Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вавилон. Загадка Панагюриште




Вавилон

 

Политическим, культурным и научным центром древнего Востока на протяжении многих веков являлся Вавилон, известный воротами Иштар, висячими садами Семирамиды, зиккуратом Этеменанки.

Вавилон (в переводе с др. – греч. языка – «врата Бога») был одним из величайших городов Древнего мира, центром месопотамской цивилизации, столицей Вавилонского царства и державы Александра Македонского. Это также известный культурный символ, город, занимающий важное место в христианской эсхатологии. В настоящее время заброшен; руины Вавилона – группа холмов (Бабиль, Каср, Амран ибн Али и др. ) – находятся в Ираке недалеко от города Эль‑ Хилла (мухафаза Бабиль) примерно в девяноста километрах к югу от Багдада.

Геродот, посетивший Вавилон в середине V века до н. э., оставил описание этого города. Вавилон занимал оба берега Евфрата и в плане представлял собой огромный четырехугольник. Длина двух рядов вавилонских стен составляла около девяноста километров.

Немецкая экспедиция археологов, возглавляемая Робертом Кольдевеем, обнаружила в начале 1900 года третий пояс вавилонских стен. По своей толщине они не уступали стенам ассирийского Дур‑ Шаррукина.

Впервые город Вавилон упоминается в XXII веке до н. э. при царе Шаркалишарри, который построил там храм. Однако, по данным более поздней хроники, этот город существовал уже при Саргоне Древнем. Город Кадингир был, по‑ видимому, в качестве колонии основан в XXIII веке до н. э. выходцами из Эреду. Бог Кадингира Амаруту[к] (Мардук) считался сыном Энки, главного бога Эреду. Именно из Вавилона шло распространение эредукского цикла мифов, а в более поздние времена, когда реального Эреду уже не было, Вавилон прямо отождествлялся с ним. Излагая на греческом в эллинистическое время шумерские царские списки, историк Берос всюду переводит «Эреду» как «Вавилон».

Шумерский город Кадингир амореи, завоеватели из племени яхрурум, избрали столицей своего государства, назвав его Вавилоном.

Дважды город исчезал с исторической арены на протяжении сорока четырех столетий, но развалины знаменитого Вавилона сохранились до наших дней.

Часто подлинное открытие Вавилона для науки связывают с именем Роберта Кольдевея. Экспедиция Немецкого восточного общества под его руководством вела раскопки города с 1899 по 1917 год на достаточно высоком профессиональном уровне. К раскопкам привлекли и многих местных жителей.

Кольдевеем и его коллегами был открыт материал нововавилонского, ахеменидского, селевкидского и парфянского времени, а также более ранних эпох.

Больше всего документов относится к нововавилонскому периоду, когда город, будучи столицей крупной империи в эпоху правления Навуходоносора II и его династии (так называемая X Вавилонская, или халдейская, династия), достиг своего небывалого расцвета. В Ветхом Завете это время наиболее подробно описано, так как именно к царствованию Навуходоносора II относится начало Вавилонского плена – периода в истории еврейского народа с 598 по 539 год до н. э. Могущество и великолепие города этого времени, описанные в Книге Даниила, как бы сформировали образ апокалипсического Вавилона. Поэтому неудивительно, что в среде европейской общественности результаты раскопок немецких археологов вызвали большой интерес.

Итак, экспедиции Роберта Кольдевея удалось установить, что в период своего расцвета Вавилон был крупным благоустроенным городом с мощными фортификационными сооружениями, развитой архитектурой и высоким уровнем культуры. Его окружали тройное кольцо стен и ров, а также стена, которая охватывала часть предместий. В плане Вавилон представлял почти правильный прямоугольник с периметром восемь тысяч сто пятьдесят метров и площадью около четырех квадратных километров, а с учетом территории, охваченной внешней стеной, площадь достигала порядка десяти квадратных километров. Вокруг Вавилона располагались предместья с богатыми виллами, садами, финиковыми рощами, а также отдельно стоящими постройками, хуторами. Город был очень хорошо спланирован: его стены были ориентированы строго по сторонам света – исходя из положения магнитных полюсов, улицы, пересекаясь под прямым углом, окружали центральный дворцово‑ храмовый комплекс и составляли с ним единый ансамбль. Река Евфрат делила Вавилон на две части – Западный и Восточный город. С Евфратом сообщалась и система каналов, снабжавших городские кварталы водой.

Улицы были вымощены, в том числе разноцветным кирпичом. Город был застроен в основном двух‑, трех‑ и четырехэтажными домами с глухими внешними стенами (окна и двери обычно выходили во внутренние дворы) и плоскими крышами. Две части города соединяли мосты – стационарный и понтонный. Восемь ворот вели в Вавилон. Одни из ворот украшали глазурованный кирпич и барельефы львов, быков и драконоподобных существ – сиррушей. Барельефами были также украшены внешние стены домов.

Имелось в городе немало храмов, посвященных божествам Шамашу, Нинурте, Ададу и другим, однако больше всех почитался покровитель Вавилона и глава пантеона царства Мардук. Об этом свидетельствует возведенный в самом центре Вавилона колоссальный комплекс Эсагила с семиступенчатым зиккуратом Этеменанки высотой 91 метр. Кольдевею удалось раскопать лишь часть Эсагилы. К этому комплексу примыкали другие храмовые помещения, а также два дворца, среди них Центральный дворец‑ музей со сводчатыми конструкциями. По всей видимости, эти конструкции являлись остатками знаменитых висячих садов Семирамиды.

Парадный вход в Вавилон, который шел от Северного дворца по Дороге Процессий через ворота Иштар, прикрывали массивные укрепления. Летний дворец был возведен в виде крепости, охранявшей Внешний город в районе Дороги Процессий. Ворота Иштар полностью раскопали и перевезли в Берлин. Сейчас они реконструированы и установлены в Пергамском музее. С началом Первой мировой войны раскопки велись менее интенсивно, а в 1917 году немецкая экспедиция покинула Месопотамию.

В среде европейской общественности открытия Р. Кольдевея имели огромный резонанс. Перед учеными мира открылась высокоразвитая культура, достижения которой в значительной степени повлияли на развитие многих других обществ древнего Востока, а через них – и на развитие европейской культуры. К тому времени уже, вероятно, сформировалось и видение места месопотамской культуры в истории древнего Востока. Вавилония, как о том свидетельствовало большое количество дешифрованных клинописных текстов, а также археологические исследования других месопотамских городов, оказалась очагом цивилизации для большинства народов мира.

Возобновление археологического изучения Вавилона связано с послевоенным периодом. В 1956 году там работала экспедиция Германского археологического института, которую возглавлял Хайнрих Ленцен. Основное внимание было уделено руинам эллинистического театра. Эта же экспедиция в 1962 году, уже под руководством Хансйорга Шмидта, провела исследование руин зиккурата Этеменанки. Дальнейшие работы велись немецкими учеными в период с 1967 по 1973 год. С 1974 года изучением вавилонских руин занялась итальянская экспедиция под руководством Г. Бергамини.

Елена Блаватская, теософ, писательница и путешественница, считала, что «город Вавилон обязан своим возникновением людям, спасшимся от катастрофы потопа. Они были великанами и построили отмеченную в истории башню. Эти великаны, которые были великими астрологами и, кроме того, получили от своих отцов – «сыновей Бога» – всякие учения, касающиеся сокровенного знания, учили, в свою очередь, жрецов и оставили в храмах все записи о периодических катаклизмах, которым они сами были свидетелями. Вавилон был просто астрологической башней, и ее строителями были астрологи и адепты первоначальной религии мудрости, или, как мы ее называем, тайной доктрины» («Разоблаченная Изида»).

Идея о том, что Вавилон находится в единой системе, объединяющей город богов и египетские пирамиды, принадлежит ученому, эзотерику Эрнсту Мулдашеву: «Руины древнего города шумеров располагаются на линии «египетские пирамиды – Кайлас», причем на одной трети этого расстояния». В книге «В поисках города богов» он пишет: «Про Вавилон хорошо известно, что здесь появились Адам и Ева. Анализ древних шумерских текстов, проведенный новосибирским ученым Селенок, показал, что Адам был создан как результат экспериментов, проводимых богами Аннунаками с планеты Нибиру».

Вавилонский историк Берос, жрец бога Бела‑ Мардука в Вавилоне, оставил рассказ о встрече вавилонян с инопланетянами – таинственными существами, напоминавшими рыб, облаченных в скафандры, которые передали людям первые научные знания.

Книга «История мира» Бероса, в которой он описывал первые свои контакты с инопланетянами, утрачена. Это произведение хранилось в Александрийской библиотеке, от него осталось лишь несколько фрагментов. Об этом поведал писатель, историк, философ Жак Бержье в своем произведении «Проклятые книги».

Роберт Темпл в «Мистериях Сириуса» утверждает, что, по словам Бероса, «в Вавилоне тщательно сохранялись исторические хроники, охватывавшие пятнадцать миллиардов лет. В этих хрониках повествовалось об истории моря и неба, о возникновении человечества, о правителях и об их деяниях». Берос сообщал, что цари правили Шумером до потопа в течение 432 тысяч лет.

О гибели Вавилона, первой из четырех великих империй, пророчествовал пророк Даниил. Известна легенда о том, что в 587 году до н. э. царь Навуходоносор увидел странный сон и попросил жрецов, чтобы те растолковали его. Но никто из жрецов не смог это сделать, и царь велел всех их казнить. И только пленный еврейский царевич Даниил смог разгадать этот сон.

Царевич Даниил объявил, что царю приснился колосс с головой из чистого золота, серебряными грудью и руками, медными чревом и бедрами, голенями – железными, ногами частью железными, частью глиняными.

Пророчество Даниила было таким: «Ты Навуходоносор – это золотая голова (первое царство). После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

История свидетельствует о том, что это пророчество сбылось.

После пленения Вавилон своим могуществом и своеобразием культуры произвел такое неизгладимое впечатление, что имя его с тех пор стало синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города.

Название «Вавилон» христианские позднейшие писатели нередко употребляли в том смысле, который и сегодня является предметом спора для толкователей и исследователей. Вот, например, апостол Петр в своем Первом послании говорит, что «приветствует избранную церковь в Вавилоне». Многие, особенно латинские, писатели утверждают, что под этим именем апостол Петр разумеет Рим, ведь в первые века христианства Рим из‑ за огромного количества народов, проживавших в империи, а также по положению, занимаемому городом в мире того времени, назывался Новым Вавилоном.

Примечательный пример упоминания имени Вавилона обнаруживаем в Апокалипсисе, или Откровении апостола Иоанна. Там под именем Вавилон изображается «город великий», играющий огромную роль в жизни народов. Такое изображение уже нисколько не соответствует месопотамскому Вавилону, давно потерявшему к тому времени значение в мире, и поэтому исследователи не без основания понимают под этим названием великую столицу Римской империи. Рим в истории западных народов занимал такое же положение, какое раньше в истории Востока занимала столица Навуходоносора.

 

Загадка Панагюриште

 

В Болгарии, в живописной котловине Сыштинска‑ Средна‑ Горы на высоте пятисот сорока метров над уровнем моря расположен город Панагюриште.

Сегодня численность его населения достигает двадцати тысяч. Люди обжили эти места очень давно, об этом свидетельствует более трехсот памятников – некрополи, поселения, крепости, военные лагеря и дороги. В железном веке здесь жило фракийское племя, которое в V–IV веках до н. э. вошло в Одрисское царство.

Близ Панагюриште был обнаружен золотой клад – удивительнейший памятник той эпохи. Случилось это в 1949 году в местности Мерул, когда три брата – Павел, Петко и Михаил Дейковы случайно нашли сокровище – девять золотых предметов общим весом более шести килограммов. В земле был зарыт культовый сервиз, состоящий из фиалы, амфоры и ритонов, с изображенными на них сценами фракийско‑ греческого пантеона. Датированы они были V–IV веком до н. э.

Братья Дейковы в тот день заготавливали глину для кирпичей. Их лопата неожиданно ударилась обо что‑ то твердое. Петко Дейков разгреб землю и увидел металлический ободок. Сначала парень решил, что ободок медный, он еще разгреб землю, и опять мелькнуло что‑ то желтое. Тогда Петко позвал братьев, и они вскоре обнаружили в земле тяжелые, дивной работы древние фигурные золотые кубки: восемь ритонов – сосудов для вина – лежали на фиале (блюде) в неглубокой яме.

Археологические памятники Фракийской земли и ее центра – города Пловдива – давно привлекали внимание археологов. Предметы роскоши богатых фракийцев изготовлялись в лучших ремесленных мастерских древности, и Панагюриштенский клад относится ко второй половине IV или первой половине III века до н. э. – ко времени, когда Фракия переживала очень важные события своей истории. Именно тогда Филипп II присоединил Фракию к Македонии, затем она стала базой для его сына Александра Македонского в походе на Персию. После смерти Александра Великого полководец Лисимах – честолюбивый военачальник, который стремился восстановить великую державу Александра Македонского, стал правителем Фракии, а позднее ее царем. Его военные действия, попытки фракийцев освободиться от господства македонян истощили и обескровили Фракию. После смерти Лисимаха страна тут же подверглась нашествию кельтов.

Войны, разруха, вторжение кельтов – все это будоражило жителей восточных областей Балканского полуострова. Нет ничего удивительного в том, что они зарывали свои сокровища в землю. Панагюриштенские золотые сосуды, возможно, были зарыты как раз в те времена.

Уникальные кубки пролежали в земле более двух тысяч лет. Эти бесценные сокровища, скорее всего, принадлежали человеку знатному и богатому, возможно, какому‑ нибудь полководцу, принимавшему участие в походах и войнах, который уходил от погони или просто спасался бегством и в какой‑ то момент счел разумным спрятать их.

Найденная в Панагюриште утварь изготовлена из чистого золота. На фигурных сосудах изображены сцены из мифов и иллюстрации к греческим сказаниям о героях. Вот Геракл сражается с киринейской ланью, а вот Тесей борется с критским быком, который поставлял кровавому чудовищу жертвы. Уже упал на колени грозный бык, и прижимает его к земле герой. Не сбудутся коварные планы Медеи, рассчитывавшей, что он погибнет в единоборстве с чудовищем.

На другом сосуде изображена покровительница древней Аттики и ее главного города богиня мудрости Афина. Она сидит, одетая в длинный хитон, держа в левой руке шлем. Правой рукой она опирается на круглый узорчатый щит. Спокойно и величественно ее лицо, внимательный и испытующий ее взгляд, а рядом с ней стоит Парис во фракийском одеянии – в коротком хитоне и длинных чулках. В левой руке он держит скипетр, правая рука немного поднята. Создается впечатление, что он ей что‑ то объясняет. Третий персонаж этой сцены – сидящая на троне богиня Гера. Неподалеку от нее – изваяние во весь рост прелестной Афродиты – богини любви. Перед нами предстает знаменитый суд Париса.

Амфора‑ ритон высотой двадцать девять сантиметров и весом около тысячи семисот граммов – самый большой и тяжелый сосуд. Выгнутые наружу его края горлышка украшены рельефным орнаментом в виде жемчужин, гладкая шейка амфоры отделена от остальной части амфоры двумя полосами с яйцевидным орнаментом. Под ручками сосуда – изображения курчавых голов негров с выпуклыми глазами, приплюснутыми носами и широко открытыми ртами. Налитая в амфору вода через рты может выливаться наружу. Таким образом, из ртов двух негров одновременно могли пить два человека, причем каждый из них держал амфору за одну из ручек. Известно, что у древних фракийцев существовал обычай побратавшимся лицам пить из одного сосуда. Нижние части ручек амфоры покрыты вертикальными каннелюрами, а верхние представляют собой фигурки кентавров. У кентавров довольно густые, но не длинные волосы и бороды, волосы на их груди и шерсть, покрывающая лошадиную часть их тела, выполнены насечкой; ноги кентавров заканчиваются копытцами. Тела кентавров выполнены анатомически правильно. Под одной из ручек амфоры находится изображение дверейантичного дворца, которое делит на две части декоративную полосу, украшающую боковую поверхность амфоры. Двухстворчатые двери обиты гвоздями с широкими декоративными шляпками, а сами двери расположились между двух колонн с ионическими капителями. Над каждой из колонн изображена львиная голова. Между створками приоткрытых дверей видны руки и часть лысой головы бородатого мужчины, вся поза которого выражает сильный испуг. Группа воинов, фигуры которых крупнее размеров дверей и фигуры мужчины, атакует двери. Пятеро из них обнажены, лишь за плечами одного воина развевается плащ. Четыре воина, находящиеся ближе к двери, размахивают мечами, еще один, с трубой, подает сигнал к нападению.

По другую сторону дверей изображены фигуры двух спокойно разговаривающих мужчин. Они стоят, опираясь на сучковатые палицы, которыми обычно были вооружены герои древних сказаний и легенд. На плечи мужчин накинуты плащи, на ремнях висят мечи. Один из этих мужчин – босой старик с бородой. С его левого плеча свисает плащ, покрытый узором из листьев. Второй мужчина – юноша. Щеки его поросли пушком чуть пробивающейся бороды, волосы у него не очень длинные. Юноша смотрит на предмет, который ему показывает старик. Широко расставив большой и указательный пальцы правой руки, он как бы пытается показать необходимый размер или расстояние.

Все восемь ритонов из Панагюриштенского клада лежали на золотом фиале. На поверхности золотого фиала были нанесены четыре концентрических круга. Первый из них самый маленький, его обрамляют двадцать четыре рельефных изображения желудей. Затем следуют три круга миниатюрных рельефов голов негров с веселыми улыбками и лукавыми глазами.

Панагюриштенский клад является одним из редчайших памятников эллинистического искусства. Сегодня он выставлен на обозрение в Национальном историческом музее в Софии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...