Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Большая ступа в Санчи. Карнакский и Луксорский храмы




Большая ступа в Санчи

 

В III веке до н. э., во времена правления императора Ашоки, буддизм стал господствующей религией Индии. Ашока всеми силами способствовал его распространению. К этому времени относится строительство большого количества ступ – буддийских святилищ: в период правления Ашоки их было построено более восьми тысяч. Среди них ярко выделялись восемь Великих ступ, о которых известно из буддийских рукописей, но ни одна из них не сохранилась. Однако из построек времен правления Ашоки и сегодня можно увидеть выдающееся сооружение, известное как Большая ступа в Санчи. Она расположена в нескольких километрах севернее города Бхопала и является самой древней из сохранившихся буддийских построек в Индии. Во II–I веках до н. э. она была перестроена на основе еще более древней и намного меньшей по размерам ступы.

Ступа в Санчи, довольно простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте прослеживается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа построена на круглом цоколе диаметром тридцать один метр. Ее окружает терраса, служившая для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут несколько лестниц. Так же как и платформа, на которой она расположена, ступа сложена из крупного камня и кирпича. Внутреннее помещение отсутствует, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие ценные реликвии, связанные с его жизнью и деятельностью. Изначально ступа была белого цвета, а терраса и ворота – красного. Некогда весь комплекс святилища был окружен деревянными монастырскими строениями, но до наших дней они, к сожалению, не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным правилам и пропорциям, имевшим глубокое символическое значение. Полусфера обозначает небесный свод. На вершине купола расположена хармика – надстройка с квадратным основанием в виде балкончика. Она олицетворяет священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол стержень с надетыми на него круглыми «зонтами», последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень является символом мировой оси, а зонты означают три священных неба.

Ступа окружена массивной каменной оградой, лишенной всяческих украшений. По четырем сторонам, соответствующим по традиции четырем сторонам света, в ограде созданы ворота, богато украшенные скульптурами. Через ворота проходили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе процессии вокруг ступы и восхождении людей на верхнюю часть платформы.

Ворота ограды Большой ступы (они называются торана) поистине выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. Они обрели всемирную славу и стали сегодня таким же символом Индии, как знаменитая «Львиная капитель» из Сарнатха – три льва, изображенные в гербе страны. Фото ворот в Санчи давно растиражированы и представлены в сотнях тысяч буклетов и проспектов, посвященных Индии, их также можно увидеть на индийских денежных банкнотах.

Схема ворот довольно проста: они представляют собой два столба с тремя горизонтальными перекладинами. Столбы и перекладины покрыты разнообразными скульптурными и рельефными изображениями и создают эффект большого зрительного контраста на фоне гладкой поверхности самой ступы, полностью лишенной украшений.

Ворота святилища в Санчи – это своеобразный сборник религиозно‑ символических, бытовых и исторических сцен и образов, народных преданий и легенд о великом Будде. Рельефы ворот выступают свидетельством большого шага вперед, когда‑ то сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I веке до н. э.

Главные темы рельефов – жизнь Будды в разных его воплощениях. Здесь присутствуют и многочисленные символы буддизма – дерево, колесо, лотос. Ворота украшают скульптуры многочисленных духов природы – якшинь, а также священных птиц и животных. В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское учение и древнеиндийские народные мифы. Среди рельефных изображений можно увидеть и фантастические образы, до сих пор неизвестные в индийском искусстве, например летающих львов. А фигуры якшинь – женских божеств природы – заложили здесь идеал пышного женского телосложения на много веков вперед.

Фрагменты скульптур святилища в Санчи, особенно торс якшини с южных ворот, сегодня можно увидеть в Бостонском музее США. А сам комплекс Большой ступы в Санчи является выдающимся историко‑ культурным памятником Индии. Кстати, он включен в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

 

Карнакский и Луксорский храмы

 

Луксор – город, расположенный в Верхнем Египте на восточном берегу Нила. Возможно, это самый большой в мире музей под открытым небом. Здесь, в «городе живых», можно увидеть два грандиозных храма – Луксорский и Карнакский.

Оба храма находятся в трех километрах друг от друга. Когда‑ то они были соединены большой аллеей, вдоль которой стояли сфинксы, но сейчас они отделены современными постройками центральной части Луксора.

Луксорский храм, посвященный, как и комплекс в Карнаке, богам Амону‑ Ра, Хонсу и Мут, и сегодня потрясает зрителей своим неповторимым изяществом колоннад и грандиозностью царских колоссов. В XVI веке до н. э. царица Хатшепсут и ее преемник Тутмос III воздвигли в этом месте небольшое святилище, которое неоднократно посещали священные ладьи со статуями фиванских божеств во время великого праздника Опет.

Спустя двести лет при правлении фараона Аменхотепа III скромное святилище было расширено под руководством архитектора Аменхотепа, сына великого Хапу.

С того времени в Луксорский храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме свитков папируса. Этот вестибюль соединяется с большим открытым двором, обнесенным портиками. Колонны также олицетворяли пучки священного тростника – геральдического растения Нижнего Египта.

В глубине вестибюля был расположен вход в святилище храма, куда по традиции попадали через несколько небольших культовых помещений. К северной части двора примыкала большая процессионная колоннада. Ее четырнадцать окаменевших «стеблей» папируса, увенчанные капителями, возносятся на высоту двадцати метров и словно вонзаются в лазурное небо.

На частично сохранившихся стенах колоннады можно увидеть замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона Опет: центральное место здесь занимают священные лодки богов, сопровождаемые жрецами и музыкантами, веселящимся народом, процессиями священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм был назван Ипет Ресет Амон – «Южный гарем Амона».

В период царствования Рамсеса II перед святыней был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный семьюдесятью четырьмя колоннами, между которыми стояли величественные статуи фараона. Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на троне, в древности называлась «Солнце властителей стран иноземных»; у ног владыки стоит небольшая, но при этом полная величия и грации фигура царицы Нефертари – любимой жены царя.

Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II, удачная расстановка которых демонстрирует большое внимание архитектора к декорированию фасада: две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные – по две у каждого края пилона – из розового гранита и изображали фараона стоящим. Композицию завершали два огромных памятника. Один из них в XIX веке был вывезен из Египта и теперь находится в Париже на площади Согласия.

Строительными работами в Луксоре руководил зодчий Бакенхонсу: «…Говорит он (Бакенхонсу): «Я выполнил работы прекрасные в доме Амона, так как был начальником работ моего господина… Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес… Стена храма была построена из камня как нигде в Фивах, был он снабжен водой, наполнены деревьями сады его. Я сделал великие двойные двери из электрума… Я установил в священном дворе перед этим храмом флагштоки великолепные…»

Среди залов и коридоров Луксорского храма, щедро отделанных великолепными рельефами, кое‑ где еще сохранившими свой первоначальный цвет, особенный интерес вызывает помещение, на стенах которого запечатлена легенда о рождении фараонов от божественного брака земных цариц и владыки небес Амона‑ Ра.

Как гласит предание, Амон‑ Ра решил взять себе в жены самую красивую женщину на земле. Сама богиня любви Хатхор, отправившись на землю и увидев всех красавиц, избрала для царя богов прекрасную Мутемуйю. Эта женщина была египетской царицей и к тому же супругой фараона Тутмоса IV.

Амон явился перед царицей, приняв облик ее мужа, и лишь по аромату ладана и мирры, исходившему от божества, царица догадалась, кто стоит перед ней. Под охраной богинь Нейт и Селкет Амон и царица провели на небесном ложе ночь любви, во время которой и было зачато дитя – будущий фараон Аменхотеп III.

В это время бог Хнум на гончарном круге создал ребенка и его жизненную силу Ка, а великая Хатхор вложила в них дыхание жизни. После этого явился к царице бог Тот и сообщил ей благую весть: в ее чреве – дитя бога. Прошел положенный срок, и Хатхор с Хнумом привели Мутемуйю в зал для рождений. Здесь, на огромном ложе были установлены кирпичи для родов. Богиня родов Месхенет, которую символизируют эти кирпичи, трансформируется в четырех великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Тефнут – Старшая, Нут – Великая, Исида – Прекрасная и Нефтида – Превосходная. Рядом с ложем установлен престол, на котором восседает царица, только что передавшая в заботливые руки богинь свое новорожденное дитя и его жизненную силу Ка. Под ложем на страже стоят боги – хранители материнства: Таурт и Бес, духи Верхнего и Нижнего Египта, божества миллионов лет жизни и покровители царствования.

Под звуки систров богини судьбы предвещают младенцу многие годы жизни, счастье и благополучие.

Хатхор и Мут подносят маленького Аменхотепа его небесному отцу, и бог Амон целует его, взяв на руки, и объявляет ребенка «сыном своим от плоти своей». Ребенка тут же передают богиням‑ кормилицам. Пока заботливая Селкет ухаживает за утомленной родами царицей Мутемуйей, великие коровы Хесат и Сехатхор кормят божественного младенца своим священным молоком, которое даже сам царь может испить только три раза: при рождении, во время коронации и после смерти, обретая вечную жизнь, царственность и возрождение.

По личному приказу Амона, Сешат, богиня счета и письма, в присутствии Хнума и бога магии Хека записывает каламом имя нового сына бога в храмовые свитки жизни.

Но вернемся к внешнему виду храма. От его могучего пилона аллея сфинксов в древности вела к Карнаку. Вскоре она разделялась на две; правая сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу. Таким образом, Луксор оказывался как бы включенным в комплекс святилищ Карнака, которые благодаря связывающим их аллеям каменных стражей производят сейчас необычное впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля «города бога», которым когда‑ то были Фивы.

Несмотря на то что сегодня Луксорский храм со всех сторон окружен современным городом с его оживленными улицами, гостиницами, магазинчиками, древнее святилище вновь и вновь потрясает воображение туристов не только совершенством своих пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, ощущением незыблемости и каким‑ то потусторонним спокойствием.

В Карнакский комплекс включены три храма: в центре – большой храм Амона, на юге – храм Мут, на севере – храм Менту в руинах. Войдя в Карнакский музей со стороны Нила, за вторым пилоном можно увидеть 134 колонны, которые начал строить еще Аменхотеп III. Справа располагается храм Рамсеса III с барельефами; слева маленький храм, построенный Сети I. Двор Аменхотепа III, точнее оставшийся от него памятник, расположился между третьим и четвертым пилонами. В одном из «солнечных залов», известном как «Ботанический сад», изображены животные и цветы, которые в те времена можно было увидеть и живыми.

Строился Карнакский храм приблизительно 2000 лет (до I в. до н. э. ). Его строителями были Хатшепсут, Тутмос III, Тутмос I, Аменхотеп III, Рамсес I, Рамсес II, Рамсес III, а также ливийские цари XXII династии и Птолемеи.

Царица Хатшепсут создавала здесь обелиски исключительно в свою честь, а ее племянник Тутмос III после смерти тетки застроил почти всю территорию стенами. Тутмосу III принадлежат барельефы с изображениями многочисленных подвигов египетского народа.

В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук‑ скарабей, символ благоденствия древности мира. Возле озера расположен колоннадный храм Аменхотепа III.

Каждый вечер Карнакский и Луксорский храмы со всех сторон подсвечивают, – кажется, что с каждым закатом солнца они получают право на новую жизнь, прекрасным миражом возвышаясь над берегом величественного древнего Нила.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...