Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Знать: Ранние теории: теория Д.Локка и теория развития Ж.-Ж.Руссо. Теория созревания А.Гезелла. Принципы развития. Концепция созревания. Индивидуальность. Принципы воспитания ребенка.

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

для специальности 030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

ТЕМА: «Теории развития человека»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх. н. _________ Логинова И.О.

 

Составитель:

к. псх.н. ________ Колкова С.М.

 

 

Красноярск

20__

Занятие № 3

Тема: « Теории развития человека ».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

Учебное – формирование представлений о теориях развития человека, понимания специфичности и уникальности психологического развития.

Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

 

Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о теориях развития человека, знать названия и авторов основных теорий, уметь выделять отличительные черты классических теорий

4. Место проведения семинарского занятия учебная комната

5. Оснащение занятия – слайды, техническое оснащение.

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7. Аннотация (краткое содержание темы).

Закономерности процесса развития. Биогенетический подход. Социогенетический подход. Диалектическое понимание развития. Движущие силы психического развития в разных теориях. Развитие в концепции Л.С.Выготского.

 

Вопросы по теме занятия.

· Концептуальные подходы к феномену развития психики в онтогенезе.

· Концепция Ж.Пиаже

· Концепция Э.Эриксона

· Отличие концепции Выготского от теорий его западных современников

· Диалектическое понимание развития Л.С. Выготского

 

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

 

1) Развитие, согласно Л.С. Выготскому характеризуется…

а) количественными изменениями высших психических функций ребенка

б) качественными изменениями, появлением новообразований, новых процессов, структур

в) многомерным усложнением психики развивающегося субъекта на трех взаимодействующих и взаимообуславливающих уровнях, а именно: физиологическом, психологическом и социальном…

г) приобретением новых поведенческих реакций и способов реагирования

Ответ: б

 

2) Заранее предопределенный путь развития (по Выготскому)

а) Непреформированный

б) Преформированный

в) Недиалектический

г) Квазидиалектический

Ответ: б

 

 

3) Движущая сила развития (по Выготскому)

а) Научение

б) Взросление

в) Воспитание

г) Обучение

Ответ: г

 

4) Основной принцип диалектического подхода Выготского

а) Явление изучается в его становлении

б) Явление изучается в его наличном бытии

в) Явлении изучается в его развитии

г) Явление изучается в его филогенетическом прошлом

Ответ: в

 

5) Процесс переноса внешних отношений во внутренний план

а) Интериоризация

б) Интервенция

в) Интеракция

г) Интеграция

Ответ: а

 

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача№1

Л.С. Выготский разрабатывал свою культурно-историческую концепцию в определённый исторический период. Что это был за период и как он повлиял на взгляды Моцарта психологии?

Ответ: Выготский разрабатывал свою концепцию в годы расцвета ком. партии в СССР. Основой для советского марксизма-ленинизма послужила теория К.Маркса, ставшая результатом материалистического приложения диалектики Гегеля. Основные методологические принципы, а также само понятие диалектика были переложены Выготским из Исторического материализма в Культурно-историческую теорию детского развития и стали ее базисом.

 

 

Задача№2

Выготский называл западные концепции развития по преимуществу биологизаторскими. Что он имел в виду?

Ответ: Западные теории того времени рассматривали детское развитие как движение от индивидуального к социальному, т.е. как процесс адаптации, пассивной адаптации, который свойственен скорее животному, нежели человеку.

 

Перечень и стандарты практических умений.

Знать: Ранние теории: теория Д.Локка и теория развития Ж.-Ж.Руссо. Теория созревания А.Гезелла. Принципы развития. Концепция созревания. Индивидуальность. Принципы воспитания ребенка.

Бихевиористические теории развития. Теория научения: И.Павлов, Д.Уотсон, Б.Скиннер. Основные понятия. Классическое и оперантное обусловливание. Теория социального научения А.Бандуры. Основные понятия. Исследования социализации.

Исследования интеллектуального развития ребенка. Теория Ж.Пиаже. Краткий обзор теории. Стадии развития интеллекта. Культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского. Зоны актуального и ближайшего развития. Сравнение подходов Пиаже и Выготского к решению вопроса об отношении обучения и развития ребенка.

Психоаналитические теории развития. Теория Фрейда. Стадии психосексуального развития. Устройство и действие психического аппарата. Теория развития К.Юнга в период взрослости. Структура личности. Этапы жизни.

Теория привязанности Д.Боулби и М.Эйнсворт. Стадии развития привязанности. Паттерны привязанности. Взгляды Боулби и Эйнсворт на воспитание детей.

Н.Хомский и его теория языкового развития. Основные понятия. Механизм овладения языком. Этапы речевого развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...