруге Евдокии и к его сестре Пульхерии, настраивая их против Нестория/.

58 Несторий возражал против термина «богородица», так как опасался злоупотребления этим понятием. В принципе он не отвергал его использования, но считал, что слишком частое его употребление приведет к неоправданному подчеркиванию роли Девы Марии и, следовательно, возврату к языческому политеизму. Несторий говорил, что нельзя превращать мать Христа в богиню. Однако он никогда не называл Сына простым человеком — это была клевета его врагов.

59 По другим данным, эти беглые рабы намеревались поджечь церковь, и они покончили с собой только по недоразумению.

60 Против созыва Третьего Вселенского /Эфесского/ собора был настроен Феодосий II, не желавший полагаться на соборные превратности при защите избранного им самим епископа. Однако всеобщее давление заставило его согласиться, и 30 ноября 430 г. император разослал приглашение всем митрополитам явиться в Эфес на Троицу 431 г.

61 Пятидесятница /Троица/ — праздник в честь сошествия Св. Духа на апостолов, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи. Рассматривается как праздник в честь основания христианской церкви.

62 Собор не открывался в день Троицы /7 июня 431 г. /, так как отсутствовали восточные епископы во главе с Иоанном Антиохийским /423—440/. {350} После двухнедельного ожидания 21 июня Кирилл Александрийский предложил открыть собор на следующий день /он говорил, что при такой летней жаре дальнейшая задержка вызовет болезни и смерти среди соборных отцов/. 68 епископов подписали протест против исключения восточной делегации, но присланные ими представители были изгнаны с собора, который начал свою работу 22 июня, несмотря на возражения Кандидиана, личного представителя императора. Кандидиан не посмел воспрепятствовать открытию собора силой ввиду той широкой поддержки, которую оказывало александрийской партии население Эфеса во главе с местным епископом Мемноном, злейшим врагом Нестория.

63 Эти слова были произнесены Несторием в проповеди еще до открытия собора.

64 Два раза.

65 Их было около 200.

66 Восточная делегация прибыла в Эфес 26 июня 431 г., и собор окончательно раскололся на два отдельных собрания.

67 Феодосий II отрицательно отнесся к решению собора о низложении Нестория и некоторое время колебался. Однако под давлением столичного монашества и паствы, в большинстве своем оппозиционной епископу, он сдался. Архимандрит Далмаций, 48 лет не покидавший стен своего монастыря, лично отправился к императору, очень его уважавшему, и убедил его признать решение Эфесского собора.

68 Речь идет о Большом Оазисе в пустыне к западу от Фив.

69 Примирение было достигнуто лишь в 435 г.

70 Выборы нового епископа состоялись осенью 431 г.

71 Троада — область на северо-западе Малой Азии /от города Троя/.

72 Этот эпизод хорошо иллюстрирует широкое распространение мессианских ожиданий, отражавшее общую социальную и психологическую неудовлетворенность многих членов иудейских общин в первой половине V в.

73 434 г. По другим данным 437 г. Прокл правил до 448 г.

74 Брак Валентиниана III с Лицинией Евдоксией состоялся летом 437 г. После убийства Валентиниана III 16 марта 455 г. Евдоксия против своей воли стала женой его убийцы, нового императора Петрония Максима /455/. Существует легенда, что она из мести призвала вандалов во главе с Гензерихом, который разграбил Рим 15 июня 455 г. Петроний Максим был убит во время осады, а Евдоксия и ее младшая дочь были отправлены в Константинополь, где и жили до самой смерти.

75 438 г.

76 Он хотел также, чтобы Евдокия повторила визит императора Елены стоодиннадцатилетней давности.

77 Евдокия отправилась в это паломничество в 438 г. и провела в Иерусалиме целый год.

78 Второй год триста пятой олимпиады 441 г. Следовательно, Сократ описал события ста тридцати семи лет /в действительности ста тридцати пяти/. {351}

УКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНЫХ ИМЕН, ЕРЕСЕЙ И СОБОРОВ

(римскими цифрами обозначены номера книг, арабскими номера глав)


Абунданций, военач. — VII. 7

Авгарий — II. 40

Авда, еп. — VII. 8

Авзоний, консул — V. 2

Авимелех, библ. — III. 8

Авксанон — II. 32

Авксанон, пресвитер — I. 13

Авксентий, еп. миланский — II. 37; IV. 30

Авлавий (Аблавий), ритор — VII. 12

Авраам, библ. — III. 8, 12; V. 18

Авраамий, еп. уримский — III. 25

Аврелиан, консул — VI. 6

Агапий, еп. эфесский — V. 23

Агапит, еп. — VII. 3

Агафон, еп. — II. 28

Агелий, еп. константинопольский (новацианин) — II. 38; IV. 9, 28; V. 10, 12, 21

Адам, библ. — III. 7

Адамантий, врач — VII. 13

Адамантий, еп. — I. 35

Адельфий, еп. — II. 28

Адолий, еп. македонский — IV. 12

Адонис, миф. — III. 23

Адриан — III. 23

Акакий, еп. верийский (Сирия) — VI. 18, 23

Акакий, еп. амидийский — VII. 21

Акакий, еп. кесарийский — II. 4, 38—40, 42

Акакий, еп. селевкийский — IV. 1, 4

Акакий, еп. — III. 25

Акесий, еп. — I. 10, 13

Акиндиан, консул — II. 5

Аламундар, вождь сарацинов — VII. 18

Аларих, вождь готов — VII. 10

Александр, диакон — I. 25

Александр, еп. александрийский — I. 5—9, 13, 15

Александр, еп. антиохийский — VII. 9

Александр, еп. еленопольский — VII. 36

Александр, еп. каппадокийский — VII. 36

Александр, еп. константипольский — I. 37, 38; II. 6

Александр Македонский — I. 13; III. 3, 21, 23; IV. 12; VII. 13

Александр пафлагонец — II. 38

Алипий, еп. александрийский — I. 27

Алкивиад — VII. 25

Амахий, наместник в г. Миры — III. 15

Амвросий, еп. македонский — IV. 12, 30

Амвросий, еп. миланский — V. 11

Аммон, монах, египет. пустынник — IV. 23; VII. 14

Аммоний, египет. монах — IV. 23

Аммоний, брат Диоскура, пустынник — VI. 7

Аммоний, граматик — V. 16

Аммоний, еп. — II. 28

Аммоний, еп. лаодикийский — VI. 18

Аммоний, поэт — VI. 6

Амфилохий, еп. — V. 8

Амфион, еп. никейский — I. 13

Анагамфон, еп. — II. 28

Анастасий, еп. римский — VII. 9

Анастасий, пресвитер антиохийский — VII. 32

Анастасия, дочь имп. Валента — IV. 9

Анатолий, еп. верийский — III. 25

Ангелон, военачальник — IV. 5

Андрагафий, военачальник — V. 11, 14

Андрагафий, философ — VI. 3

Аниан, еп. антиохийский — II. 40

Аникита, еп. римский — V. 22

Аниф, еп. македонский — IV. 12

Антемий, консул — IV. 20

Антиной, любимец имп. Адриана — III. 23

Антинох, еп. птолемаидский — VI. 11

Антинох, консул — VII. 31

Антипатр, еп. римский — III. 25

Антоний Великий — I. 21; IV. 23, 25

Антоний, еп. г. Гермы — VII. 31

Анувион, еп. — I. 35

Анфемий, префект — VII. 1

Анфуса — VI. 3 {353}

Апит — III. 23

Аполлинарий, еп. иерапольский — II. 46, III. 7, 16

Аполлинарий младший — III. 6

Аполлинарий — VI. 13

Аполлон, миф. — III. 23

Аравиан, еп. антрский — III. 25

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...