Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами (напряжением, потерей равновесия, падениями)?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 6

ТЕМА: «Дошкольное детство»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 6

Тема: «Дошкольное детство».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о дошкольном детстве, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

· Место проведения лабораторного занятия учебная комната

· Оснащение занятия -

· Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия   Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей   Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений   Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия   Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно)   Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие)   Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

Анотация.

Основные понятия: игра, становление личности и личностных механизмов поведения, воображение, наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом к младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный воз­раст (3-4 г.); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошко­льный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его назы­вают возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятель­ность данного возраста.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры со­ставляет воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем дошколь­ном возрасте главным содержанием игры выступают отношения меж­ду людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради опреде­ленного отношения к др. в соответствии с взятой на себя ролью (4-5 лет - возраст максимального расцвета ролевой игры). Введение сюже­та и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобрета­ют условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошко­льника еще нет.

Дошкольный возраст - период фактического становления лич­ности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и жела­ния ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. В дошкольном возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением. Образ поведения и образ результата действия становится его регулятором и выступает как образец. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спон­танных действий и подражания готовым образцам дети переходят к воплощению собственных замыслов.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для дошкольного возраста ха­рактерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Бо­лее богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым парт­нером по совместной деятельности, чем взрослый. В дошкольном воз­расте начинает формироваться мораль, и дети дают оценку поступкам и качествам людей.

Дошкольный возраст - сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому до­школьное обучение и воспитание — традиционное и развитое направ­ление педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику: формы и методы обучения связа­ны преимущественно с игрой, ведущую роль играет непроизвольное запоминание.

Вопросы по теме.

- решение ситуационных заданий по теме

Задание1. Прочитайте.

Максим (6 лет) стоит в углу. Спрашивает:

- Можно из угла выйти?

И сам себе отвечает:

- Нет, нельзя! Зачем девочку бил! (По П. И. Пидкасистому.)

Какое новообразование дошкольного возраста иллюстрирует данный пример?

Поясните свой ответ.

Задание 2. Какие рекомендации родителям вы дадите по психологической

подготовке ребёнка к школе?

Задание 3. Прочитайте две характеристики, данные воспитателем детского сада

детям старшей группы.

1.Коля - ребёнок с необыкновенно развитым чувством ответственности. Очень трудолюбив. Дома он помогает маме: моет посуду, убирает в комнате, ходит в магазин. Но он не знает ни стихов, ни сказок, плохо рисует.

2.Миша растёт слабым мальчиком. К физическим упражнениям равнодушен, часто болеет. Говорить начал поздно. Родители оберегают его от каких-либо дел и поручений. Занятий с ним проводят мало, так как Миша скоро устаёт и отвлекается.

Занятия с ним прекращают сразу, как только замечают, что он устал. Речь его

недостаточно развита, к тому же он плохо выговаривает некоторые слова.

Оцените готовность каждого ребёнка к школе. Дайте прогноз их успешности обучения. Разработайте рекомендации родителям по подготовке каждого ученика к школе.

Задание 4. Прочитайте.

Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает.

Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают

родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им

подготовить ребёнка к школе.

Задание 5. Часто родители задают педагогу такие вопросы:

Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом? Все ходят в детский сад, со всеми в равной степени занимаются воспитатели, в школе их учит один и тот же учитель. Что делать нам, родителям, чтобы как-то помочь своим детям?

Продумайте ответ родителям.

Задание 6. Прочитайте.

Таня в детском саду считалась умной девочкой. Родители с гордостью показывали все её рисунки. Она рано научилась читать и писать. А в школе всё стало не так. Не хвалят, часто делают замечания, учитель недоволен её успехами.

Назовите возможные причины такого отношения Тани к школе. Что можно посоветовать родителям Тани?

Тестовые задания.

006. ЛИШНЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ:

 

1) Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе обществен­ных отношений

2) Содержанием ролевой игры становятся не предметы, а отно­шения между людьми

3) Игра — это способ вхождения ребенка в мир взрослых

4) Смысл игры заключается в усовершенствовании унаследо­ванных инстинктов

 

007.В СТРУКТУРУ ИГРЫ ВХОДЯТ:

 

1) Роль, правила, игровые действия

2) Игровые условия, роль, правила

3) Игрушки, мотивы, правила

4) Роль, игрушки, игровые действия

 

008.ВИДЫ ИГРЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ В ДЕТСКОЙ ЖИЗНИ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ­НОСТИ:

 

1) Сюжетно-ролевая

2) Предметно-манипулятивная

3) Игра с правилами

 

009.ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ВЫСТРАИВАЕТСЯ В ТАКОЙ ПОС­ЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:

 

1) Игры со свернутой системой действий, с ясно выраженны­ми ролями

2) Игра с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами

3) Игра с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями

 

010.ПО МНЕНИЮ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА, ЦЕНТР — ЭТО:

 

1) Правила

2) Роль

3) Игровые действия

4) Игрушки

Ситуационные задачи.

004. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.

ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО ПЕРВЫМИ ШАГАМИ (НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОТЕРЕЙ РАВНОВЕСИЯ, ПАДЕНИЯМИ)?

ОТВЕТ. Родители не должны показывать ребенку своего напряжения, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. В противном случае ребенку может быть внушен страх, и он на длительное время перестает ходить.

 

005. Молодая мама пишет:” Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывают у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. МОЖЕТ СЛЕДУЕТ ИНОГДА УСТУПИТЬ?”

ДАЙТЕ СОВЕТ МАМЕ

ОТВЕТ. То, что маме кажется беспорядком, иногда может быть очень значимо для ребенка. В этом возрасте уборку еще нельзя вменить в обязанность малыша. Необходимо проявить гибкость – пусть после прогулки он сможет вернуться к прерванной игре. Тем более не стоит доводить его до слез из – за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за хорошую уборку. А вообще – то надо маме учиться управлять активностью ребенка, демонстрируя ему как это делается

 

006. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой.

В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета РАССТОЯНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...