Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тайны веков: Выпуск 2. Воображение плюс поиск. (предисловие)




Тайны веков: Выпуск 2

 

 

 

 

Воображение плюс поиск

В. Захарченко, главный редактор журнала «Техника – молодежи»,

(предисловие)

 

Почему так привлекательно все таинственное? Почему в разгар научно‑ технической революции, когда все как будто бы подвержено точному расчету и прогнозу, когда компьютеры заглядывают в прошлое и пытаются на его основе «просчитать» настоящее, а потом угадать будущее, рассказы об извечных тайнах, о загадках науки остаются любимым чтением нашей молодежи?

Когда‑ то основным богатством человеческого разума являлся энциклопедизм, и он же считался критерием образованности. Широчайший охват всех сторон жизни, опыт прошлого, систематизация фактов – вот что было, по‑ видимому, самым ценным, самым необходимым.

Научно‑ техническая революция бурным потоком захлестнула человеческое сознание и в чем‑ то даже сокрушила его, сдвинула прежние представления о ценности информации.

... Энциклопедизм в дни торжества НТР?

Да ведь все эти знания, весь этот опыт, казалось бы, можно вложить в ячейки памяти компьютера, который безошибочно, не напрягаясь, мгновенно выдаст любую информацию. Зачем перегружать разум и память, если разумная машина даст ответ быстрее и точнее?

Увы, мы сами не заметили, как величайшим богатством человеческого разума стало воображение.

Именно оно – воображение, умение нетрафаретно думать, нескончаемый поиск нового в быстрине все нарастающих знаний – вот что приобретает сегодня исключительную цену. Именно этого требует от нас время. Виктор Гюго как‑ то заметил: «Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение».

Владимир Ильич Ленин говорил о фантазии как о качестве величайшей ценности, и это было еще тогда, когда научно‑ техническая революция только зачиналась и когда не было соединения двух начал, преобразивших планету и человечество, – величайшей пролетарской революции с революцией научно‑ технической.

Книга «Тайны веков», вобравшая в себя удивительные, во многом еще не разгаданные события прошлого и настоящего, Ценна как раз тем, что она будит мысль молодых. Она создает ту романтическую атмосферу со вспышками молний‑ озарений, информационными грозами и взрывами, впрочем не смертельными, в которой рождается удивительное свойство человеческого сознания – воображение.

Перед нами второй выпуск «Тайн», листая который снова и снова задумываешься: не этим ли объясняется успех издания, завоевавший ему миллионы читателей и почитателей. Не здесь ли сокрыта главная тайна популярности, к которой стремятся авторы книг, адресованных молодежи?

Думаю, что это так. Но хотелось бы добавить еще одну, всегда присутствующую силу магнетического притяжения – это эффект участия молодого читателя в событиях, происходящих на страницах книги, активной причастности к ним.

Истории, рассказанные в книге, не просто таинственные, не получившие объяснения факты настоящего и прошлого. Они, эти факты, сопровождаются научными комментариями, ставящими зачастую новые вопросы, открывающими новые горизонты для поиска.

Спорят ученые. Скрещиваются мечи и рапиры острых мыслей, взаимоисключающих гипотез и допущений, заостренные порой до предела.

Что же остается читателю?

Ему необходимо отыскать свою точку зрения. А ведь это главное – расковать воображение человека, заставить его искать и мучиться в поисках собственного, пусть не всегда правильного решения.

И поиск этот беспределен, он может, ломая преграды между настоящим, прошлым и грядущим, врываться в еще неизведанные, лишь прогнозируемые сферы бытия.

Нельзя не вспомнить чудесные слова выдающегося писателя нашего времени Леонида Максимовича Леонова:

«О, как безумно хочется хотя бы через травинку, через парящее в небе облачко, даже со сверхптичьего полета взглянуть потом, потом, на наше продолжение в веках...

Часть этого задания ложится и на так называемую научно‑ фантастическую литературу, которой хочется попутно пожелать большего совершенства, в частности, умножения сюжетных координат, в пересечении которых образуются поразительные детали, выясняются неожиданные и незнакомые еще очертания новой эры.

Но лучше всех нас сделают это универсальные, авторитетные, увлекательные, еще лучше – вдохновенные обзоры по ведущим наукам современности, причем с некоторым люфтом, вольностью в сторону чрезмерных допущений, и даже, прошу прощения у редактора, с малой долей гипотетической ереси, которую иные ученые блюстители столь терпеть не могут и в личине которой нередко на сцене науки и жизни появляется истинное новаторство».

Леонид Леонов не зря упоминает здесь о малой доле гипотетической ереси, в личине которой появляется истинное новаторство.

Ведь ересь – это и есть элемент нетрадиционного мышления. Элемент воображения, столь необходимого сегодня, в тревожный век торжества сил, выходящих за пределы человеческого восприятия: ультразвуков, которые нельзя услышать, ультраскоростей, которые нельзя себе представить, ультраэнергий атомного порядка и всего того, что торжествует сегодня в макро‑ и микромире.

Да кому это надо, скажет скептик. Искать, воображать, фантазировать... Чем ближе к прописным истинам, тем точнее и спокойнее. Давайте как‑ нибудь без вымысла, без фантазии. Вперед, по проторенным дорогам, проверенным столетиями.

А как же с Циолковским? – спросим мы скептика. А как же с геометрией Лобачевского? Непонятой на протяжении почти восьмидесяти лет, ныне торжествующей при расчетах космических траекторий и ядерных процессов?

А как же с теорией относительности Эйнштейна? Это тоже проторенное направление науки или яркая вспышка разума, способного к воображению?

Я нарочно коснулся самых мощных рычагов воображения, перестроивших мир представлений и понятий. Но ведь дети воображения – акселераты XX века – разбрелись сегодня по всем направлениям наук. Одни из них уже выбрали свой путь в науке, другие еще бродят, еще ищут место своего приземления. Найдут ли? Пока неизвестно...

Есть между соображением и наукой удивительная обратная связь, не заметить которую невозможно. В чем она заключается?

Как известно, сущность любой науки сводится к тому, что она производит анализ окружающей действительности. Наука как бы использует свои атомы познания. Она строит из понятий, концепций, абстракций, эмпирических законов самостоятельное здание – модель окружающей реальности. Чтобы эта модель стала научной, она должна быть подтверждена опытом.

В том случае, если постройка модели по тем или иным причинам невозможна, модель становится научным вымыслом, фантастикой. Однако и в ней существуют свои научные элементы, логические правила и приемы. Отсутствует эмпирическая проверка.

Таким образом, научно‑ фантастические идеи – плод человеческого воображения – есть не что иное, как тот же своеобразный метод проб и ошибок.

Именно здесь, в этом процессе, и надо искать ту «кибернетическую обратную связь», которая существует между наукой и вымыслом. Научная фантастика, вымысел как бы разыгрывают возможные варианты будущего.

Не скованная обязанностью проверки научных положений, фантастика, со своей стороны, вводит в оборот научные элементы познания: концепции, принципы, понятия. Они необходимы фантасту для построения научного здания, воздвигнутого на фундаменте воображения.

И вдруг происходит, казалось бы, невероятное: сама наука начинает складываться из элементов познания, порожденных научной фантастикой...

Таким образом, завершается этот потрясающий цикл взаимообогащения двух начал – науки и воображения.

Разве не такими были во многом наивные для нас сегодня научно‑ фантастические домыслы Жюля Верна, Герберта Уэллса, Беляева, а впоследствии Ивана Ефремова и других фантастов? Вот почему мы уверенно отвечаем скептикам: да, воображать надо. Искать необходимо. Но не только искать – обязательно находить. Искать и находить – вот обобщенная формула искусства и науки.

У молодого читателя, раскрывшего «книгу тайн», – плодотворная почва для поисков, развития воображения, а в ряде случаев и для находок.

Почва эта размещается в трех сферах: в прошлом, в настоящем и в будущем.

Заметили ли вы, дорогой читатель, как ныне, в эпоху научно‑ технической революции, ищущая молодежь все чаще обращается к прошлому? К прошлым методам, к романтике прошлого, к приключениям и авантюрам далекого вчерашнего дня.

На спасательной шлюпке в век лайнеров и межконтинентальных реактивных самолетов болгарская пара влюбленных Дончо и Джу Папазовы пересекают Атлантический океан, а еще через два года – Тихий океан.

Группа молодых парней из Америки в одиннадцатый раз делает попытку пересечь Атлантику на воздушном шаре. И – о радость! – наконец достигают успеха, приземлившись где‑ то под Парижем.

Советские ребята – рабочие, инженеры, кандидаты наук, – ведомые энтузиастом покорения Арктики Дмитрием Шпаро, на лыжах стремятся к Северному полюсу по торосистым льдам Ледовитого океана. Они достигают полюса. Несмотря на пятидесятиградусные морозы, пургу. И это в то время, когда атомный ледокол, тараня ледяные глыбы, казалось бы, запросто выходит на ледяную макушку Земли.

И вновь я слышу голоса скептиков: а кому это надо? На самолете проще. На ледоколе безопаснее.

Все это верно... Неверно лишь одно: молодой, мятущийся, беспредельно смелый дух ведет энтузиастов в их своеобразном протесте против технического засилья туда, куда мучительно, со смертельной опасностью стремились наши предки зачастую на легких суденышках или воздушных шарах.

В этом есть свой героизм. Оправдана жизнью отвага Тура Хейердала и Жака Кусто! Бессмертен подвиг Юрия Гагарина.

Прошлое встает перед молодежью в романтике единоборства с силами природы, с воздушной стихией, толщей океана, вулканической лавой, притяжением самой Земли.

Смогу ли я? Должен смочь!

А ведь за этим «должен смочь» стоит не только самопроверка. Стоят новые научные знания, своеобразный поиск неизведанного. Преодоление того психологического барьера, который встает порой перед молодыми: «А, до лампочки мне все это, когда я могу сесть на самолет, купить билет на дизель‑ электроход или в крайнем случае посмотреть на все это по телевидению».

Именно «пещерная» самопроверка периодически необходима нашей молодежи, которая должна верить в свои собственные силы, а не только в силу и мощь порожденной нами техники.

А каковой представляется нам сфера настоящего, связанная с поиском и воображением?

Я думаю, на этот вопрос лучше всего ответят со своих позиций, позиций точных наук выдающиеся ученые нашего времени.

Приведу несколько высказываний, опубликованных в свое время на страницах журнала «Техника – молодежи», высказываний, имеющих прямое отношение к поднятому нами вопросу.

Академик Иван Артоболевский: «Одна из важнейших задач нашей эпохи – воспитание человека нового, коммунистического общества, отличающегося высокой культурой и образованностью. В связи с этим особое значение приобретает пропаганда общественных, естественных и технических знаний. Воспитание у молодого человека призвания пропагандиста имеет громадное значение. Вот почему мне хочется обратиться к молодежи с призывом: воспитывайте в себе качества пропагандиста, несите знания в народные массы».

Академик Николай Дубинин: «Молодежи хочу пожелать: будьте всегда правдивы, любите жизнь и людей, отдайте свою жизнь избранному вами делу. Знайте: только в труде, в понимании общественного значения своей деятельности и поведения найдете истинное счастье».

Академик Виктор Глушков: «Проблем, стоящих перед человечеством, много. Но самой главной, на мой взгляд, является проблема счастья в самом широком смысле этого слова. И задача науки, ее обязанность перед человечеством состоят в том, чтобы делать и отдельных людей, и все человечество более счастливыми. Счастье человечества вовсе не состоит только в том, чтобы обеспечить материальный комфорт. Он будет бесполезен, если природа как таковая перестанет существовать или если человечество будет жить под страхом атомной войны, которая может в одно мгновение уничтожить не только комфорт, но и саму жизнь. Поэтому понятие „счастье человечества“ связано с большим числом серьезнейших проблем».

Академик Игорь Петрянов: «Обращаясь к молодежи, я хочу сказать: нужно сохранить мир на Земле. Это самая большая и важная задача, и именно молодежь, и в первую очередь молодежь, должна посвятить все силы ее решению».

Академик Николай Семенов: «Что я хотел бы пожелать молодым, только вступающим в жизнь юношам и девушкам? Работайте не ради славы или карьеры, не ради каких‑ то меркантильных интересов, а ради того, чтобы создавать научные ценности, приносить максимальную пользу обществу, тогда и широкое общественное признание вашего труда придет само собой. Будьте рыцарями науки! »

Что можно добавить к этим словам выдающихся ученых нашего времени? Они беседуют с молодежью, как бы высказывая свое духовное завещание. Их слова неотвратимо нацелены на задачи завтрашнего дня.

Предлагая читателям вторую книгу «Тайны веков», мы убеждены в том, что именно в третьей сфере – в предполье грядущего – будет развиваться взбодренное романтикой сознание.

От прошлого к настоящему. От настоящего к будущему. Не так ли развивается познание, не так ли рождается будущее? Вот почему самые, казалось бы, невероятные главы антологии обретают реальные формы жизни, приглашая молодежь к поиску, развивая воображение и стремление по‑ своему решить тот или иной вопрос.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...