Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Средняя взрослость».

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 15

ТЕМА: «Средняя взрослость»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

 

Составитель:

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

 

Красноярск

20__

 

Занятие № 15

Тема: «Средняя взрослость».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы)

Учебное – формирование представлений о средней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о средней взрослости человека, знать авторов описывавших среднюю взрослость, уметь выделять отличительные черты средней взрослости.

4. Место проведения семинарского занятия учебная комната

5. Оснащение занятия -

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Физические изменения среднего возраста. Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте. Изменение функций интеллекта. Факторы инволюции интеллектуальных процессов. Изменения в семейной и профессиональной жизни. Новые роли и статусы. Перспектива жизненного пути. Мужчины и женщины в середине жизни. Главные проблемы средней взрослости.

8. Вопросы по теме занятия.

- Физические изменения среднего возраста.

- Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте.

- Изменение функций интеллекта.

- Факторы инволюции интеллектуальных процессов

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

 

1) Кризисы в период взрослости:

а) имеют четкие границы

б) отсутствуют

в) существуют и протекают так же, как и в первой половине жизни человека

г) существуют, но протекают в иной форме, нежели в детстве

Ответ: г

 

2) Новообразование, обусловливающее возникновение кризиса сред­него возраста:

а) новое чувство времени

б) продуктивность

в) развитое чувство ответственности

г) осознание расхождения между мечтами, жизненными пла­нами и их осуществлением

Ответ: г

 

3) Границы средней взрослости:

а) 20 – 40 лет

б) 40 – 60 лет

в) 60 -90 лет

г) 90 лет и старше

Ответ: б

 

4) Период кризиса средней взрослости:

а) 20 – 25 лет

б) 30 – 35 лет

в) 40 – 45 лет

г) 50 – 55 лет

Ответ: в

 

5) Отрицательный результат кризиса средней взрослости приводит к:

а) Стрессовому состоянию

б) Депрессивному состоянию

в) Ни к чему не приводит

в) Все ответы верны

Ответ: б

 

6) Критической точкой мотивационного кризиса является:

а) Потеря центрального жизненного мотива

б) Потеря ценностей

в) Потеря личностных качеств

г) Все ответы не верны

Ответ: г

 

10.Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

 

Задача №1

Какие изменения происходят в отношении к семье в среднем возрасте?

Ответ: Для большинства людей к среднему возрасту в семейной жиз­ни происходят значительные изменения. Человек начинает со­знавать свою обособленность не только от молодых людей, но и от тех, кто вышел на пенсию и дожил до старости. Человек среднего возраста все больше обращает внимания на свои отношения внутри семьи. Наиболее важные проблемы семей­ной жизни связаны с отношениями между супругами, с взаимоот­ношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями. Находящиеся в браке мужчины и женщины среднего возраста в большинстве случаев бывают более удовлетворены своей жиз­нью хотя бы потому, что люди, состоящие в браке, более склон­ны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотноше­ний и менее склонны страдать в одиночку. Роль Супруга (супруги) и родителя служит дополнительным источником самоуважения. Характер отношений с собственными детьми также претерпе­вает изменения. В среднем возрасте мужчины и женщины уже в основном имеют взрослых детей, поэтому происходит пере­стройка отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи и помощи по уходу за внуками. Боль­шое значение для людей средних лет приобретает помощь пре­старелым родителям и уход за ними.

 

Задача №2

Каковы жизненные задачи человека в период средней зрелости?

Ответ: Хейвигхерст выделил в жизни человека в период средней зрелости основные события, обозначив их как жизненные задачи.

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.

3. Выбор подходящих способов проведения досуга.

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями. '

Решение этих задач происходит под контролем и влиянием Я-концепции человека, которая, в свою очередь, как инструмент решения данных жизненных задач также совершенствуется. Более адекватное восприятие и переживание своего истинного «я» достигается человеком посредством освобождения от условной ответственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие.

В возрасте средней взрослости у самоактуализирующихся зрелых личностей приобретают полноту значимости этические ценности. Преимущественно это проявляется в отношениях с более молодыми людьми, а также с более старшими по возрасту. На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...