Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы психофизиологические и познавательные особенности ранней взрослости?




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 11

ТЕМА: «Ранняя взрослость»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 11

Тема: «Ранняя взрослость».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о ранней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

1. 4 Место проведения лабораторного занятия учебная комната

2. Оснащение занятия -

3. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация

Основные понятия: личные обстоятельства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональ­ный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, тендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сго­рание на работе.

Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет).

Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни че­ловека - его опытом, родом занятий, установками и т.д. Не все взрос­лые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по еди­ному образцу.

В теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представ­ленном в соавторстве с Г.А.Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в систе­ме общественных деятельностей; творчество в системе эк­зистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кри­зис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития, момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодей­ствия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории).

Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративное.

Близость выражается через установление интимных отношений. Со­гласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: интимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения.

Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выхо­дом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и нега­тивных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека.

Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, ак­центируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и спо­собностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этан со­хранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периоди­зацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приоб­ретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального нуги являются: идентификация с работником, приобретение основных тру­довых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретнойпрофессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.

Дня успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ран­них этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым работникам в приоб­ретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соот­ветствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адап­тироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служеб­ной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей -од­на из главных проблем ранней взрослости.

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установлен­ных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к суп­ружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и социальной ответст­венности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отли­чие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возрас­та в виде основного вопроса - генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Лэк рас­ширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, вклю­чив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне соци­ального против сексуального начала в человеческих отношениях; эмоцио­нальная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.

Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни понимают, что большинство из них связаны обязательствами перед работой и перед семьей, и должны научиться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В туннельной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возможность выбора женщин средних лет.

Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по отношению к детям, которые становятся независимыми и взрослыми. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределе­ние отношении с ними.

В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце средне­го возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей уве­личивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей.

Средний возраст является также периодом профессиональной преем­ственности и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Перемены в профессиональной жизни могут, вы­звать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если че­ловек вынужден изменить род занятий под давлением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь выйти на рынок труда.

Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им большие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгорание на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии которых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описания того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели.

Вопросы по теме.

- решение ситуационных заданий по теме

Задание 1. Из письма: «Чтобы забыть одну любовную неудачу, я начинаю «крутить» с другим. Если вижу, что и этот мне не подходит, прыгаю в постель к следующему, иногда мне кажется, что я живу полноценной интересной жизнью, а иногда - что скатываюсь вниз... Не понимаю, зачем мне это. Может мной движет неуемная жажда приключений?»

Проанализируйте письмо. В чем заключается описанная проблема, и почему она 'возникла? Предположите, в какой мере автор письма решает возрастные задачи развития. Каковы варианты дальнейшего

развития событий? Как при этом может меняться внутренний лтр девушки? Каковы пути разрешения выделенной проблемы?

Задание 2. Из письма: «Мы с мужем живем отдельно, но моя мама постоянно бывает у нас, помогает мне убирать, готовить, приезжает просто поболтать. Мужа начало раздражать, что она почти поселилась у нас. Но как я могу сказать ей: «Убирайся!» У нас с мужем вечные споры по этому поводу. Что мне делать? (Г.Р., 22 года)».

? Дайте психологический анализ ситуации. Насколько она типична и почему возникает? Как разрешить описанную ситуацию? С какими возрастными задачами связано позитивное разрешение данной ситуации?

Задание 3. Из письма: «Недавно я родила сына. Роды были тяжелыми, но сейчас мы дома, и вроде бы все в порядке: обычные заботы молодой мамы. Отчего-то на меня напала апатия, ничего не хочется делать, ничто меня не радует. Что со мной происходит?»

- Дайте психологический анализ ситуации. Какое состояние описано? Почему оно возникает? Как помочь молодой маме?

Задание 4. Какое отношение к любви является адекватным, а какое - нет? Роль в близких отношениях можно определить, анализируя представления о любви. Выразите в баллах степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями. В шкале оценок «О» баллов соответствует значению «никогда», «10» баллов - значению «всегда».

Любовь -это...

...нежное и трогательное чувство. 0 1                  
...нечто дарованное свыше. 0 1                  
...исключительно сексуальное влечение. 0 1                  
...выдумки сентиментальных идеалистов. 0 1                  
...ловушка Природы для продления человеческого рода. 0 1                  
...добровольное самоотречение ради другого. 0 1                  
...всепоглощающая страсть. 0 1                  
... мистическое наваждение. 0 1                  
...искусство, которым овладевают всю жизнь. 0 1               9. ю

Тестовые задания.

001.ГРАНИЦЫ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ:

 

1) 18 – 20 лет

2) 20 – 40 лет

3) 40 – 60 лет

4) 60 лет и старше

 

002.В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ НАБЛЮДАЕТСЯ НОРМАТИВНЫЙ КРИЗИС В РАМКАХ:

 

1) 20 – 22 лет

2) 30 – 33 лет

3) 40 – 44 лет

4) 50 – 54 лет

 

003.ГЛАВНЫМИ ЗАДАЧАМИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ:

 

1) Самоопределение, создание семьи

2) Обретение состояния мудрости

3) Успешность трудовой деятельности

4) Все варианты ответов верны

 

004.В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ развиваются:

 

1) Равномерно

2) Быстро

3) Неравномерно

4) Медленно

 

005.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОХОДИТ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С:

 

1) Формированием личности

2) Трансформации личности

3) Становление личности

4) Все ответы верны

 

Ситуационные задачи

КАКОВЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ?

ОТВЕТ. Ранняя взрослость охватывает период жизни человека от 20 до 40 лет. Структура психофизиологического развития взрослых со­четает в себе периоды подъемов, спадов и стабилизации функций. К 25 годам отмечается сенсорный оптимум — зрительная, слу­ховая, кинестетическая чувствительность достигают своего мак­симального развития. Показатель объема поля зрения приобре­тает свое максимальное значение в 20—29 лет.

Возрастная изменчивость чувствительности зависит от про­фессиональной деятельности человека. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 19 до 33 лет, а после 34 лет начинают постепенно снижаться. Устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяются незначительно. В 18—30 лет отмечают наиболее высокие показатели кратко­временной вербальной памяти, а период снижения — в возрасте 33—34 лет. Долговременная вербальная память наибольшим по­стоянством характеризуется в возрасте от 18 до 35 лет и снижением уровня развития от 36 до 40 лет. В свою очередь, образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям.

Возрастные изменения памяти менее заметны, если заучива­ние и постоянная упражняемость памяти являются одним из компонентов трудовой деятельности человека. В период ранней взрослости мышление отличается более гиб­кими переходами во взаимосвязях образных, логических и дей­ственных компонентов. Одной из основных характеристик взрослых людей периода от 20 до 40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интегра­ции различных видов мышления.

На протяжении от 20 до 40 лет наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления: практическое мышление имеет самые высокие показатели развития в возрасте 31—32 и 34—35 лет; оптимумы в развитии теоретического мышления обнаруже­ны в возрасте 20, 23, 25 и 32 лет; оптимумы в развитии образного мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет. К 30 годам значительно возрастают возможности речемысли- тельной деятельности человека, когда характерным является ис­пользование в речи сложносоставных предложений. Развитие интеллекта определяется двумя факторами: внутрен­ним и внешним. Внутренним фактором является одаренность, у более одаренных людей интеллектуальный процесс является более длительным. Внешним фактором является образование, которое противостоит старению и затормаживает процесс угаса­ния активности психических функций.

Вербальная функция интеллекта — функция, которая связана с оперированием словами, с возможностью получения и анализа речевой информации, понимания смысла слов, в периоде от 20 до 35 лет продолжает свое развитие. Невербальная функция интеллекта — функция, связанная с восприятием, оценкой и оперирование образами, достигает оп­тимума развития в 30—35 лет. В дальнейшем развитие невербаль­ного интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Формирование устойчивой положительной эмоциональной связи, установление приносящих взаимное удовлетворение тес­ных взаимоотношений с другим человеком и достижение эмоцио­нально-когнитивного единства представлений о самом себе, сво­ем месте в мире, в системе межличностных отношений являются главными проблемами в период ранней взрослости, требующими своего разрешения. В период ранней взрослости человек пере­живает новый комплекс эмоций, среди которых — эмоции роди­тельских отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...