Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие административно-процессуального права с другими отраслями российского права




Одной из особенностей административно-процессуальных норм является то, что они обеспечивают реализацию материальных норм не только административного права, но и многих других отраслей права.

Сторонники выделения административно-процессуального права в системе российского права рассматривают данную особенность административно-процессуальных норм в качестве одного из трёх системных признаков совокупного критерия для выделения процессуальной отрасли права (два других признака - это 1) наличие своего предмета регулирования и 2) определенной системы организации процессуальных норм).

Так, по мнению В.Д.Сорокина, обслуживая лишь потребности своей материальной отрасли, процессуальные нормы, при всей их очевидной социальной значимости, не могут претендовать на роль отрасли права. Это скорее всего процессуальный институт в пределах материальной отрасли.

«Отрасль права начинается тогда, когда данная группа процессуальных норм, имея свой предмет регулирования и определенную степень организации своей системы, «выходит» за пределы одноименной материальной отрасли и участвует в реализации материальных норм других отраслей российского права. Этот факт свидетельствует о том, что данная группа норм, взаимодействуя с другими отраслями, сама приобрела такую степень своей организации, что стала способной выступать в качестве элемента системы российского права в целом, т. е. отрасли».

Приступая к краткой характеристике реальных связей административно-процессуального права с другими отраслями российского права отметим, что административно-процессуальные нормы наиболее тесно и многообразно связаны с материальными административно-правовыми нормами, т.е. с административным правом. К примеру, в рамках реализации права граждан Российской Федерации на оружие определенного вида и типа, нормы административно-процессуального права определяют порядок выдачи лицензий на приобретение оружия, разрешений на его хранение и ношение. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, обеспечивают применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

1.Взаимодействие административно-процессуального права с конституционным правом проявляется в следующем.

1.1. Ряд закрепленных в главе 2 Конституции Российской Федерации прав и свобод граждан Российской Федерации, а также их обязанностей составляют основу их административно-правового статуса. Порядок реализации отдельных из них регламентируется административно-процессуальными нормами, в частности нормами регулирующими, например:

порядок рассмотрения обращений (предложений, заявлений, и жалоб) граждан Российской Федерации органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, о которых идет речь в ст. 33 Конституции Российской Федерации;

порядок выдачи документов, для реализации права каждого на выезд из Российской Федерации, закрепленного ч. 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации.

1.2. Часть 1 ст. 115 Конституции Российской Федерации закрепляет за Правительством Российской Федерации полномочие по изданию постановлений и распоряжений. Порядок подготовки, принятия и опубликования постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации регламентируют административно-процессуальные нормы, в том числе нормы регулирующие производство по принятию нормативных актов государственного управления.

1.3. Характер взаимосвязи административно-процессуального права с конституционным определяется ещё и тем, что конституционное право занимает ведущее положение в системе российского права и закрепляет исходные принципы всех иных отраслей российского права, как материальных, так и процессуальных. Административно-процессуальное право не составляет исключения, его исходные положения находят свое закрепление в нормах Конституции Российской Федерации.

Важное значение для нормотворчества, в том числе для подзаконного нормотворчества имеет прямое указание Конституции Российской Федерации (п. «к» ст. 72), согласно которому к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, административное и административно-процессуальное законодательство. Этим Конституция Российской Федерации впервые определила одно из приоритетных направлений развития российского законодательства, что, естественно, имеет прямое отношение к административно-процессуальному праву.

В формировании такого законодательства принимают участие и уполномоченные на то субъекты подзаконного нормотворчества (органы исполнительной власти – федеральные и субъектов Федерации), которые осуществляют данную деятельность в рамках производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления.

2. Взаимодействие административно-процессуального права с гражданским правом проявляется в следующем.

2.1. Реализация права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч. 1 ст. 23 ГК РФ) и приобретение организациями статуса юридического лица (п. 1 ст. 51 ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации связывает с прохождением государственной регистрации в органах Федеральной налоговой службы в порядке, определяемом федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Только с момента государственной регистрации, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм в рамках данного вида регистрационного производства, граждан приобретает право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а юридическое лицо считается созданным.

2. 2. Государственной регистрации согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Признание и подтверждение государством перечисленных прав осуществляется в ходе их государственной регистрации в органах Федеральной регистрационной службы в порядке, определяемом федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в рамках соответствующего регистрационного производства, урегулированного административно-процессуальными нормами.

2.3. Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Вопрос о предоставлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю решается в рамках лицензионного производства, в котором материально-правовую сторону обеспечивает гражданское право, а процессуальную — нормы административно-процессуального права, закрепленные в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Административное процессуальное право имеет взаимосвязи не только с материальными гражданско-правовыми нормами, но и гражданско-процессуальными нормами. К примеру, качество актов государственного управления, принимаемых органами исполнительной власти в рамках производства по принятию нормативных актов государственного управления, проверяется в рамках производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, предусмотренного ст. 251—255 ГПК РФ.

3. Взаимодействие административно-процессуального права с финансовым правом проявляется в следующем.

3.1. С помощью административно-процессуальных норм осуществляется лицензирование всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, как это установлено ст. 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг». Лицензии выдает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или уполномоченные ею органы на основании генеральной лицензии.

3.2. Административно-процессуальные нормы в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» регулируют порядок рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Основаниями для рассмотрения дел подобного рода являются заявления Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представления прокурора.

3.3. Порядок привлечения к административной ответственности виновных руководителей государственных органов и органов местного самоуправления за совершение ими правонарушений, предусмотренных ст. 289—306 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с административно-процессуальными нормами Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Взаимодействие административно-процессуального права с трудовым правом проявляется в следующем.

4.1. В сфере охраны труда, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г., которым утверждено «Положение о федеральной инспекции труда». Названные нормативные правовые акты определяют основы правового статуса государственных инспекций труда во главе с Федеральной инспекцией труда, которые выполняют весьма важные функции в деле осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. Данный контроль должностные лица Федеральной инспекции труда осуществляют в том числе в форме контрольно-надзорного производства, урегулированного нормами административно-процессуального права.

4.2. Государственные инспекции вправе привлекать к административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и документами.

5. Взаимодействие административно-процессуального права с семейным правом проявляется в следующем.

5.1. Согласно ст. 30 Семейного кодекса Российской Федерации брак заключается только в органах записи актов гражданского состояния в порядке, определяемом федеральным законом «Об актах гражданского состояния».

Только со дня государственной регистрации брака в этих органах, осуществляемой с помощью административно-процессуальных норм в форме регистрационного производства, возникают права и обязанности супругов, закрепленные материальными нормами семейного права.

5.2. Административно-процессуальные нормы регулируют также порядок осуществления исполнительного производства по принудительному взысканию алиментов, розыска должника, уклоняющегося от уплаты алиментов, с помощью органов внутренних дел, что предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Такова в общих чертах связь административно-процессуального права с рядом материальных и процессуальных отраслей российского права.

Заключение

Как известно, административно-процессуальное право — отрасль российского права, значительно менее подвижная нежели материальное административное право, что объясняется, в известном смысле стабильностью всех тех процедур управленческой деятельности, которые рассчитаны на достижение юридического результата в сфере деятельности исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в своей совокупности составляют систему производств в административном процессе.

В свою очередь стабильность административной процедуры есть следствие ее вторичного характера по отношению к материальным нормам административного права, которые эта процедура призвана реализовать. Кроме того, те или иные изменения в сфере действия материального административного права далеко не всегда требуют адекватного изменения процедуры их реализации. Она может оставаться прежней, если, конечно, не противоречит потребностям общества и государства на данном этапе их развития. Из этого вовсе не следует вывод о полной стабильности административного процесса. Существующие в нем виды административных производств несомненно претерпевают известные изменения. Более того, как показывает опыт последних лет, объективные потребности порождают и новые производства в административном процессе. Тем не менее, охватывая новые правовые явления, эти процедуры строятся по общим правилам юридического производства, что в полной мере сохраняет способность кодификационной систематизации новых административно-процессуальных правил.

В отечественной административно-правовой науке проблемы кодификации административного права, как материального, так и процессуального, стали привлекать к себе внимание уже с конца 50-х годов. В настоящее время, после длительной паузы, интерес к этой проблематике стал возрастать, что нашло свое отражение в ряде публикаций последних лет.

В докторской диссертации «Вопросы теории административно-процессуального права» (1968 г.), а затем в монографии «Административно-процессуальное право» (1972 г.) Сорокиным В.Д. была предложена примерная схема кодификации данной отрасли законодательства, исходные положения которой не только не утратили, но, напротив, приобрели еще большую актуальность в современный период.

Поскольку административно-процессуальное законодательство согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оптимальным вариантом была бы разработка и принятие документа в виде «Основ административно-процессуального законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

Список использованной литературы

1. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. Глава 2.

2.Конституция РФ // Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

 

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, СЗ РФ, 2002 г. N 1 (часть I,II).
4. Административное право / Под ред. Ю.М.Козлова и Л.Л.Попова. М., Юристь, 2006.
5.Махина С.Н. Административно-процессуальное право: понятие, предмет, метод, система (§ 9 глава 22) //Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2007. С. 613-622.
6. Панова И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд., пересмотр. и доп.. М.: Норма, 2007. С. 13-20.
7.Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. Глава 2.

8.Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2008. –ст.642-650.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...