Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.2. Антропология И.Канта. Эмпирическая природа человека и его нравственная сущность.




Понимание сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Кант убеждён, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, но она может быть построена как точная наука. Истины этики должны быть необходимыми и всеобщими. Они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука.

Учение об автономии личности. Человек, по Канту, ‑ житель двух миров: чувственно воспринимаемого и умопостигаемого. Первый – это мир природы, второй – это мир свободы. Свобода – это независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами – природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой.

Законы практического разума – это нравственные законы. Нравственный поступок продиктован не расчётом, а неким внутренним чувством. Нравственное чувство это не просто склонность к добру, непосредственный порыв милосердия и сострадания, оно не может быть обусловлено ни расчётом, ни выгодой, ни стремлением к счастью или наслаждению. В качестве единственного внутреннего мотива нравственного поведения Кант признаёт только долг. Подобно другим способностям человека чувство долга является непознаваемым в своих истоках. Но нельзя отрицать разумного характера нравственного долженствования. Разве не разумно то, что нравственный долг повелевает любить друг друга? Разве не разумно его требование уважать себе подобных?

Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. Таким правилом может быть, например, «не брать в долг», которому следовал сам Кант. Но подобного рода правила не безусловны. Это правила благоразумия. Они зависят от характера человека, от обстоятельств его жизни и многого другого. Тем не менее, они выступают в качестве императивов, т. е. повелений. Условных императивов может быть бесконечное множество. Однако есть императив безусловный, т. е. правило, одинаково обязательное и приемлемое для всех людей, поэтому общеобязательное. Всеобщее правило поведения или категорический императив может быть построено так же, как правило математики, т. е. быть чисто формальным. Категорический императив столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят и мною, и другим человеком.

Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу. Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона или нравственного категорического императива, состоящего из трех частей:

1.  Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Данное правило не является изобретением Канта, он заимствует его из прошлого у многих философских систем, религий и традиций.

2. Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Вторая часть категорического императива, в отличие от первой, сформулирована впервые самим Кантом и означает: знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаёшь форму, характер взаимных отношений.

3. Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобою как цель и никогда как средство.

Третья часть также является «завещанием» Канта потомкам. С его точки зрения, человек не может быть принесён в жертву ни так называемому «общему благу», ни светлому будущему, ни чему-либо ещё. Высшим мерилом отношений между людьми является не чистая полезность, а значимость каждой личности.

Двойственная природа человека обусловлена его биологической природой (человек – явление) и духовной сущностью (человек – вещь в себе). Как явление человек должен подчиняться законам природы, его поступки не свободны, а необходимы, причинно обусловлены. Поведение же человека как вещи в себе не подчиненно закону причинности, свободно от законов природы и происходит в соответствии с категорическим императивом. Следовательно, категорический императив предполагает существование сверхчувственного миропорядка, мира «вещей в себе» и признания наличия в нем бессмертия души, свободы поведения человека как нравственного существа, независимо от законов природы. Свобода может быть достигнута лишь в этом сверхчувственном мире. Категорический императив предполагает наличие Бога, так как только он, по Канту, может устранить противоречие между телесной, подчиняющейся необходимости природой человека и категорическим требованием нравственного закона, противоречия между необходимостью и свободою. На Земле человек не может быть абсолютно свободным, ибо как биологическое существо он подчиняется законам природы. Абсолютная свобода приходит после смерти, в другом мире, когда человек избавляется от своей «кожаной одежды». Но эта полная свобода человека (рай) может прийти лишь тогда, когда он и на земле старался следовать категорическому императиву. Бог выступает в качестве высшего судьи, оценивающего поступки человека на земле. Зная это, человек стремится на земле жить нравственно. Бог должен быть, ибо «если бы его не было, то всё позволено» (Ф. М. Достоевский). Вот кантовское доказательство бытия Бога.

Как личность Кант был достаточно необычным человеком. На заре карьеры и позже, став знаменитым профессором и ректором университета, он всегда устраивал обеды в сообществе разных собеседников с целью обмена мнениями по интересующим вопросам. Поэтому несмотря на то, что в течении жизни Кант не выезжал за пределы Пруссии, он обладал разносторонними представлениями о том, как живут другие народы. Педантичная традиция прогуливаться строго в определенное время по одному и тому же маршруту, которой он не изменял даже в преклонном возрасте, стала настолько знаменита, что горожане Кенигсберга (сейчас Калининград) повстречав прогуливающегося Канта, сверяли правильно ли идут их карманные часы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...