Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежные доходы и заработная плата




Таблица 23

Динамика показателей уровня жизни населения[53]

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год[54] Российская Федерация 2011 год[55]
Среднедушевые доходы населения, рублей 27109,6 32871,9 31657,9 31258,4 30868,7 20712,7
Реальные располагаемые доходы населения, в процентах 112,6 109,7 87,8 89,7 90,4 100,8
Среднемесячная заработная плата, рублей 32227,9 37412,0 38 386,6 41 314,6 46 424,3 23693,1
Темп роста заработной платы, в процентах 120,1 116,1 102,6 107,6 112,3 113,0
Реальная заработная плата, в процентах 110,2 105,0 92,7 99,4 104,3 104,2
Бюджет прожиточного минимума, рублей 6011,0 7193,0 8 017,0 8 626,0 9 242,8 6 287,0[56]
Соотношение среднемесячной заработной платы к бюджету прожиточного минимума, раз 5,4 5,2 4,8 4,8 4,7 3,8
Средний размер дохода пенсионера, рублей х х 9 864,9 11 860,5 12 990,3 8 176,0
Реальный размер дохода пенсионера, в процентах х х 121,3 111,3 102,5 101,1
Бюджет прожиточного минимума пенсионера, рублей 4821,5 5985,0 6 517,3 7 021,8 7 550,0 4 961,0
Соотношение среднего дохода пенсионера к бюджету прожиточного минимума пенсионера, в процентах х х 151,4 168,9 172,1 164,8

По предварительной оценке по итогам 2011 года среднедушевые денежные доходы населения за 2011 год составили 30 922,7 рубля, снизившись на 1,6 % к уровню 2010 года, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения (скорректированные на уровень инфляции) составили 90,4 % (по Российской Федерации – 100,8 %).

На снижение реальных располагаемых доходов населения по итогам 2011 года повлияло:

– недостаточный рост уровня заработной платы;

– падение доходов от собственности (в 6 раз к уровню 2010 года), от продажи иностранной валюты (72,7 % к уровню 2010 года).

– уменьшение числа лиц, осуществляющих работу по совместительству, по договорам гражданско–правового характера на 1%, при этом по видам деятельности основной отток произошел по организациям топливно–энергетического комплекса на 20 %;

– снижение дохода, полученного населением по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности организации более чем на 50 %;

увеличение на работающего нагрузки по содержанию семьи, в связи с положительным сальдо естественного прироста.

Кроме этого косвенно на снижение темпов уровня доходов населения повлияли следующие факторы:

высокий уровень жизни в Югре, среднедушевые доходы населения автономного округа обеспечивают три бюджета прожиточного минимума, что позволяет сделать выбор в пользу ведения домашнего хозяйства;

постепенное снижение коэффициента совмещения ставок у работников бюджетной сферы, в связи с планомерным повышением уровня заработной платы;

В Югре сложилась тенденция устойчивого роста потребительских и ипотечных кредитов, по числу которых автономный округ занимает 7 место, а по их объему 4 место среди субъектов Российской Федерации[57]. В связи с этим в 2011 году было зафиксировано увеличение более 10% на платежи по займам в связи с ускорением кредитования физических лиц. Такая ситуация существенно влияет на один из основных показателей благосостояния населения автономного округа – “среднедушевые денежные доходы населения”. В соответствии с методикой Росстата по расчету этого показателя из суммы совокупного дохода вычитается сумма обязательных платежей (в том числе кредитов), которые население вносит в отчетном периоде. При этом оживление потребительского кредитования, повлияло на успехи торговли. Впервые с момента начала кризиса в автономном округе индекс физического объема розничной торговли превысил уровень предыдущего года и составил 100,8 %.

В то же время в номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения округа на протяжении ряда лет остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (за 2011 год – 4 место по Российской Федерации после Ямало–Ненецкого, Ненецкого и Чукотского автономных округов)[58].

Принципиальным результатом 2011 года является достижение темпа роста реальной заработной платы на уровне 104,3 %. Годом ранее Югра входила по этому показателю в группу аутсайдеров среди субъектов Российской Федерации с показателем в 99,4 %, при среднероссийском 105,2 %.

Таблица 24

Динамика заработной платы работников[59]

рублей

Показатель 2007 год 2008 год год год год
Среднемесячная заработная плата работников, всего по округу 32227,9 37412,0 38 386,6 41 314,6 46 424,3
в том числе по видам деятельности:
добыча полезных ископаемых 47696,9 52660,4 55206,6 58941,5 64 655,1
производство нефтепродуктов 50137,3 64029,1 69699,1 76628,4 82 717,8
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 18387,4 20634,2 22430,0 23408,9 26 131,7
деятельность предприятий общественного питания х х 15 328,0 15 227,4 14 721,8
Среднемесячная заработная плата работников, по экономике региона, всего по округу, рублей 34694,6 39621,4 42076,7 44810,0   49657,1  
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы,в том числе: х х 25 924,0 26 876,5 32 370,4
Здравоохранение и предоставление социальных услуг, в том числе: х х 27 802,3 28 720,0 34 348,4
врачебный персонал[60] х х 45 185,0 51 665,0 59 052,0
средний медицинский персонал х х 26 697,0 29 857,0 34 395,0
младший обслуживающий персонал х х 14 257,0 16 517,0 20 201,0
прочий персонал х х 21 682,0 25 865,0 29 431,0
Образование: х х 24 821,2 25 490,0 30 840,8
Учителя х х 33 955,0 35 063,0 41 500,0
воспитатели детских дошкольных учреждений[61] х х 18 875,0 19637,0 25 103,0
Деятельность учреждений культуры и спорта х х 22 058,4 22 060,0 29 413,0

 

Улучшению ситуации на рынке труда способствовала политика, проводимая Правительством автономного округа в социальной сфере.

В целях повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда с 9 415 рублей в 2011 году на 8,9 % до 10 250 рублей был увеличен минимальный размер оплаты труда.

Завершен переход на новую систему оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях Ханты–Мансийского автономного округа – Югры, на реализацию которого расходы по фонду оплаты труда государственных и муниципальных учреждений автономного округа с 1 декабря 2010 года увеличены на 20 %.

С 1 сентября 2011 года в автономном округе на 7 % вновь увеличены расходы, направляемые на фонд оплаты труда государственных и муниципальных учреждений автономного округа.

Кроме того, на 18 % увеличен фонд оплаты труда в отношении отдельных категорий работников, в том числе учителей, работников дошкольных образовательных учреждений, педагогических работников образовательных учреждений для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, медицинского персонала общеобразовательных и дошкольных учреждений, а также музейных и библиотечных работников. В результате оплата труда перечисленных категорий работников с 1 сентября 2011 года в среднем увеличилась на 25 %.

В 2011 году на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы из консолидированного бюджета автономного округа направлено 2,4 млрд. рублей.

 

Пенсионное обеспечение

 

Численность получателей пенсий в автономном округе в 2011 году составила около 350 тыс. человек или 22,0 % от общей численности постоянного населения автономного округа.

В целях увеличения уровня доходов граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение, в 2011 году были предприняты меры как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Правительства автономного округа.

Государственные пенсии проиндексированы: 1 февраля на 8,8 %; 1 апреля на 10,27 %.

На 1 января 2012 года число получателей дополнительной пенсии из бюджета автономного округа составляло 179,5 тыс. человек.

Индексация дополнительной пенсии из бюджета автономного округа в 2011 году прошла: в марте на 7 %; в сентябре на 10 %.

В результате средний размер доплаты составил 1010,9 рублей (2010 год – 844 рубля).

В 2011 году в результате принятых Правительством автономного округа мер по государственному стимулированию развития дополнительного пенсионного обеспечения законом Ханты–Мансийского автономного округа – Югры от 6 июля 2011 года № 63–оз “О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечении отдельных категорий граждан в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре” установлена доплата из бюджета автономного округа гражданам, в пользу которых работодатель вносит пенсионные взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Занятость населения

 

Одной из первоочередных задач органов власти в 2011 году было создание условий для сохранения и повышения уровня занятости населения. Правительством автономного округа был реализован комплекс мероприятий, направленных на содействие занятости населения, высвобождаемого с предприятий или оказавшегося под угрозой увольнения:

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

содействие временному трудоустройству граждан, а также несовершеннолетних граждан;

оказание услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

содействие трудоустройству незанятых инвалидов и родителей, воспитывающих детей–инвалидов, многодетных родителей и другие.

В результате по итогам 2011 года Ханты–Мансийский автономный округ–Югра вошел в число 10 субъектов Российской Федерации имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы (1,0 % и менее).

Таблица 25

Динамика показателей занятости населения

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
Численность трудовых ресурсов, тыс. человек 1142,3 1 188,1 1 228,6 1 208,8 1 210,0
Численность экономически активного населения, тыс. человек1 946,3 959,4 953,5 966,4 966,6
Численность занятых в экономике, тыс. человек[62] 880,6 890,4 891,6 897,6 909,3
Среднесписочная численность работников организаций, тыс. человек 753,8 771,2 770,7 770,0 771,6
Численность зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек 11,3 12,7 15,6 9,9 8,0
Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах          
Югра 1,3 1,4 1,7 1,1 0,87
Россия 2,1 2,0 2,8 2,1 1,9
Заключено договоров о совместной деятельности центров занятости населения с работодателями–партнёрами, единиц х х 3 246 2 303 2 087
Создано рабочих мест, единиц, из них: х х 43 637 38 739 33 746
Создано временных рабочих мест, единиц х х 34 060 30 111 24 450
Создано новых постоянных рабочих мест в сфере малого предпринимательства, получивших государственную поддержку, единиц х х 1 652 4 154 5 038
Создано постоянных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, единиц х х х    
Направлено на профессиональное обучение безработных граждан всего, человек х х     2729[63]

х– нет данных.

Активная политика, проводимая Правительством Ханты–Мансийского автономного округа – Югры в сфере занятости населения, позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда и достичь показателей докризисного периода. За последний пятилетний период (2007–2011 годы):

численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась в 1,4 раза: с 11,3 тыс. человек в 2007 году до 8,0 тыс. человек в 2011 году;

уровень регистрируемой безработицы снизился в 1,5 раза и составил на конец 2011 года 0,87 %, что в 2 раза ниже значения показателя в целом по Российской Федерации (по РФ на 31.12.2011 – 1,7 %);

коэффициент напряженности снизился с 0,8 человек на 1 свободное рабочее место в 2007 году до 0,5 в 2011 году, а по сравнению с кризисным 2009 годом показатель снизился в 3,6 раза (на конец 2009 года – 1,8 чел./раб. место).

Стабилизации ситуации на рынке труда способствовала реализация мероприятий программ автономного округа: “Содействие занятости населения” на 2011–2013 годы” и “О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда автономного округа, в 2011 году”.

Объем консолидированных средств, направленных на реализацию политики в сфере занятости населения и снижения напряженности на рынке труда за 2011 год, составил 581,7 млн. рублей (включая субвенции федерального бюджета направленные на реализацию мероприятий активной, в том числе: федеральные средства – 177,8 млн. рублей, средства автономного округа – 403,9 млн. рублей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...