Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Глава 7. Учение о бытии. 7. 1. Понятие бытия и его формы.




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что отличает классическую и неклассическую философию? Назовите социальные предпосылки появления неклассической философии.

2. В чем заключается «бунт против разума» в современной философии? Какова причина отказа от принципов классического рационализма? Назовите основные черты иррационалистической философии.

3. Дайте характеристику «философии жизни». Как понимал человека и мир Артур Шопенгауер?

4. Что означает основное понятие философии Ницше «воля к власти»? Как объяснял причины кризиса культуры Ницше? Какую «переоценку ценностей» предпринял Ф. Ницше?

 5. Назовите основных представителей философии экзистенциализма. Как понимается человек в философии экзистенциализма? Как поставлена здесь проблема свободы?

6. В чем заключаются особенности позитивистского направления в философии? Назовите основные этапы развития позитивизма и основных представителей каждого из этапов.

7. Дайте общую характеристику современной “философии науки”: неопозитивизму и постпозитивизму.

8. Раскройте суть и роль основного принципа неопозитивизма – принципа верификации. Что отличает принцип фальсификации К. Поппера?

9. Каковы истоки формирования герменевтики?

10. Какие основные характеристики постмодернизма?

 

 

Глава 7. УЧЕНИЕ О БЫТИИ

7. 1. Понятие бытия и его формы.

Учение о бытии – онтология изучает мир в целом, вселенную, универсум. Мир предстает перед нами как совокупность вещей и существ. Все это когда-то возникает, существует какое-то время, после чего исчезает. Помимо преходящих вещей и существ есть нечто непреходящее, вечное, мир в целом, то, что в философии называют бытие. Бытие - это самое широкое и предельное понятие, охватывающее физические события, вещи, объекты, а также телесные и психические события, духовные акты. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через существование. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.

Учение о бытии, начиная с античных времен составляет по выражению Аристотеля «первую философию». «Бытие» может быть синонимом слов «существование», «существующее», «сущее», «сущность», «субстанция». Впервые термин «бытие» в философию ввёл античный философ Парменид. Представители элейской школы (VI-V вв. до н. э. ) считали, что бытие представляет собой вечное, неизменное, всегда равное самому себе существование. Небытие – это ничто, пустота или хаос. Бытие есть, а небытия нет, и «... мыслить – то же, что быть... », - пишет Парменид в своей поэме «О природе». Бытие, согласно Пармениду, едино, неподвижно и вечно. Таким образом элеаты противопоставляли бытие как истинное чувственному изменяемому миру как иллюзии, который не может быть предметом подлинного знания. В понятии бытия элеатов содержится три важных утверждения: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неподвижно и вечно; 3) бытие можно познать, а небытие не возможно. Эти тезисы по-разному трактовались в других философских школах Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем, Плотином. На вопрос, что же, собственно существует античная философия дает разные ответы: бытие есть объект, бытие есть мышление (логос), бытие есть субъект.

В средневековой философии Аврелия Августина бытие связано со Святым Писанием, в котором описано как Бог вещает Моисею: «Аз есмь Сущий». Обладая бытием, Бог дал его тем, кого сотворил из ничего, но одним даровал больше, другим меньше и таким образом распределил природы существ. Бытие Августина это Благо, высшее добро, Бог и есть добро как таковое. Бытию не может быть противоположна никакая другая сущность, но только небытие; следовательно, небытие – это зло. Сотворенные Богом вещи, согласно Августину, причастны бытию, но не суть бытие, поскольку могут его утратить, а Бытие само по себе неустранимо. Применительно к догмату о Троице, Бытие – это Отец; Сын – это Логос, знание; Святой Дух – это любовь. Происходит соединение трех концепций бытия и философия средневековья дает ответ, что бытие есть единое, или Бог.

В Новое Время и эпоху Просвещения наряду с критикой метафизики бытие стали отождествлять с природой, а учение о бытии с онтологией. Так, по Декарту, бытие-субстанция является причиной самой себя (causasui), от нее производны мыслящая и протяженная, две субстанции. Согласно Декартовскому тезису «мыслю, следовательно, существую» мышление оказывается причиной существования. Вторая субстанция – протяженная, не оказывает на мышление учреждающего воздействия, обе субстанции имеют равнозначную ценность для бытия. Позднее И. Кант полагал, что признаки субстанции, считавшиеся ранее её характеристиками, а именно протяженность, движение и другие – в действительности приписываются ей трансцендентальным субъектом, априорные формы чувственности и рассудка которого конституируют мир его эмпирического опыта. Таким образом декартовская протяженная субстанция по Канту лишь феномен, явление. Благо по Канту перестает отождествляться с бытием, поскольку благо это то, что должно быть, а не то что есть на самом деле. Такой же позиции, когда познающий субъект ставится на место бытия, придерживаются последователи мистического пантеизма – Фихте и Гегель. У Фихте это трансцендентальное Я, а у Гегеля бытие есть чистая мысль. Гегелевский панлогизм Гегеля осуществляется путем превращения бытия в простую абстракцию.

Бытие – это основа и первоначало мира, его вечная субстанция. Субстанцией в философии называют то, что не нуждается ни в чем для своего существования. Субстанции принадлежат акциденции, которые существуют не самостоятельно. Это, например, свойства, состояния, отношения и действия, иначе говоря все, что существует внутри целого мира.

Классическое учение о бытии основано на рассуждении, суть которого сводится к тому, что из мыслей о каком-либо объекте следует вывод об основных свойствах объекта. В этом случае единственная реальность, которая является достоверно определенной, выступает как реальность наших собственных ментальных переживаний. И на основании обнаружения в нашем сознании логических или чувственных образов делается заключение о внешней реальности. При этом данная внешняя реальность может рассматриваться как чисто идеальной и как чисто материальной. В ХХ в. формируется новая онтология, которая существенно отличается от классической. В центре новой онтологии находится уже не субстанциональное бытие (вещественное), а находится бытие-процесс, который большинством философов интерпретируется как жизнь. Такой подход начинает ярко проявляться в работах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

 Онтологическое понимание жизни предполагает, что жизнь всегда индивидуальна, она неразрывно связана с рефлексией, т. е. рассуждающее отношение к нашей жизни, мир нашей жизни – это, в первую очередь, то, что нас интересует. В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии, прежде всего, как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея, например, подлинное бытие — целостная жизнь. М. Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами, которые в числе прочих возможностей бытия имеют возможность вопрошания: кто мы и зачем, в чем смысл нашего бытия? Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь сам есть наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Объективное бытие и Я – бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно самозабвению.

В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии — сознание временности, постоянный страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Совершенно иначе поворачивается соотношение бытия и небытия: они совмещаются с проблемами этическими, с моральным выбором на грани жизни и смерти, который должен делать человек. В этом аспекте наше время мощно вернуло нас к фундаментальным философским вопросам, которые не решит «объективная» наука: сколько угодно скрупулезное описание физических процессов и причин, их вызывающих, не раскрывает суть трагизма человеческого существования.

 «Бытие» как исходная интегральная характеристика мира слишком абстрактное, бедное понятие, оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только в контексте других категорий философии, в поиске ответов на такие вопросы: «Обладает ли мир в своем существовании единством, и что является основой этого единства? Является ли мир в своём существе неизменным или он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своём развитии, подчиняется ли он каким-либо законам или он изменяется и развивается совершенно произвольным образом? »

Бытие есть единство форм и способов существования. Можно выделить четыре формы бытия: материальное бытие, идеальное бытие, духовное бытие, бытие человека. По способу существования бытие разделяется на два мира или две реальности: мир физических состояний, или материальный природный мир и мир психических состоянии, внутренний мир человека. Первый (как мир) существует объективно, независимо от воли и сознания людей, второй – зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Человек имеет специфическое бытие, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: к природному как его органическая часть и к миру сознания, психическому миру. Способ бытия человека в физическом мире определяется его принадлежностью к психическому миру и наоборот.

Своеобразием отличается и бытие вещей, создаваемых человеком. Весь мир материальной культуры принадлежит к объективному миру, но в то же время все продукты человеческой деятельности в своем происхождении, существовании и способе функционирования опосредованы человеческим духом, сознанием. Эта «вторая природа», создаваемая человеком, отличается от способа бытия «первой» природы.

Двояким существованием характеризуется и духовный мир человека. Его можно подразделить на субъективный и объективней дух. Субъективный дух – это внутренний, психический мир человека. Совместная деятельность порождает объективное или интерсубъективное духовное, т. е. такие духовные образования, которые являются достоянием духовной культуры общества (наука, религия, искусство, язык и т. д. ). Своеобразный способ существования имеет человеческое общество. Здесь теснейшим образом переплетаются материальное и идеальное, первая и вторая природа, объективный и субъективный дух.

Имеются разные уровни бытия. Эти уровни – существование в возможности ( потенциальное бытие) и существование в действительности ( актуальное бытие ). Многообразные формы бытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Такое понимание бытия выражается категорией «мир». Мир (мироздание, универсум ) есть единая, целостная, завершенная совокупность всевозможных форм бытия. В понятии «мир» мыслится и то, что познано, и то, что еще неизвестно. В этом смысле «мир» является предметом только философского познания, осуществляющегося в рамках определенной философской системы.

Бытие имеет много разных аспектов. Так как бытие предельно широкое понятие, то ему противоположным является Ничто. Бытие выступает как Не-Ничто, как Нечто. Нечто означает любую определенность, в противопоставлении с Ничто, которое означает полное небытие, отсутствие чего бы то ни было. Другой аспект связан с выражением бытия по его отношению к сознанию. Это означает, что бытие есть Нечто, которое не зависит от сознания, но определенным образом с ним связанное. Сознание есть субъективное начало и Бытие проявляет себя как выходящее за пределы субъективного, как интерсубъективное. В этом случае Бытие являет себя как объективное начало. Третий аспект исходит из выделения существенных свойств, каким обладает Бытие: пространство, время, движение, материя и т. д. В соотношении со своими свойствами (атрибутами) Бытие выступает как носитель этих свойств, как некоторое единое начало.

Можно выделить четыре обобщенные точки зрения на проблему бытия.

1. Материализм – учение, которое доказывает, что бытие является свойством материи. Мир материалиста – это множество материальных тел, составляющих единственную реальность.

2. Субъективный идеализм – это учение, которое полагает, что бытие равно сознанию. Реальность субъективного идеалиста состоит из мыслей, чувств и переживаний человека. Телесная оболочка человека для субъективного идеалиста – это инструмент души.

3. Объективный идеализм видит в качестве истинной реальности метафизическую (надприродную, сверхфизическую) Идею, Мировой Разум. В идеальном мире есть трансцендентные совершенные образцы, а материальный мир является копией, подобием, в которых несовершенные вещи множатся, тиражируются в пространстве и времени.

4. Мистический реализм утверждает, что бытием является абсолют. Мистики считают мир порождением Бога, а человека его образом и подобием. Свои убеждения религиозные философы обосновывают мистическим опытом и священными текстами определенной конфессии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...