Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные особенности субъектов здоровьясберегающей деятельности и поведения




Траектория развития субъекта здоровья созидающей деятельности и поведения проходит через переживания удовольствия от двигательной активности к формированию образов здоровья, к познанию норм и эталонов здоровья, а от них к осознанию смысла для себя здорового образа жизни.

Такое понимание становления субъекта здоровья созидающей деятельности и поведения позволяет нам определить наиболее чувствительные в развитии периоды к педагогическому воздействию, определению содержания, методов обучения и воспитания.

Так, к примеру, если в раннем возрасте ребенку достаточно создать условия для двигательной активности, обеспечить правильное питание и водные процедуры и психологический комфорт, то уже в дошкольном детстве этого не достаточно. В дошкольном и младшем школьном возрасте данном активно формируется образ мира, в том числе и образ здоровья и здорового образа жизни. Надо помнить, что современные дети – это поколение цифровой цивилизации. Во многом их картину мира создает информация из интернета. Взрослый перестал быть для них единственным источником информации. Что западет в их душу? Какие ценности будут управлять их поведением. Дети в этом возрасте пока не в состоянии отличить истинные ценности от ложных. Задача педагогов, родителей и твоя, дрогой друг, сделать все возможное, чтобы здоровье для ребенка стало базовой ценностью, а здоровье сберегающее поведение – личностным смыслом. Такой подход исключает методы насильственного приобщения к здоровому образу жизни, которые, как показала практика, неэффективны.

В подростковом возрасте активно развивается способность к соподчинению мотивов. Подросток способен делать то, что ему не нравится, если это необходимо для его здоровья. Этот период очень важен для воспитания ответственного, волевого отношения к сохранению и созиданию своего здоровья. Однако современный подросток – это активный участник социальных сетей. Базовой потребностью ребенка подросткового возраста является потребность в самоутверждении и признании. Социальные сети – это пространство, которое дает ему возможность смело общаться, получать информацию от огромного количества пользователей разного возраста, с различными ценностными ориентациями. Влияние такого общения на психику и сознание ребенка огромно и, к, сожалению, зачастую негативно. Это вызов всему педагогическому и родительскому сообществу. Российское движение школьников должно способствовать восстановлению реального, конструктивного общения.

Юношеский возраст – это возраст пылких устремлений, образ мира наполнен романтикой, желанием служения и героических поступков. Так было до тех пор, пока мы не переступили через порог цифровой цивилизации, существенно убыстряющей все процессы в общественном развитии. С одной стороны – это благоприятный период для выбора жизненного пути. С другой, юноша оказывается в ситуации глобальной неопределенности будущего. Профессии, которые были востребованы тогда, когда он учился, сегодня стали не актуальны. Новое время требует от старшеклассников способности к самоорганизации в ситуации «здесь и теперь» и своего будущего, определения тех базовых ценностей, которые станут фундаментом в построении его будущего. Одной из таких базовых ценностей является здоровье.

Старшеклассники могут быть твоими помощниками в деле воспитания подрастающего поколения. Российское движение школьников дает им возможность в открытой социальной среде на основе принципа свободы и ответственности развивать свои способности в самоорганизации, в построении своего будущего, своего благополучия: социального, физического и душевного.

Траектория созидания здоровья проходит через формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, присвоению созидающей здоровье философии, к выработке активной жизненной позиции, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам

Именно Российское движение школьников как добровольное детское образование в большей мере будет способствовать развитию личностных качеств субъекта здоровьесозидающего поведения.

Исходя из стратегической цели развития образования – формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса, основ здорового образа жизни, достижение которой призвано обеспечить физическое, душевное и социальное благополучие личности, мы определяем цель и задачи РДШ.

Цель деятельности по поднаправлению «Популяризация ЗОЖ» заключается в с пособствовании становлению субъекта здоровьесозидающего поведения: формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам.

 


ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТАРШЕГО ВОЖАТОГО

Дело – как механизм, в котором слаженно работают все его части, стоит хоть одной детали этого механизма выйти из строя, нарушается деятельность всей системы.

Психологи определяют деятельность как активность человека, направленную на результат.

Составными частями Модель деятельности являются:

Цель – это образ желаемого результата.

Маленькие цели находятся в зоне комфорта. Для достижения успеха необходимо выйти из зоны комфорта в реальную цель.

Далее цель разбивается на задачи.

- какие тебе потребуются ресурсы, средства для достижения цели;

- что конкретно необходимо делать и как.

специфические действия, операции, технологии. Человек умелый, мастер своего дела знает секреты мастерства. И тебе, дорогой друг, тоже необходимо освоить приемы и методы педагогической деятельности.

Результат – это очень важный компонент деятельности. На него были направлены наши усилия. Чаще всего мы испытываем эмоции при достижении результата. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Потому, что результат связан с целью. Когда желаемое (цель) не совпадает с результатом, мы страдаем. Когда результат превосходит наши ожидания, мы радуемся. Наши переживания (отрицательные, положительные) – это повод задуматься, почему у меня это не получилось? И чем обеспечен успех?

Рефлексия – способность смотреть на себя как на предмет познания – также необходимый компонент деятельности. Благодаря рефлексии мы имеем возможность смотреть на себя, как бы со стороны, видеть свои слабые и сильные стороны, менять свое поведение в соответствии с целью, развивать необходимые для дела личные качества.

Мастерство педагога, организующего ту или иную деятельность с ребенком, заключается в умении активизировать его потребности и превращать их в мотив. А дальше механизм деятельности будет работать сам. Ребенок готов принять от педагога необходимые для достижения цели средства (приемы деятельности и операции). Он готов к обучению и развитию.


Рис. 1. Модель деятельности с компонентами.

Р Е Ф Л Е К С И я

 


Чтобы обучающимся стал активным субъектом здоровьесозидающей деятельности, необходимо его мотивировать, через активизацию его базовых потребностей, создание идеалов и новых социальных установок, развитие интереса к себе и к миру.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...