Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничение правового состояния.




Capitis deminutio – выражалось в утрате одного из статусов, характеризующих частную правосубъектность. Виды:

1. Capitis deminutio maxima. Утрата свободы римским гражданином. Влечет за собой ограничение правового состояния. Результат: плен (правовая смерть для Рима, его имущество наследуется) – если вернулся из плена, то его восстанавливают в правах; продажа за долги (если лицо возвращалось в Рим, восстановления в правах не происходило) – jus postliminii; женщина, вступившая в связь с рабом; государственные рабы. За связь с рабом имущество женщины – в собственность хозяина раба. В государственном рабстве – имущество шло в пользу государства. В архаический период обязательство связывалось с личностью гражданина. Развитие ТДО не приняло этого. Деятельность претора повлияла и на этот институт. Иск capite minutus предъявлялся к наследникам должника.

2. Capitis deminutio media. Лицо сохраняет свободу, однако лишается статуса гражданства. Следствие – утрачивает и семейный статус. Наказание: ссылка, высылка за пределы Рима. Лицо попадает под jus gentium. Данное положение – санкция государства за поведение. Рескриптом императора лицо могли вернуть обратно в его прежний статус. Имущество – в казну.

3. Capitis deminutio minima. Лицо самовластное становилось лицом подвластным.

Ограничения, не связанные с утратой общеобразующих статусов:

1. Intestabilitas. Лицо при заключении сделки выступило свидетелем, однако в последующем, в суде, отказывается подтвердить сделку. Последствие – лицо не сможет выступать в качестве свидетельства. Лицо утрачивает фактически jus commercii. Это лжесвидетельство.

2. Infamia. Бесчестие. Накладывается в результате увольнения из армии с позором; заключения второго брака, когда первый еще не расторгнут; проигрыш судебного процесса, связанного с недобросовестностью. Последствия: запрет быть опекуном или попечителем.

3. Turpitudo. Позор (профессия актера и т.д.). Занятие безнравственными промыслами. Последствия: ограничения в наследственных правах.

Правовое положение подвластных (детей, женщин, душевно больных и расточителей)

Правовое положение подвластных лиц. В древности власть отца была абсолютной над детьми (мог продать и т.д.). Личные права подвластных – сначала полное бесправие, затем появляются небольшие группы прав. Имущественные права: сначала все собственность детей – собственность paterfamilias. Когда ребенок причинил вред третьему лицу, то отвечал его отец по иску actio noxalis (иск из причинения вреда). Пекулий – имущество, выделяемое для пользования рабу (сыну также могло быть выделено имущество). В случае смерти paterfamilias жена переходит в дом к сыну (не становится самовластной). Иск из пекулия – actio de peculio, предъявлялся paterfamilias. Не зависит от владельца пекулия. Во времена Октавиана Августа был установлен следующий порядок: в случае поступления подвластного на военную службу дары, которые он получал при поступлении на нее, становились его собственностью. Жалование также входило в состав его собственного имущества (peculium castrense – военный пекулий). Военная служба связана с высокой степенью риска, в случае, если воин не оставляет завещания, - все его имущество передается paterfamilias. Квазипекулий – лица, которые поступили на военную службу, жалование оставляли себе (их полная личная собственность). В классический период и вознаграждение юристов считалось их собственность. Дети после смерти матери могли наследовать ее имущество. Основание возникновения patria potestas:

1) Рождение детей в римском браке.

2) Если он рожден не от рабыни, то власть отца на него распространяется.

3) Усыновление ребенка.

4) Жена сына (выйти замуж за подвластного).

Прекращение patria potestas:

1) Смерть paterfamilias.

2) Утрата свободы paterfamilias (попал в плен, за долги стал рабом).

3) Утрата римского гражданства.

4) Дочь выходит замуж (правда появляется тогда власть отца сына).

Впоследствии служба вообще освобождала из-под власти отца.

Институт эмансипации. Древнейший способ: фиктивная троекратная продажа. С течением времени процедура упрощена (рескрипт императора). Позже по уложению Юстиниана можно было выйти из-под власти отца по суду. В эпоху принципата – назначение на выборные должности (духовную или светскую).

Способность иметь права и обязанности – с рождения. Дееспособность же зависит от возраста. Было деление на лиц совершеннолетних и несовершеннолетних (puberes и impuberes). Дети до 7 лет – infantes. Они полностью недееспособны. Договоров не могли совершать. Infantes majores – мальчики от 7 до 14, девочки от 7 до 12. Сделки по приобретению имущества – без согласия родителей. По отчуждению имущества – только с согласия. Совершеннолетие – 12 и 14 лет для девочек и мальчиков соответственно. Претор защищает этих лиц. Претор мог произвести реституцию (restitutio in integrum). Чтобы сделки считались законными, таким лицам назначались попечители, кураторы, которые давали согласие на совершение сделки несовершеннолетним лицом. Т.о. эта группа стала именоваться puberes minores. Это лица от 14 до 25 лет (о мальчиках). С достижением 25 лет лицо становилось полноценным puberes. Женщины находились под опекой, сделки совершать не могли. В постклассический период это ограничение снято, но требовалось согласие на отчуждение. Опека связаны с мыслью, что женщины легкомысленны. Основание освобождения от ответственности в силу незнания закона: лица, не достигшие 25 лет, а также воины.

ВЫВОДЫ

 

Семейная власть имела монократический и патриархальный характер. Поначалу она была единой, так как распространялась на всех лиц (свободных и несвободных), а также на вещи. Довольно рано наступила, однако, дифференциация в зависимости от предмета властвования. Семейная власть была неотчуждаема и не передавалась по наследству. Основывалась на агнатической связи. Большая роль patria potestas удерживалась достаточно долго, несмотря на то, что, начиная с поздней республики, она все более ограничивалась, особенно в пользу когниционного родства. Это последнее победило окончательно лишь при Юстиниане. Большое значение имели первоначально роды. Их частноправовые функции становились все меньше и в I в. н. э. совершенно исчезли. Архаический характер семейной власти удерживался в Риме очень долго. Вначале существенными были семейные союзы, и лишь со временем возросло значение личности (человеческой индивидуальности). Отмеченный первичный характер римской семьи соответствовал древнему крестьянскому хозяйству, но не был полезен для развивающегося городского хозяйства.

Содержание patria potestas, в принципе, пожизненной для обеих сторон, было очень широким. Оно охватывало, в частности, ius vitae necisque (до Константина Великого) право оставления новорожденных, право продажи и (до IV в. н. э.) noxae deditio. Право регулировало, правда, в ограниченной мере возникновение, утрату и защиту отцовской власти, но мало вмешивалось в ее содержание. Собственно, лишь императоры выступили против определенных злоупотреблений pater familias. Только в юстиниановском праве patria potestas выполняла главным образом функцию охранительную и надзорную.

Относительно семейного имущества обязательным было правило его единства. Единственным носителем имущественных прав был pater familias. Дети семейства (вместе с uxor in manu) не имели поначалу никакой имущественной правоспособности и в связи с этим любое приобретение шло в пользу отца семейства. Затем постепенно приобретали они эту способность во все более широком размере, особенно в пост-классическую эпоху (peculium castrense, peculium quasi castrense). При Юстиниане дети семейства приобрели почти полную имущественную правоспособность. Исчезло существовавшее до той поры единство семейного имущества.

С течением времени возрастало значение кровного родства вне отцовской власти (например, при алиментных требованиях). Однако оно не было никогда слишком сильным. Внебрачные дети были лицами sui iuris. He существовало какого-либо законодательства заботящегося о них. Период домината выделил среди них группу детей от конкубината, называемых с тех пор как liberi naturales. По сравнению с другими внебрачными детьми их правовое положение было в определенном отношении лучшим, а в другом – худшим.

Брак считался больше отношением фактическим, нежели правовым. Его правовые последствия составляли, скорее всего, рефлекс отношения социального. Возникновение, продолжительность и прекращение брака не подвергались контролю со стороны государства. Очень рано римский брак приобрел гуманитарный, индивидуалистический и светский характер. Свидетельствует о том, прежде всего, его свободное заключение (путем неформального соглашения, согласно правилу: nuptias… consensus facit) и прекращение, даже по волеизъявлению одной из сторон. Последнее ограничивалось во времена домината под влиянием христианства. Отрицательным последствием этой концепции брака было значительное снижение численности детей уже в конце республики. Проявлением индивидуализма была так же имущественная раздельность при браке sine manu. Содействовал он также тому, что conventio in manu уже при принципате становилось в практике редкостью и в начале домината целиком выходит из употребления. Это был вместе с тем одним из симптомов постоянного улучшения правового положения женщины. Убедительным свидетельством этого процесса было постепенное ограничение tutela mulierum, которая при Константине Великом исчезла целиком. В постклассический период определенные категории женщин (мать и бабка) могли даже сами осуществлять опеку.

Опекунское право было урегулировано широко, хотя и сложным способом, не очень ясным и без органичного порядка. Не было практической потребности в опеке над женщинами. Негативно следует оценить исключение их из отправления tutela impuberum и попечительства. Происходили, однако, и полезные изменения. От идеи власти и интереса опекуна (либо куратора) центр тяжести все более перемещался на охранительную функцию в интересах подопечного. Устойчиво возрастал надзор (custos) государственной власти. Происходило сближение tutela impuberum и cura minorum. Исчезла tutela mulierum. Мать и бабушка были допущены к опеке. Развитое опекунское право было гуманитарным, либеральным и не имело бюрократического характера.

Много основных институтов и положений семейного права возникло в общественной практике и имело свой генезис в обычном праве. Относится это к таким основополагающим институтам, как брак, patria potestas или manus. Некоторые (например, adoptio и emancipatio) были творением юриспруденции, в частности, понтификов. Роль императорского законодательства была большей, нежели в других отраслях (кроме личного права), особенно в постклассическую эпоху. В принципе, однако это не было органически единым урегулированием, но более случайным. Реформы были единичны и не создавали тесного единства со всей системой семейного права.

Значение постклассического права было невелико. Эллинистическое и христианское влияние проявилось лишь в период домината. Первое было очевидным, например, при регулировании приданого (особенно возрастающего права жены), при donatio ante nuptias и ослаблении отцовской власти. Влияние христианства касалось прежде всего брачного права (главным образом – ограничения свободы развода), а также улучшения положения женщины.

В семейном праве как целостности можно было со временем заметить все обостряющееся противоречие правового регулирования и действительности. Относится это прежде всего к классическому периоду. В значительной мере это противоречие было смягчено в постклассическом праве, особенно юстиниановском.


 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения.- М.: 1989.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права, Л., 1974.

4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1948.

5. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1994.

6. Новицкий И.Б. Римское частное право. М., 1995.

7. Омельченко О.А. Основы римского права. М., 1994.

8. Перетерский И.С. Дигесты Юстиниана. М., 1956.

9. Савельев. В.А. Римское частное право. М., 1995.

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского. М., 1984.

11. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991.

12. Гражданский кодекс РФ. ч. 1. М., 1995.

13. Гражданское право / Под ред. Е.А.Суханова. т. 1. М., 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...