Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Спартанцы не убивали младенцев




Спартанцы не убивали младенцев

 

Недавно учеными был развенчан один из мифов о Древней Спарте: они пришли к выводу, что кровожадный обычай спартанцев убивать слабых и уродливых детей – выдумка.

С давних времен Древней Спарте, городу‑ государству на территории современной Греции, приписывался кровожадный обычай – сбрасывать со скалы слабых или ущербных младенцев. Якобы это делалось ради того, чтобы «сыны отечества» вырастали сильными воинами, способными постоять за родину. Еще Плутарх в I веке н. э. писал, что сразу после появления на свет мальчиков несли на край пропасти, где долго и тщательно осматривали. Если малыш имел болезненный вид или какой‑ то дефект во внешности, его бросали в пропасть.

Но современные исследователи решительно опровергли этот постулат. На протяжении пяти лет греческие антропологи изучали фрагменты человеческих костей, датируемые V и VI веками до н. э. и извлеченные из ущелья Апофеты – куда, согласно преданиям, и бросали несчастных новорожденных. Анализ показал: останки принадлежали 46 мужчинам, в возрасте от 18 до 35 лет. По мнению специалистов, они могли принадлежать либо казненным таким образом преступникам, либо герою Мессении Аристомену и его воинам, отряд которых спартанцы разбили в сражении во время 2‑ й Мессенской войны – все они, согласно древним источникам, были сброшены победителями со скалы.

 

Эти странные спартанцы

 

Спартанское государство располагалось в южной части греческого полуострова Пелопоннес, а его политический центр находился в области Лакония. Государство спартанцев в древности именовалось Лакедемон, а Спартой звалась группа из четырех (позднее – пяти) поселений на правом берегу реки Эврот. Спарту не зря считают самым странным государством Древней Эллады: такая репутация прочно закрепилась за ней еще у древних греков. Одни смотрели на Спартанское государство с восхищением, другие же считали царившие в нем порядки аморальными. Однако именно Спарта, военизированная, закрытая и законопослушная, стала образцом идеального государства, придуманного Платоном, уроженцем демократических Афин – вечного соперника Спарты.

Спарта не всегда была «странным государством»: примерно до VI века до н. э. спартанцы, скорее всего, не слишком отличались от остальных греков. Так, в VII и VI веках до н. э. в их обиходе использовались красивые и дорогие вещи, и в целом изделия местного ремесленного производства отличались высоким качеством. Но уже после VI века до н. э. многие ремесла в Спарте исчезают, а уровень материальной культуры стремительно падает. Тяга к красивым вещам с тех пор стала считаться неприличной для спартанца – так гласили законы царя Ликурга. В легендарной фигуре законодателя жители Лаконии видели основателя спартанской государственности, связывая с его именем едва ли не все особенности своей общественной жизни и быта. Законы спартанцев являли собой рациональное, логически выстроенное целое. Законы Ликурга решительно пресекали возможности имущественного расслоения спартанского общества, ведь это могло поколебать его единство. Спартанцам воспрещалось любое другое занятие, кроме военного дела. Они не только не могли заниматься никаким производительным трудом, но даже не имели права сходить на рынок: за них трудились другие.

Об «экономических рычагах» борьбы Ликурга с неравенством среди спартанцев Плутарх сообщает так: «Прежде всего он изъял из обращения все золотые и серебряные монеты, приказав употреблять одни железные. При малой стоимости железная монета занимала столько места, что для сбережения дома десяти мин нужно было строить большую кладовую и перевозить деньги на телеге. Благодаря такой монете в Спарте исчезло много преступлений: кто решился бы воровать, брать взятку, отнимать деньги другого или грабить, если нельзя было даже спрятать свою добычу?! Затем Ликург изгнал из Спарты все бесполезные, лишние ремесла. Впрочем, если бы даже он не изгонял их, большая часть из них все равно исчезла бы сама собой вместе с введением новой монеты. Ведь железные деньги не имели хождения в других греческих государствах; за них ничего не давали и смеялись над ними, вследствие чего на них нельзя было купить ни заграничных товаров, ни предметов роскоши. По той же причине чужеземные корабли не заходили в спартанские гавани. В Спарту не являлись ни ораторы, ни содержатели гетер, ни мастера золотых и серебряных дел – там не было денег. Таким образом роскошь исчезла сама собой. Ремесленники, делавшие прежде предметы роскоши, должны были с тех пор употреблять свой талант на изготовление предметов первой необходимости».

С середины VIII века до н. э. Спарта, подобно другим греческим государствам, была вынуждена решать проблемы, вызванные нехваткой земель. Остальные греки колонизировали территории за морем, но спартанцы пошли другим путем: они взялись за своих ближайших соседей – мессенцев, завоевание которых приостановило земельный кризис в Спарте, но зато принесло другие проблемы. Покоренные мессенцы стали теми самыми илотами – спартанскими рабами. Илот, в отличие от обычного раба, не лишался земли, скота и инвентаря и не являлся «говорящим орудием». Более того, илоты имели семьи и вели самостоятельное хозяйство, отдавая спартанской общине лишь установленную подать. Оставшиеся после выплаты продукты илоты могли использовать по своему усмотрению и даже продавать. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела илотов. Однако при этом и сами илоты, и их земля являлись собственностью всего Спартанского государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...