Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ритмопластики




• Основные составляющие метода

• Технология реализации метода

• Практика формокоррекционной-
ритмопластики. Программа
«Отражения»


МЕТОД ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ РИТМОПЛАСТИКИ

Метод формокоррекционной ритмопластики разработан Романом
и Тамилой Чураевыми. Он представляет собой уникальный синтез те-
лесно- ориентированных и арт-терапевтических техник, восточной фи-
лософии, духовной практики и сказкотерапии. В основу метода поло-
жены представления об изначальном ритме, органичном природе
человека; гармоничных формах и движениях. Этот метод посвящен вос-
созданию естественного для человека чувства целостности и гармонии.

Формокоррекционная ритмопластика — это метод формирования
целостного самоощущения и представления о мире путем создания
гармоничных форм, как внутренних, так и внешних.

Название метода состоит из двух слов. Первое слово, «формокор-
рекционная», определяет процесс создания гармоничных форм в про-
тивовес дисгармоничным. Формы создаются как с помощью гимнас-
тики, так и с помощью лепки. Символически человек «лепит сам себя»
и «лепит» предметы окружающего его мира.

Второе слово, «ритмопластика», подразумевает нахождение внут-
реннего ритма, сообразного природе человека. У каждого человека есть
свой ритм: ритм дыхания, сердцебиения, ритм циркуляции крови, ритм
бодрствования и сна. Внутренний ритм рождает темп жизни, стремле-
ния, мотивацию, влияет на характер. Человек, которой живет в соот-
ветствии со своим внутренним ритмом, счастлив и продуктивен.
Однако среди нас есть немало людей, вынужденных жить в несвой-
ственном им ритме. И это рождает множество проблем приводит к бо-
лезни и дисгармоничному состоянию. Понятие внутреннего ритма
хорошо иллюстрирует сказка о Волшебнике.

 

«Сказка о Волшебнике

Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Выл он
красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно
блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но глядя на его длин-
ную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек
умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами,


животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить
заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь
или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но
говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствова-
ли, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям: «Я долго жил среди вас. Чувствую,
что пришло время мне отправляться в путь».

«Зачем же ты оставляешь нас, — грустно сказали люди. — Нам будет нелег-
ко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей
мудрости, — попросили они».

«Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном мире.
Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят
деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окру-
жает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас».

Люди замерли, закрыли глаза и услышали КАК дышит земля — ровно
и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быстро, то не торопясь. И глав-
ное, каждый из них услышал свой собственный ритм: спокойное биение серд-
ца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происхо-
дит что-то новое и необыкновенное. «Удивительное и Волшебное растет внутри
нас», — с восторгом сказали они Волшебнику.

«Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыбнулся Волшеб-
ник. — Ведь Волшебство — это умение слышать и чувствовать Ритм Природы,
всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные
преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой
Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство».

«А как мы будем им пользоваться? " — спросили люди.

«Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой
образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, — ответил
Волшебник. — И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться».

«Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить
соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость вза-
имопонимания».

«Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на
смену тревогам и волнениям придут покой и ясность»...

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили
слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний Ритм, и очень скоро в каж-
дом из них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они каждый день создава-
ли свою жизнь, излучая вокруг добро и радость.

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение
своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе
теплой волной радости.

 

Опыт Романа и Тамилы Чураевых доказывает, что ощущение и осоз-
нание своего Ритма пробуждает творческие способности человека. На


занятиях формокоррекционной ритмопластикой и дети и взрослые
вдруг открывают в себе скульптора и лепят из глины удивительные
произведения. Таким образом, мы можем говорить о развитии спо-
собности слышать свой внутренний «изначальный» ритм, путем про-
явления гармоничных движений.

Чтобы лучше понять, как «действует» метод формокоррекционной
ритмопластики, нужно побывать на одном занятии. Оно состоит из
трех идейно взаимосвязанных частей, выраженных в общей формуле:

Авторы метода говорят об этом так: «Любое движение начинается
внутри, передается позвоночнику и кончается в руках. Это позволяет
человеку создавать новую форму из глины, корректируя то, что не нра-
вится, находя истинную гармонию. Далее внешнее действие перехо-
дит на внутренний план, положительно изменяя состояние человека
и его взгляды».

Метод формокоррекционной ритмопластики позволяет гармони-
зировать состояние человека, нейтрализовать последствия стресса;
развивает творческие способности и оздоравливает организм.

 

 

ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МЕТОДА

 

Метод формокоррекционной ритмопластики объединяет медита-
тивную гимнастику и лепку.

 

МЕДИТАТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Медитативная гимнастика — это синтез восточной гимнастики и
телесно-ориентированной терапии на основе идеи гармоничного дви-
жения, которое рождается внутри человека и спонтанно проявляется
в телодвижениях.

Телодвижения обычного человека часто угловаты и скованы, что
обусловлено как мышечным, так и психологическим напряжением.
Это, в свою очередь, затрудняет естественную циркуляцию жизнен-
ной энергии в теле человека.


Итак, напряжение блокирует естественное течение энергии и спо-
собствует формированию разрушительных телесных привычек. Таких,
как неправильная осанка, тяжелая походка, стереотипные движения.
Обычно человек даже не замечает, что они ему мешают.

Всем известно, что занятия физкультурой повышают тонус, делают
человека более здоровым. Однако для того, чтобы жизненная энергия
текла свободно и естественно, просто гимнастических упражнений не-
достаточно. Необходимы телодвижения осмысленные и прочувствованные.

Осмысленным телодвижение становится тогда, когда человек пони-
мает, зачем он совершает то или иное движение. Подобные движения
не бывают резкими или торопливыми, с их помощью не «наращивают
мышцы», а приводят организм к балансу. Осмысленное движение всегда
сопровождается образом. Например, при круговых движениях руками
используется образ шара; при исполнении других двигательных упраж-
нений применяются образы пяти стихий (земля, вода, воздух, огонь,
эфир); также используются образы растительного и животного мира.
Так как гимнастика идет в неторопливом темпе, выполнение упражне-
ний связано с «оживотворением» созидающего образа, этот процесс
больше похож на медитацию, чем на физкультуру. Поэтому данный ав-
торский вид гимнастики получил название медитативная гимнастика.

В медитативной гимнастике используются следующие техники
и приемы:

□ релаксация;

□   дыхательные техники;

□ растягивание;

□ гимнастика для суставов;

□ вибрационно-звуковые упражнения;

□ «напряженные» энергетические позы;

□ массаж и самомассаж;

□ спонтанный танец;

□ визуализация;

□ упражнения из восточных систем самосовершенствования.

В результате медитативной гимнастики возникает особое состоя-
ние, отличительными чертами которого являются:

□ ощущение внутреннего покоя;

□ ощущение концентрации;

□ ощущение внутренней уверенности;

□ желание творческих проявлений;

□ ощущение физических легкости и комфорта.


Медитативная гимнастика используется в начале и конце занятия.
В первой части занятия она позволяет снять психологическое и мышеч-
ное напряжение, тормозящее творческие процессы. Кроме того, чело-
век может сформировать внутри себя некоторую созидательную идею,
относящуюся либо к собственной жизни, либо к жизни своих близких,
либо к окружающему миру. Эта идея может нести отпечаток желания,
с одной стороны, либо какого-либо положительного изменения, с другой.

Таким образом, медитативная гимнастика в первой части занятия
подготавливает человека к творческой деятельности, а именно к леп-
ке. Многие сразу хотели бы перейти к этому чудесному занятию, не
обременяя себя упражнениями. Однако опыт Романа Чураева пока-
зывает, что «лепка лепке рознь». Можно, разминая в руках глину, ле-
пить по образцу; можно «отыграть напряжение» в глине, и для этого
не обязательно заниматься медитативной гимнастикой. Но если есть
желание познавать, созидать, корректировать проблемные ситуации,
находить выход, «строить» свое тело и образ мыслей, то в таком случае
без медитативной гимнастики обходиться нельзя.

В заключительной части занятия медитативная гимнастика несет
идею «закрепления в теле» созидающей формы и мыслеобраза.

 

ЛЕПКА

Идея использования лепки возникла у авторов метода из следую-
щих соображений. Для того чтобы внутреннее состояние и самоощу-
щение человека, а также ситуация вокруг него, начали положительно
изменяться, необходимо совершить некоторое действие. Естественно,
что без понимания и мыслеобраза того, в каком направлении изме-
няться, без желания изменений и соответствующей энергии, улучше-
ние невозможно. Наличие этих условий обеспечивает медитативная
гимнастика. Однако если мысль не будет воплощена в форму, если не
будет выполнено созидательное реальное действие, положительные
изменения надолго отодвинутся во времени. И таким реальным сози-
дательным действием становится лепка из глины.

Авторский метод лепки предполагает осмысленность действий и
характеризуется несколькими глубинными аспектами.

Энергетический аспект

Чему же необходимо научиться нам, чтобы стать активными твор-
ческими созидающими личностями? Роман и Тамила Чураевы, осно-


вываясь на философии самосовершенствования Востока и собственных
наблюдениях, отвечают на этот вопрос так: «Для того чтобы придти к
гармоничному, а следовательно, успешному состоянию, нам необходи-
мо освоить три процесса: собирание, удержание, расслабление. Все три
процесса связаны с определенным качеством энергии и активности».

Попробуем разобраться в этих процессах подробнее. Собирание свя-
зано с нашей способностью накапливать жизненные силы, энергию.
Откуда мы берем силы? Кто-то говорит, что из Космоса, кто-то — от
Природы, а кто-то и от других людей. Позитивное «собирание» подра-
зумевает аккумуляцию энергии творческой и природной. Эта энергия
является нашим «стартовым капиталом» для положительных изменений.

Но мало накопить энергию. Необходимо уметь ее удержать, не ра-
стратить на мелочи, не дать «уйти сквозь пальцы».

Собирание и удержание связаны с активным действием, а значит, с
определенным напряжением. Однако невозможно находиться в посто-
янном состоянии напряжения. Необходимо научиться расслаблению.

Метод Чураевых показывает, как можно научиться этим основопо-
лагающим процессам на символическо-действенном уровне. Оказы-
вается, эти процессы и состояния можно вылепить из глины.


 

□ Куб символизирует собирание

□ Шар символизирует удержание

□ Плоскость символизирует расслабление


Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уров-
не формирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удер-
жания; лепка плоскости позволяет расслабиться. Подобный эффект до-
стигается благодаря движениям рук и пальцев, с помощью которых
вылепливаются эти формы. Когда мы лепим куб, пальцы делают соби-
рающие движения; когда катаем шар — сжимающие и удерживающие;
когда лепим плоскость, мы растираем глину расправленными ладонями.

Формирование энергии собирания, удержания и расслабления —
это один из глубинных смыслов авторского метода лепки из глины.

Аспект экстериоризации (вынесение вовне внутренних процессов)

Глубинный смысл авторского метода лепки заключается в «мате-
риализации» состояний, наблюдений, идей. Вы можете подумать: «По-


чти как с графом Калиостро! » Однако здесь нет никакой мистики. Вы-
лепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а
потом созерцать продукт своего творчества, — все это реально. И когда
мы внимательно изучаем свое творение, внутреннее чувство гармонии
подскажет нам, какие изменения необходимы нашей скульптуре. И
здесь действительно начинается волшебство! Мы в реальности осуще-
ствляем самую настоящую метаморфозу, когда изменяем нашу скуль-
птуру, делаем ее гармоничной.

Есть немало детей и взрослых, которым сложно контролировать
свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлять со-
бой. Вот что пишут об этом. Роман и Тамила Чураевы: «Приобретая
глиняную форму, эмоция попадает в ловушку. Мы от нее не убегаем.
Наоборот, она остается у нас на глазах в форме сжатой отвердевшей
информации. «Вот он, твой страх», — скажем мы малышу. И в другой
раз, если вновь возникнет страх, можно взглянуть на глиняное выра-
жение эмоции, взять фигурку в руки. Фактически, мы взяли свою эмо-
цию в руки. Это и есть самоуправление. В другой раз, осознав свою
власть над эмоцией, можно изменить скульптуру, вылепить из этого
кусочка глины что-то иное. Это и есть метаморфоза, сделанная свои-
ми руками! »

Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владе-
нию ими.

Точно также мы можем вылепить свое желание или идею. Рассмот-
реть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную
форму, мы фактически своими руками изменяем внутреннюю и вне-
шнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство.

Аспект самоутверждения

Из глины может лепить каждый. Любой может скатать шарик или
«колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, со-
здав скульптуру. В формокоррекционной ритмопластике нет образцов,
которым нужно следовать. Единственный проводник — внутреннее
ощущение гармонии, творец живущий внутри. И когда он просыпает-
ся, и ребенок и взрослый уверенно говорят: «Я могу! ».

Так лепка становится конструктивной формой проявления могуще-
ства, методом преодоления комплекса неполноценности. Она дает нам
возможность увидеть, почувствовать и осознать взаимовлияние плас-
тики движений наших пальцев и создаваемой глиняной формы. Мы
убеждаемся втом, как много зависит от наших действий. И это, с одной


стороны, накладывает на нас ответственность, а с другой стороны, от-
крывает фантастические возможности позитивных изменений.

Аспект самосовершенствования

Как показывает известная исследовательница мифов Виолетта Ми-
нина, в историях о создании людей есть прецеденты творения из глины.
Так, титан Прометей создал первых людей из глины. В мифологии Ме-
сопотамии также есть свидетельство о том, что первые люди были вы-
леплены мужским и женским божествами из глины. Причем глина по-
нимается как плоть главной богини-матери. В египетской мифологии
мы также встречаем аналогичный факт. В китайской мифологии жен-
щина-змея Нюй-ва сидела на берегу озера и лепила фигурки людей из
желтой глины. Через некоторое время она устала. И, по-видимому, чтобы
отдохнуть, опустила свой хвост в озеро. А берег у того озера был илистым.
И когда Нюй-ва вынимала свой хвост, капли ила попали в глину. Так
женщина-змея создала людей неоднородными: те, что получились из хо-
рошей глины, занимают высокое социальное положение; а те, что полу-
чились из смеси глины с илом, вынуждены заниматься тяжким трудом.

Помня о китайском мифе, мы лепим из хорошей голубой глины,
без всяких примесей. Только из качественного материала можно ле-
пить себя. Вот что об этом говорит Роман Чураев: «Мы лепим сами
себя. Сначала фигуру, потом портрет. Потом, если необходимо, отдель-
ные части тела, требующие коррекции. Мы лепим себя в движении, за
работой, на отдыхе. Лепим себя, достигшего цель. Лепим себя в радо-
сти и в медитации. Чтобы вылепить себя, нужно пройти три этапа.

Сначала создается модель, максимально похожая на нас.

Потом мы усиливаем наши недостатки до карикатурной формы
и смеемся над собой. Гротесковая лепка позволяет нам вылепить свою
«тень», познать и принять ее.

Теперь своими руками мы создаем эталонный образ себя. Лепим
себя такими, какими хотели бы себя видеть.

Лепка себя энергоемка, но она формирует устойчивый мыслеобраз
«себя более совершенного». Благодаря этому появляется устойчивое
стремление к форме, которую мы определили сами. Далее этот образ и
стремление закрепляются с помощью медитативной гимнастики. И по-
степенно изменяется наша фигура, эмоциональное самочувствие, об-
раз мыслей. Все приходит в гармонию».

Технология лепки включает в себя несколько подготовительных
актов, выполняемых до тематических заданий:


□ вымешивание глины (разминание ее до однородного, приятно-
го телу состояния);

□ катание шара;

□ трансформация шара в куб;

□ вылепливание дырок в кубе;

□ созерцание (причем, если занятие проводится в группе, ее учас-
тники имеют возможность созерцать работы друг друга; таким
образом, раскрываются новые грани взаимопонимания и взаи-
модействия участников группы).

Если человек осваивает эти пять действий, он может лепить по те-
матическим разнообразным заданиям: «Ветер», «Слуги-чувства», «Моя
идея» и другие. Многие темы, которые обычно дают арт-терапевты для
рисования, могут быть исполнены и в глине.

 

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА

Занятие формокоррекционной ритмопластикой состоит, как уже
известно, из трех частей: медитативная гимнастика, лепка, медитатив-
ная гимнастика. Каждая часть имеет внутреннюю динамику, единство

 

Части занятия Стадии Часть 1 Медитативная гимнастика Часть II Лепка Часть III Медитативная гимнастика
1. Вход. Снятие Релаксация Знакомство с глиной: Медитация со сказкой
напряжение   прикосновение, надавливание  
2. Подготовка, Разогревающие упражнения Вымешивание, Ощущение тела как глины.
разогрев   разминание глины «Вылепливание» движения тела, как внутреннего, так и внешнего
3. Фиксация Осознавание телесных Осознавание изменив- Осознавание изменившихся
изменений ощущений и изменений шихся ощущений ощущений в теле
4. Коммуникация. Коррекция и развития пред- Лепка шара Упражнения на
Поиск резонанса ставления о «схеме тела». Работа с позвоночником   взаимодействие
5. Нахождение Эвритмическая настройка. Лепка по теме или Ощущение ритма группы
резонанса Ощущение своего внутрен- него ритма, своей «орбиты» спонтанная лепка в общем дыхании, движении
6. Выход Фиксация созданного Созерцание своей Ритуал выхода. Выход из
  состояния. Переход работы. Обмен работа- общей «орбиты» на свою
  к «материализации» своего ми в группе. Созерца-  
  ритма в глиняной форме ние других скульптур  

которых составляет динамику внутренних процессов на занятии. В ди-
намической основе занятия лежит спираль из трех витков. Чем боль-
ше занятий проходит человек, тем больше витков образуется в спирали.

Каждая часть занятия, каждый виток спирали содержит шесть пос-
ледовательных стадий. Они плавно переходят одна в другую. Поэтому
процесс построения внутренней динамики не виден участникам. Но
зато они могут воспринять его. Виртуозность ведущего заключается
в плавном построении внутренней динамики внутри каждой части
и между частями. Таким образом, внутренняя динамика занятия со-
стоит из 18 частей.

 

ПРАКТИКА ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ
РИТМОПЛАСТИКИ. ПРОГРАММА «ОТРАЖЕНИЯ»

Метод формокоррекционной ритмопластики можно практиковать
в индивидуальной и групповой форме, использовать как материал для
единичного коррекционно-развивающего занятия, применять элемен-
ты в структуре других курсов. Однако наиболее эффективен метод
в контексте его системного систематического применения. Такой под-
ход подразумевает создание программы на основе метода формокор-
рекционной ритмопластики.

Пока существует только один пример такой программы. Это про-
грамма «Отражения», разработанная авторами метода — Романом и Та-
милой Чураевыми.

В основу программы «Отражения» заложен принцип эволюции: от
мира минералов — к миру растений — к животному миру — к миру
людей. Каждому миру посвящен отдельный модуль. Образы и симво-
лы каждого мира используются в медитативной гимнастике и лепке.
Таким образом осуществляется познание этих миров. Что это дает нам?
Каждый исследуемый мир открывает перед нами непознанные доселе
стороны души. Приобретая знания, мы постепенно справляемся с дис-
гармоничным состоянием. Но постигать мир возможно только подго-
товленным восприятием и сознанием. Поэтому в программу заложен
еще один модуль — подготовительный.

Таким образом, программа «Отражения» состоит из пяти модулей,
объединенных идеей познания и эволюции. Каждый модуль состоит из
10 занятий. Частота занятий внутри модуля зависит от организационных


возможностей ведущего. Занятия в рамках одного модуля можно прово-
дить один раз в неделю, два раза в неделю или каждый день. Продолжи-
тельность одного занятия 2 часа: 25 минут медитативной гимнастики +
40 минут лепки + 50 минут медитативной гимнастики. Занятия сопро-
вождаются специально подобранной гармонизирующей музыкой.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ОТРАЖЕНИЯ»

1. Подготовительный модуль (10 занятий)

2. Геологический модуль (10 занятий)

3. Ботанический модуль (10 занятий)

4. Зоологический модуль (10 занятий)

5. Заключительный модуль: человек (10 занятий)

Перерыв между модулями — 15 дней. Эти дни посвящены индиви-
дуальной работе: массажу, лепке, гимнастике.

Каждый модуль завершается спонтанным танцем, символизирую-
щим триумф познания определенного мира и переход на следующий
виток эволюционной спирали.

 

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
ПРОГРАММЫ «ОТРАЖЕНИЯ»

 

Название модуля, его цель Задачи и темы занятий
Первый модуль. Подготовительный Идея: Возможность преобра- зования внешних форм, которая дает возможность преобразова- ния внутренних процессов. Под готовка к саморегуляции. Цель: Сформировать представ- ление о каждом мире, научить творческому взаимодействию с глиной, с объемом и плоско- стью. 1. Показать взаимосвязь и взаимовлияние фи- зических упражнений и творческой работы. 2. Показать, что в основе любого движения ле- жит шар. 3. Учить ощущать, видеть и лепить плоский предмет объемным. 4. Научить отличать объем от плоскости, трансфор- мировать объем в плоскость и плоскость в объем. 5. Формирование ощущения творческого преоб- разования формы. 6.        Научить видеть общее в различных формах. 7. Учить различать разные модальности ощуще- ний через привлечение знакомых образов. 8.        Научить создавать образ. 9. Закрепить скоординированность и согласо- ванность микродвижений и крупных движений. 10. Визуализация мыслей в художественный об- раз и творческое его проживание.

Название модуля, его цель Задачи и темы занятий
Второй модуль. Геологический Идея: Демонстрация того, как природные стихии отображаются в организме человека, в ею ощу- щениях, чувствах, мыслях и жела- ниях. Цель: Сформировать ощуще- ния устойчивости и равновесия, внутренней уверенности. Занятия 1 и 2 посвящены стихии «земля» и каче- ствам, формируемым благодаря проявлению этой стихии: прочность, твердость, тяжесть, шерохова- тость, грубость, устойчивость. На эти ощущения делается акцент в медитативной гимнастике (на- пример, ощутить свои кости как кристаллическую решетку, почувствовать их прочность). В лепке об- ращается внимание на то, как эти качества прояв- ляются через ощущение глины. Лепятся скульпту- ры «земляных» образов: скалы, земля, а также духи земли: гномы, леший, домовые и пр. Занятия 3 и 4 посвящены водной стихии и каче- ствам, формируемым на се основе: текучесть, плав- ность, равномерность. Причем на занятии 3 иссле- дуются свойства активной подвижной воды, а на занятии 4 — свойства неподвижной воды. В про- цессе лепки используются многочисленные обра- зы воды и духов воды: образ и дух источника, об- раз капли, образ движения водопада и пр. Занятия 5 и 6 посвящены воздушной стихни, ка- чествам и возможностям, формируемым на основе этой стихии. Основные акценты в медитативной гимнастике: ощущение дыхания, свободные телод- вижения с широкой амплитудой, слушание внут- ренних и внешних звуков. В лепке: создание обра- за ветра и духов ветра, музыкальных произведений, сновидений, грез и пр. Занятия 7 и 8 посвящены стихии огня и каче- ствам, порождаемым огненной стихией. Основные акценты в медитативной гимнастике: температур- ные ощущения, ощущения энергии, быстрота, рез- кость, активность. В лепке: создание образа огня и духов огня: саламандра, птица Феникс, Огневуш- ка-поскакушка и пр. Занятия 9 и 10 являются закрепляющими и обоб- щающими, посвящены самой глине. Задача: пока- зать, как в глине преломляются свойства всех сти- хий. В медитативной гимнастике: ощущение тела как глины, создание спонтанного танца. В лепке: спонтанная лепка, лепка движения.
Третий модуль: Ботанический Идея: Демонстрация взаимо- связи строения и циклов расте- ний с организмом и психически- ми процессами человека. Цель: Проследить зарождение, развитие и совершенствование движений. 1. Семя как хранилище энергии роста. В медита- тивной гимнастике: упражнения, связанные с накоп- лением энергии. В лепке: создание образа семени. 2. Корень как опора движения. Трансформация и «укоренение» движения. В медитативной гимна- стике: упражнения на «заземление», ощущение корней, внимание на «корень» развития движения, осознание сю источника. В лепке: создание обра- за корня.

 


Название модуля, его цель Задачи и темы занятий
  3. Стебель (ствол) как проводник энергии роста, движения. В медитативной гимнастике: упражне- ния с акцентом на позвоночник, чувство равнове- сия. В лепке: создание образа ствола, позвоночни- ка, равновесия. 4. Лист как отражение целого дерева. Осознание того, что часть целого несет информацию о целом: лист — о дереве, кисть руки — о человеке. В меди- тативной гимнастике: упражнения, связанные с осознанием и ощущением соотношения части и целого. В лепке: создание образа листа на основе понимания символического значения всех его эле- ментов. 5. Кисть руки человека как отражение целого человека. На занятии изучаются основные элемен- ты су-джок. В лепке символизируются основные элементы су-джок. 6. Цветок как символ расцвета, творчества, кра- соты и гармонии, как символ некоторого резуль- тата развития растения. В медитативной гимнас- тике: упражнения на основе визуализации образа цветка, проживание ощущений любви и гармонии. В лепке: создание образа цветения, расцвета, гар- монии. 7. Плод как результат процесса развития расте- ния. В медитативной гимнастике и лепке основной акцент делается на результат движений, действий, творческого процесса. 8. Образ плода как символ результативности творческого процесса человека. Акцент на вообра- жение: что воображаем, то воплощаем. 9. Стремление к свету как движущая сила разви- тия растений. В упражнениях и лепке эта идея яв- ляется доминирующей. 10. Стремление к свету как внутренняя потреб- ность человека. Проявление движения в танце и скульптуре.
Четвертый модуль: Зоологический Идея: Демонстрация того, как свойства и умения животных мо- гут быть использованы челове- ком. Цель: Развить пластичность, гибкость, естественность и эко- номичность движений. 1.   Работа с образом змеи в гимнастике и лепке. 2.   Работа с образом рыбы в гимнастике и лепке. 3.   Работа с образом орла в гимнастике и лепке. 4.   Работа с образом льва в гимнастике и лепке. 5.   Работа с образом слона в гимнастике и лепке. 6. Обобщение работы с образами конкретных животных. Соотнесение стиля реагирования жи- вотного с конкретной ситуацией реальной жизни. Оценка естественности реакции и экономичности ее проявления. 7.   Продолжение работы, начатой на занятии 6.

Название модуля, его цель Задачи и темы занятий
  8. Соотнесение особенностей животных с каче- ствами характера человека. Развитие соответствую- щих качеств. В лепке: создание скульптуры качества, которое необходимо развить в первую очередь. 9. Работа по разделению животного и человека. Поиск движений, качеств, которые выгодно отли- чают человека от животного. В лепке: создание скульптуры одного качества. 10. Единство человека и природы. Создание спонтанных танцев, в которых проявляются дви- жения растительного и животного мира. Спонтан- ная лепка.
Пятый модуль: Заключительный Идея: Осознание себя, постро- ение образа себя «более совер- шенного». Цель: Сформировать ощуще- ние уверенности в процессе са- мосовершенствования. Занятия 1 и 2 посвящены осознанию себя как целого через комплекс упражнений и лепку чело- века. Занятия 3 и 4 посвящены работе с недостатками через гротесковые движения (спонтанный танец) и гротесковые скульптуры человека. Занятия 5 и 6 посвящены работе с чувствами и мыслями через отражение их в движениях танца и лепку масок. Занятия 7 и 8 посвящены работе с гармоничны- ми чувствами и мыслями через отражение их в дви- жениях танца и вылепливание масок позитивных чувств и состояний. Занятие 9 и 10 посвящены осознанию себя как гармоничного целого через создание гармоничных спонтанных танцев и вылепливание «себя идеаль- ного» (скульптуры гармоничного человека).

 

Для оценки эффективности каждого модуля и программы в целом
можно использовать различные психодиагностические методы, кото-
рые подбираются для измерения динамики какого-либо одного пси-
хического процесса или для комплексной оценки изменений.

Чтобы отследить индивидуальную динамику каждого участника
группы, можно вести таблицу следующего содержания:

 

Ф. И. 0. участника группы Модуль № занятия Задача и тема занятия Реакции участника Размышления и выводы

 


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
В РАМКАХ ПЕРВОГО МОДУЛЯ

 

1-я часть занятия: медитативная гимнастика 2-я часть занятия: лепка 3-я часть занятия: медитативная гимнастика
[. Задача: создать телесную готов- ность к творческой деятельности. Ход: 1. Релаксация в положении лежа. 2. Потягивание. 3. Растирание себя в положении стоя. 4. Обстукивание себя в положе- нии стоя. 5. Гимнастика позвоночника (движения вправо-влево, по спирали, волнообразно вперед-назад) 6. Дыхательные упражнения (глубокое полное дыхание; пропе- вание открытого звука А). 7. Переход в класс лепки. Задача: знакомство с глиной. Ход: 1. Знакомство с глиной в разных состояниях (сухая, влажная, жидкая). 2. Вымешивание глины до однородной массы ладонями, пальцами, одной и двумя руками. Концентрация внимания на изменяющихся ощущениях. 3. Катание шарика. 4. Трансформация шарика в куб. 5. Переход к мытью рук. Задача: знакомство с основ- ными гимнастическими упражнениями. Ход: 1. Релаксация. 2. Правильная стойка: a) исходное положение — ноги на ширине плеч, чуть согнуты, ступни параллельны; b) таз подтянут, грудь не выпячивается и не проваливается; c) плечи расслаблено опущены вниз, локти не прижимают- ся к телу; d)    язык касается неба, челюсти расслаблены; е) глаза полуоткрыты, взгляд не фиксированный, подбородок подтянут; f) спина прямая расслабленная; g) ощущение, будто бы тело «подвешено» за макушку. 3. Фиксация состояния равновесия. 4. Дыхательные упражнения. 5. Движения позвоночника. 6. Потягивание, фиксация ощущения легкости.
2. Задача: создание телесного настроя на творческую работу. Ход: 1. Релаксация. 2. Потягивание. 3. Растирание себя. 4. Обстукивание себя. 5. Движения позвоночника. 6. Дыхательные упражнения. Задача: обучение приемам работы с глиной. Ход: 1. Медитация: вымешива- ние глины до однородной массы. 2. Приемы работы с глиной: a)     погружение рук в глину; b)     сжатие (вминание); c)     растяжение; < )) вытягивание; е) разрыв, протыкание; 0 раскатывание; g) прилепливание (влеплива- ние). Задача: сформировать ощущения округлости и плавности телодвижений. Ход: 1. Релаксация. a)      расслабление; b) подробное восстановление в памяти лепки — катание шара; c)      полное дыхание носом. 2. Упражнение для представ- ления движения шара внутри тела. Исходное положение: сидя на полу. Ноги скрещены. Представ-

1 -я часть занятия: медитативная гимнастика 2-я часть занятия: лепка 3-я часть занятия: медитативная гимнастика
  7. Настрой на внутреннюю работу, переход в класс лепки. 3. Катание шара. 4. Сохранение состояния, переход к мытью рук. ляются движения шара в голове и внизу живота. 3. Правильная стойка. 4. Движения копчиком (вправо-влево, по кругу, вперед-назад. 5. Закрепление ощущения равновесия. Ноги на ширине плеч. 6. Движения позвоночника. Представления позвоноч- ника как оси вращения движений шара. 7. Потягивание, фиксация ощущения легко
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...