Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тенденции развития малого бизнеса в современном мире




 

Эффективность функционирования национальной экономики во многом определяется оптимальным сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса. С середины 1970-х годов ученые и политики переоценили роль малого бизнеса в экономическом развитии. От парадигмы концентрации капитала перешли к парадигме «концентрация и динамичный (турбулентный, т. е. быстро рождается и исчезает) малый бизнес».

Малое предпринимательство (МП), оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает рентабельность производства тех товаров, которые стали невыгодными для больших предприятий. Оно обеспечивает формирование конкурентной среды, препятствует монополизации, способствует сокращению безработицы. МП дает существенную долю ВВП и обеспечивает значительную часть рабочих мест. Его доля в промышленном производстве составляет в ФРГ более 40 %, в США и Польше – более 50 %, а в Израиле и Скандинавии – более 70 %.

Малый бизнес в нашей стране находится в стадии становления, равно как и научно-методические подходы к его организации и определению его эффективности. С точки зрения эволюционной экономики и практики в западных странах, современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и эффективно использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Согласно Й. Шумпетеру для развития предпринимательства необходимо два соединяющих фактора [2,c.195]:

а) организационно-хозяйственное новаторство;

б) экономическая свобода. По его мнению, в основе малого бизнеса находится деятельность экономических агентов-новаторов, двигающих развитие экономики. Предпринимательской задачей, повторим этот важный тезис еще раз, является «созидательное разрушение».

По сути, речь идет о таком поведении (процессе) экономических агентов, в котором требуется проявление инициативы, организации и реорганизации социальноэкономического механизма с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать. В данном подходе сочетаются экономический, социальный, личностный и управленческий подходы.

Поступательное развитие предпринимательства направлено на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг), их доведение до конкретных потребителей (домохозяйств, других предпринимателей, государства) с наименьшими затратами и является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов ВВП и национального дохода, повышения эффективности общественного производства. Развитие предпринимательства, предполагая эффективное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в то же время требует к себе и государственного регулирования в направлении создания определенных благоприятных для этого условий [8,c.183].

На сегодняшний день малые и средние предприятия занимают ведущие позиции в экономике стран ЕС. В целом по 27 странам насчитывается 20,8 миллиона малых и средних предприятий. С 2005 года были введены новые критерии отнесения предприятий и предпринимателей к малым и средним предприятиям. Отметим, что индивидуальные предприниматели не выделяются в отдельную организационно-правовую форму, и их учет ведется на общих основаниях в зависимости от размерной категории, к которой они относятся.

Критерии отнесения к размерным категориям в ЕС следующие. Численность работников малых предприятий не превышает 49 человек. Для средних предприятий установлена численность работающих от 50 до 249 занятых [20,c.203].

Средний оборот одной предпринимательской структуры составляет около 1,2 миллиона евро. В малых и средних предприятиях работает 70 % общего количества работников, занятых в коммерческих организациях ЕС. На эти предприятия приходится 57 % общего оборота и 53 % добавленной стоимости. За последние годы количество рабочих мест в малых и средних предприятиях увеличилось на 1,9 % в год, а на крупных предприятиях возрастало всего на 0,8 % в год. Среди предпринимательских структур почти 92 % составляют предприятия с численностью до 10 работников. Причем в половине из этих предприятий нет наемных работников, а работает только непосредственно его владелец.

Количество средних предприятий относительно невелико и составляет около 226 тысяч, то есть немногим более одного процента всех предпринимательских структур. Отметим, что общее количество крупных предприятий в ЕС составляет всего 43 тысячи, то есть около 0,2 % от общего количества предприятий.

Предпринимательство играет значительную роль в экономике США с момента создания этой страны. В отличие от России и ЕС, в США нет выделения отдельно такой размерной категории, как средние предприятия. К малому предпринимательству в США относятся предприятия и предприниматели, на которых работают менее 500 человек. Малое предпринимательство в США делится на три размерные категории в зависимости от численности работников: первая — до 20 человек, вторая — свыше 20 до 100 человек, третья — свыше 100 до 499 человек [21,c.158].

Всего в малых предприятиях на территории США занято более 56 миллионов человек. Кроме того, выделяются предприниматели, которые не используют наемных работников. Таких предпринимателей более 21 миллиона человек. В целом же абсолютное большинство малых предприятий имеют численность менее 10 человек. Основой законодательства в сфере малого предпринимательства США является закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону создана специальная Администрация по делам малого бизнеса [9,c.137].

Исходя из зарубежного опыта представляется целесообразным рассмотрение в перспективе вопроса соединения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в Беларуси в одну группу, учитывая их схожесть с точки зрения размерных категорий и особенностей организации и технологий функционирования. Тем более что, как показывает отечественный и зарубежный опыт, предприятия различных размерных и организационно-правовых форм зачастую переходят из одной формы в другую.

Так, в периоды роста объемов потребления и увеличения возможностей инвестирования многие малые предприятия превращаются в средние предприятия. Во время кризиса и рецессии объемы производства падают, сокращается количество работников. В связи с этим средние предприятия переходят в категорию малых предприятий. Аналогичным образом при изменении законодательства соответственно меняются организационно-правовые формы предприятий.

Следует отметить, что увеличение объемов производства предпринимательских структур способно, как показывает зарубежный опыт, обеспечить значительное увеличение количества рабочих мест, в том числе на основе самозанятости. Для обеспечения дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране важным является благоприятный инвестиционный климат, снижение ставок по кредитам, оказание финансовой помощи, особенно на начальных этапах открытия новых предприятий [16,c.173].


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...