Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 17

ТЕМА: «Развитие личности в условиях депривации и особых условиях»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 17

Тема: «Развитие личности в условиях депривации и особых условиях».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о развитии личности в условиях депривации и особых условиях, понимания специфичности и уникальности развития личности в условиях депривации и особых условиях.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

· Место проведения лабораторного занятия учебная комната

· Оснащение занятия -

· Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация

Основные понятия: психическая депривация, формы психической депривации, депривация стимульная (сенсорная), депривация значений (когнитивная), депривация эмоционального отношения (эмоциональная), депривация идентичности (социальная), внешние условия депривации, внутренние условия депривации.

Психическая депривация - это психическое состояние, воз­никающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного вре­мени. В психологии существует несколько теорий психической деприва­ции. Под понятием «психическая депривация» подразумеваются различ­ные неблагоприятные, влияния, которые встречаются в жизненных си­туациях.

Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера. Чаще всего выделяют четыре формы психической депривации, которые в жизни существуют совместно, и которые можно изолированно выявить лишь в эксперименте:

Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.

Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая ха­отичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне

Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): не достаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.

Депривация идентичности (социальная): ограниченная возмож­ность для усвоения самостоятельной социальной роли.

К внешним условиям депривации относятся: нахождение в за­крытых учреждениях, семейное неблагополучие, экстремальные жиз­ненные ситуации.

К внутренним условиям депривации относятся: различия по полу, конституциональные различия, патологические различия, сен­сорные нарушения, двигательные нарушения, расстройства интегра­ции психических функций.

Вопросы по теме.

Дискуссии на темы:

1. Внешние и внутренние условия депривации.

2. Характеристика экстремальных условий.

Тесты

Ситуационные задачи

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

- Психологические проблемы депривированных детей.

- Особенности взаимодействия со сверстниками.

- Психологические особенности межличностных отношений депривированных во взрослом возрасте.

11. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная

1. Абрамова, Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст] / Г. С. Абрамова. - М., 1999.

2. Александрова, М. Д. Проблемы социальной и психологической психологии [Текст] / М. Д. Александрова. - Л., 1974.

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб., 2000. С. 826-918.

- дополнительная

4. Лангмеер, И. Психическая депривация в детском возрасте [Текст] / И. Лангмеер, 3. Матейчик. - Прага, 1984.

5. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в дет­ском возрасте [Текст] / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003.

6. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. - М., 1990.

7. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. -М.,1987.

8. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст] / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

9. Юн, Г. Дети с отклонениями: Родители о своих детях [Текст] / Г. Юн. - Кишинев, 1987. - электронные ресурсы.

10. БД «MedArt»

11. БД «Медицина»

12. ЭК КрасГМУ

13. Электронная база психологических текстов: http://www.hpsy.ru

14. Электронная база психологических текстов: http://www.anthropology.ru

15. Электронная база психологических текстов: http://www.antropolog.ru

16. Электронная база психологических текстов: http://www.philosophy.ru

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...