Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Золотая менора




 

В центре Иерусалима, среди развалин древнего римского форума возвышается триумфальная арка императора Тита. Она прекрасно сохранилась до наших дней, и на ее барельефах можно увидеть ратные подвиги римских легионеров. Увенчанные лаврами победителей, они несут таблицы с названиями побежденных городов, и на одной из них значится: «Иерусалим».

Далее подробно запечатлено, как в 70 году н. э. «божественный Тит, сын божественного Веспасиана», на позолоченной колеснице возвращается в Рим. За победителем шли вереницы пленников, повозки с захваченной казной, утварью, сосудами и серебряными трубами из дважды разрушавшегося Иерусалимского храма. Среди бесчисленных трофеев – одна из главных святынь иудеев – золотая менора.

Из «Еврейской энциклопедии» мы узнаем, что менора – это священный семисвечник, сопровождавший странствия евреев по пустыне. В Книге Исход есть детальное описание святыни: сделана из чистого чеканного золота, из главного ствола отделялись шесть боковых ветвей – по три с каждой стороны.

Каждая из шести ветвей имела по три миндалевидных чашечки, как бы завязь и цвет, в чашечку вставлялась золотая лампада. На главном стволе меноры помещалось четыре чашечки, четвертая, на самом верху, предназначалась для фитиля и елея.

Золотая менора – все ее боковые стволы и украшения – чеканились из одного золотого слитка, без спайки. Предполагаемый вес канделябра – сорок килограммов чистого золота, причем высшей пробы. Кроме того, к светильнику прилагались еще золотые щипцы и лопаточки.

В Библии ничего не говорится о размерах золотой меноры, но считается, что она была высотой около полутора метров. В скинии менора помещалась перед южным краем завесы, скрывавшей от глаз святая святых, напротив стола со священными хлебами, стоявшими перед северным краем завесы.

Золотая менора, или светильник Моисея – так еще ее называют, была сделана мастером Бецалелем. Впоследствии менора размещалась в храме Соломона между другими святынями. В храме светильник располагался так, что ветви его указывали на север и на юг.

В обязанности первосвященника входила чистка светильника и наполнение его чашечек маслом. Как правило, это происходило по утрам. Светильник стоял на возвышении в три ступени, на второй ступеньке – масло, лопатки, щипцы и другая утварь. В скинии Завета эта лестница была сделана из дерева ситтим, но в своем храме Соломон заменил ее мраморной.

Священная золотая менора была для евреев светильником веры и символом сотворения Богом мира за семь дней, главный ствол ее олицетворял субботу.

Более чем две тысячи лет назад, когда Палестиной правил греко‑ сирийский император Антиох IV Епифан, завоеватели‑ греки пытались заставить евреев отречься от иудейской веры и потребовали, чтобы они поклонялись римским языческим богам. Антиох IV хотел превратить Первый Иерусалимский храм в святилище Зевса Олимпийского.

Но евреи не отказались от своей веры и в течение трех лет под предводительством Иуды Маккавея сражались против армии Антиоха. Одержав победу, они решили освободить Иерусалимский храм, убрать внесенные туда языческие идолы и предметы и уничтожить оскверненный алтарь. На его месте они собирались воздвигнуть новый алтарь, а потом освятить его.

Когда воины Маккавея стали расчищать храм, они обнаружили спрятанный первосвященником маленький кувшинчик с освященным маслом. Правда, было его так мало, что могло хватить едва ли на один день поддержания священного огня перед Ковчегом Завета.

Но произошло чудо: светильник сам по себе горел все время, пока служители храма не собрали необходимое количество масла для поддержания Вечного Огня.

И тогда Иуда Маккавей объявил день Торжественного освящения храма отмечать как праздник. Иудеи называют его Ханука, и слово это означает «освящение». Каждый день восьмидневного праздника сначала зажигают одну свечу или масляный фитиль и потом добавляют еще по одной свече каждый день.

История же золотой меноры прослеживается до 534 года. Сначала завоеванный трофей римские воины поставили в храме Богини мира вместе со столом священных хлебов (по другим сведениям, эти реликвии еврейского народа долгое время хранились в императорской сокровищнице). Затем он был перевезен в Константинополь, а уж оттуда возвращен в Иерусалим. Во время одной из войн эти сокровища были утеряны. Историки предполагают, что случилось это в 1204 году – во время Четвертого крестового похода.

Итак, следы светильника потерялись, но существует много преданий. В одном из них говорится, что еще в Риме светильник выбросили в мутные воды Тибра, будто бы напротив того места, где впоследствии возникло еврейское гетто, а в конце XIX века выросло здание главной римской синагоги.

Есть и такая версия: менора, вывезенная императором Титом из Иерусалима и изображенная на его арке, была просто одним из светильников храма, а не золотым светильником Моисея. А настоящая золотая менора была спрятана священниками еще до разрушения Первого Иерусалимского храма.

Впоследствии изображение старинной меноры стало одним из символов израильского государства. Многие пробовали искать эту святыню, ведь и поныне еврейский народ твердо убежден, что она цела и невредима.

Некоторые факты из сферы большой политики вызвали общественный резонанс. В январе 1996 года в Риме побывал министр по делам религии Израиля Шимон Шитрит. В программу его визита было включено посещение Ватикана и даже личная аудиенция у папы Иоанна Павла II.

Когда обсуждался деликатный вопрос о возможной поездке главы римской католической церкви на Святую землю, израильский министр неожиданно заметил, что, по имеющимся у его правительства сведениям, знаменитая золотая менора хранится за семью печатями в подвалах Ватикана. Министр добавил, что «возвращение реликвии (или хотя бы прояснение ее судьбы) имело бы огромную важность для взаимоотношений между еврейским народом и католическим миром». Министр уточнил, что в своих предположениях он опирается на выводы и изыскания специалистов из Флорентийского университета.

Иоанн Павел II молча выслушал взволнованную речь министра, однако не дал какого‑ либо ответа, проясняющего этот вопрос. По мнению Шимона Шитрита, это могло означать, что «светильник веры» действительно спрятан где‑ то в тайных хранилищах папского города‑ государства, где находятся бесценные архивы и реликвии.

Однако на самом деле уклончивость папы римского могла означать и нежелание затрагивать эту тему, поскольку израильский министр по протоколу не имел права ее касаться. Но слово было сказано, и невероятная до сих пор возможность возвращения золотой меноры продолжает будоражить воображение и умы людей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...