Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Боудикка. Царица Савская




Боудикка

 

Боудикка (ум. в 61 году) была женой Прасутага, тигерна зависимого от Рима бриттского племени иценов, которое проживало в районе современного Норфолка на востоке Англии. После смерти мужа римские войска заняли ее земли, а император Нерон лишил ее титула. Боудикка в 61 году возглавила антиримское восстание против оккупировавших Британию римлян и сравняла с землей ряд римских городов.

Сведения об этой женщине можно найти у Тацита и Диона. Оба они отмечают, что Боудикка была королевских кровей и отличалась большим умом. Внешность ее описывают так: высокого роста, с рыжими прямыми волосами, ниспадающими ниже талии, с резким, громким голосом и всепроникающим взглядом. Обычно она носила цветную тунику, массивное шейное украшение из золота, – возможно, шейную гривну (у кельтов она называлась торквесом), а также плащ, заколотый брошью.

Имя этой королевы чаще всего произносили как Боадицея. Это связано с тем, что под этим именем она фигурирует у Тацита. Скорее всего, имя ее происходит от кельтского слова, означающего «победа», «победоносный».

Муж Боудикки, Прасутаг, был тигерном иценов, населявших земли в районе современного Норфолка, и давним союзником римлян. Земли Норфолка фактически не были подконтрольны Риму, поскольку во время завоевания Британии императором Клавдием в 43 году ицены вместе с десятью другими племенами (Прасутаг, вероятно, тогда уже был тигерном) присоединились к его войскам в качестве союзников. В 47 году, во время попытки Публия Октория Скапулы разоружить их, они смогли отстоять свое право на независимость.

Прокуратор поручил Прасутагу охрану близлежащих морских и речных путей, особенно устья рек. Прасутаг был старше своей жены и прожил долгую жизнь. Чтобы сохранить свой род, он, наравне со своими двумя дочерьми, сделал сонаследником престола римского императора Боудикку.

Оставлять независимость союзным королевствам было нормой римской практики, но при условии, что королевство завещалось после смерти ныне здравствующего союзного короля римскому императору. Так были, например, присоединены к империи провинции Вифиния и Галатия.

Римские законы позволяли принимать наследство только по мужской линии, поэтому все попытки Прасутага сохранить на престоле свой род были тщетными. После его смерти королевство аннексировали, земли конфисковали и имущество описали. Согласно Тациту, Боудикку прилюдно выпороли, а ее дочерей изнасиловали. Также была изъята в счет погашения долга казна Прасутага.

В 61 году губернатор Гай Светоний Паулин возглавил кампанию на острове Англси (римское название – Мона), который служил убежищем для бриттских бунтовщиков и цитаделью друидов. Ицены, поддерживаемые многими своими соседями, в том числе и триновантами, также подняли восстание. Их вдохновил пример вождя германского племени херусков Арминия, который в 9‑ м году поднял восстание против римлян и изгнал их из своих земель. Кассий пишет, что перед началом восстания Боудикка гадала с помощью зайца. Это говорит о том, что Боудикка была еще и жрицей. Еще она принесла жертвы Андрасте – богине победы.

Главная цель, которая стояла перед восставшими, был город Камулодун (совр. Колчестер) – бывшая столица триновантов. Город был осажден. Войско, которое прислал прокуратор Кат Дециний (его впоследствии сменил Гай Юлий Альпин Классициан) по просьбе осажденных (всего двести ополченцев), было легко разбито. В течение двух дней город пал. По данным археологов, он был методично снесен. Квинт Петилий Цериалис, будущий губернатор Британии, а тогда командующий девятым легионом, попытался отбить его, но был разгромлен и отступил в Галлию.

Узнав о восстании, Гай Светоний поспешил на защиту провинции с целью защитить заложенный римлянами Лондиний (совр. Лондон). Но видя, что подготовиться к осаде он не успеет и помня о поражении Петилия, решил оставить город. Восставшие сожгли дотла Лондиниум (на раскопках в слое того времени были обнаружены оплавленные монеты, а сам слой был слоем пепла), разграбили его и вырезали всех, кто не ушел с римлянами.

Следующим разрушенным городом был Веруламий (совр. Сент‑ Олбанс). В трех городах было убито около семнадцати тысяч человек. В плен никого не брали. Простых людей, как детально описывает события Кассий, вешали, резали, сжигали, сажали на кол, распинали на крестах, а благородных, особенно женщин, убивали самыми жестокими способами, принося их в жертву богине Андрасте.

Судя по археологическим раскопкам, войсками Боудикки был также разрушен город Каллева.

Светоний сгруппировал свои силы в Уэст‑ Мидлендсе. С флангов позиции окружал лес. Его силы насчитывали более десяти тысяч человек, среди которых были четырнадцатый легион, вексилларии двадцатого легиона и множество ополченцев. Однако войска Боудикки во много раз превосходили силы Светония и насчитывали, по разным оценкам, от восьмидесяти тысяч до двухсот тридцати тысяч человек.

Боудикка, пишет Тацит, управляла своими войсками с колесницы. Перед битвой она обратилась к своим воинам с речью. Боудикка сказала, что просит их считать себя не благородной королевой, желающей вернуть себе отнятое королевство, а обычной женщиной, отстаивающей свободу, которая мстит врагу за свое поруганное достоинство, за поруганное целомудрие дочерей. Боги были на ее стороне. Один легион, решившийся противостоять королеве, они уже разбили, разобьют и другие легоны. Она, женщина, скорее готова умереть, чем жить рабыней. И призывает к этому все войско.

Однако более умелые в открытых сражениях римляне противопоставили количеству людей свое умение. В начале сражения римляне обрушили на бриттов, рвавшихся к их рядам, тысячи дротиков, затем плотными фалангами пошли на вторую волну бриттского наступления. После этого они выстроили фаланги клиньями и с фронта ударили по бриттам. Не выдержав натиска, бритты обратились в бегство, но путь к отступлению был закрыт обозом с их семьями. Там и настигли римляне противника, устроив жуткую резню.

Тацит пишет, что, увидев поражение своих войск, Боудикка приняла яд черного болиголова. По Кассию, она заболела после поражения и вскоре умерла. И тот и другой историк утверждают, что ее похороны были пышными.

После финальной битвы к римлянам пришло подкрепление – легионы, переброшенные из Германии. Враждебно настроенные племена бриттов жесткими мерами были принуждены к миру.

При английских королевах Елизавете и Виктории личность Боудикки была окружена романтическим ореолом. В викторианский период появляются многочисленные скульптурные изображения свободолюбивой предводительницы иценов. Образ «туземной» воительницы, принесшей себя в жертву борьбе с величайшей империей своего времени, как ни парадоксально, был переосмыслен и стал символом Британской империи – крупнейшей империи в истории.

 

Царица Савская

 

Царица Савская – это легендарная царица Сабейского царства, которое находилось в Южной Аравии. Согласно Библии, царь Соломон разгадывает все ее загадки, которые она загадала, придя к нему.

Нам неизвестно, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. В современной западной культуре она олицетворяет тайны и соблазны загадочного Востока.

В Библии царица Савская упоминается тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис, в Эфиопии она известна под именем Македа – Царица Юга, ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты – фалаша.

Древнейшим упоминанием о царице Савской считается Третья книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965–926 гг. до н. э. ), царица Савская прибывает в Иерусалим проверить, так ли это на самом деле, и загадывает Соломону загадки. Мы не знаем, какие именно, в Библии об этом не говорится – есть только упоминание о том, что царь все их разгадал.

Но есть фольклорные версии вопросов царицы Савской. Они касаются способов нахождения различий между предметами и некоторыми сторонами физиологии человека. Царица Савская, например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел. Другой вопрос звучал примерно так: семь выходят, девять ждут, двое смешивают питье, один пьет. Царь сообразил, что это соответственно менструация (неделя), беременность (девять месяцев), материнские груди и сосущий их младенец.

Как гласят легенды, владения царицы Савской находились на юго‑ западе Аравийского полуострова, где сейчас расположен Йемен, а в легендах Аггады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.

Ветхозаветное предание повествует о том, что царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась мудрости царя. Но Билкис приехала не только «загадки загадывать». Через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний – путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела две тысячи километров по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.

Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни». Он выполнил все ее пожелания, и она вернулась домой.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот мне и вполовину не сказано – мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала».

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. В одной из книг Талмуда – Мидраше – описана история, приключившаяся во время одной из ее первых встреч с израильским царем. Древние семиты считали, что одной из характерных черт дьявола являются козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем его прекрасной гостьи скрывается дьявол.

Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, – приподняла платье. Это длилось одно мгновение. Но Соломон успел увидеть: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными – покрыты густыми волосами.

Соломон громко воскликнул от неожиданности – он не мог поверить, что у столь красивой женщины могут быть такие некрасивые ноги. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием. И тысяча женщин спустя много лет не помогли Соломону забыть ее. Полгода продолжался их роман. Все это время Соломон не расставался с ней и дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица Савская, по эфиопским преданиям, являются родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

Это древнее родство с Домом Давидовым позволило императорам Эфиопии со Средних веков до падения монархии в 1974 году использовать в качестве национальных символов иудейского льваи шестиконечную звезду – звезду Давида.

Но потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии. Местные иудаисты, фалаша, называют себя Домом Израилевым и ведут свой род от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом.

Истинное происхождение фалаша не вполне ясно. Скорее всего, это потомки еврейских купцов, прибывших в Эфиопию через Аравийский полуостров до того, как примерно в 600 году до н. э. ихсоотечественников угнали в вавилонский плен. Поэтому религиозные традиции фалаша несколько отличаются от ортодоксального иудаизма. Например, они не признают Талмуда и более новых священных книг, а их версия Библии написана на их священном языке гис, а не на иврите.

Иудаизм фалаша вызывал споры до тех пор, пока Высший раввинат сефардов в 1972 году не признал их правоверными евреями. О них мир узнал только во время страшного сахельского голода в 1985 году, когда Израиль переправил по воздуху на «историческую родину» двадцать тысяч своих единоверцев из лагерей беженцев в Эфиопии и Судане.

Если в Африке царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и даже ведьму, которая в Иерусалим прибыла по приказу царя, вела там развратную жизнь и умудрилась соблазнить даже Соломона. Дело в том, что во времена Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, а в послебиблейский период женщину на троне уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, возможно, именно поэтому ее образ сильно потускнел.

Согласно иудейско‑ христианской традиции, царь Соломон и царица Савская уважали друг друга, она высоко ценила мудрость царя, а он восхищался ее красотой и удовлетворял все ее желания. В эфиопской же мифологии Соломон выглядит не столь достойно. Воспылав к царице страстью, он решил добиться ее хитростью. Он пообещал не домогаться взаимности, если она поклянется не брать у него ничего без спросу. На ужин царь приказал подать пересоленную еду. Страдавшая от жажды женщина напилась ночью из стоявшего рядом с ложем кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к сожительству.

Царица Билкис умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Она знала толк в астрологии, укрощении диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила колдовской перстень с камнем, называвшимся астерикс. Самоцвет предназначался философам и влюбленным.

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей южного культа нежной страсти.

Царица Савская владела многими языками, являлась верховной жрицей планетарной Соборности. В ее страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Она была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, но во время путешествий могла утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В торжественные моменты надевала золотую корону со страусиными перьями. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия – из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой. Дитя эпохи, она была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона.

Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесен орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны – у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго‑ восток Заира) и т. д.

Древние письмена сообщают, что царица Савская была из династии египетских царей.

Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...