Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Квалификация выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Учебный план
2012 года
Изучается
в 5 семестре
СОГЛАСОВАНО:
РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой лингвистики и лингводидактики _________________ Н.Л.Московская
«__» _____________ 2014 г.
Рассмотрено УМК
Протокол №___ от «___»__________
Председатель УМК института ______________ Н.Н.Дюмон
Зав. кафедрой лингвистики и лингводидактики
_________________ Н.Л.Московская
«__» ____________ 2014г.
Доцент кафедры лингвистики и лингводидактики
__________________ Н.Г.Пелевина
«__» ____________ 2014 г.
Ставрополь, 2014
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Лингводидактика
Рабочая программа дисциплины
Направление подготовки
45.03.02 - Лингвистика
Специализация
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Квалификация выпускника
Бакалавр
Объем занятий: Итого
108 ч.
3 з.е.
В т.ч. аудиторных
52ч.
Из них:
Лекций
Лабораторных работ
Практических занятий
18 ч.
0 ч.
34 ч.
Самостоятельной работы 20 ч.
Экзамен 5 семестр 36
Ставрополь, 2014
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Лингводидактика» - получить представление о ключевых положениях, тенденциях и направлениях в развитии лингводидактики.
Задачи учебного курса:
научить студентов применять полученные теоретические знания в процессе профессиональной деятельности, а также в процессе межкультурной коммуникации;
научить работать с научной литературой;
на основе полученных знаний самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить адекватные методы их решения.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы.
Связь с предшествующими дисциплинами
Дисциплина логично связана с введением в языкознание, введением в теорию межкультурной коммуникации и педагогической антропологией, практикумом по культуре речевого общения, теоретическими и практическими дисциплинами языкового цикла. Ее освоение происходит в 5 семестре.
Связь с последующими дисциплинами
Дисциплина закладывает теоретико-методологические основы изучения методики преподавания иностранных языков и культур как более практико-ориентированной дисциплины и готовит студентов к учебно-производственной практике.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
Наименование компетенции ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6
Индекс
Формулировка:
ПК-1
владением теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации
ПК-2
владением средствами и методами профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков
ПК-3
способностью использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме
ПК-4
способностью использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера
ПК-5
способностью критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности
ПК-6
способностью эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам
5.2. Структура и компонентный состав компетенции
Перечень компонентов
Технологии формирования компетенции
Средства и технологии оценки
Знает:
основной категориальный аппарат и понятийную систему современной теории обучения иностранным языкам, лингводидактики и методики обучения иностранным языкам;
ключевые положения и проблематику современной теории обучения иностранным языкам и ее элементов;
философские, методологические, психолого-педагогические, лингвистические основы теории обучения иностранным языкам;
специфические особенности процессов овладения иностранным языком/изучения иностранного языка/обучения иностранному языку;
основные положения теории языковой личности и ее лингводидактическую значимость
принципы, методы, проблемы обучения устному и письменному общению;
основные компоненты профессиональной компетентности учителя/преподавателя иностранного языка и входящие в нее компетенции;
стили и способы взаимодействия учителя/преподавателя и учащихся в процессе овладения иностранным языком.
Лекции, проблемные лекции
Самостоятельная работа
Собеседование
Тестирование
Умеет:
осуществлять сравнительный анализ различных лингводидактических систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимости в построении собственной стратегии обучения иностранному языку в рамках межкультурной коммуникации;
критически переосмысливать разнообразные методики, приемы, способы освоения иностранных языков, строить собственные смыслы и цели лингводидактических подходов;
отбирать и применять методы исследования учебно-познавательной деятельности учащихся;
применять методы педагогического и лингвистического исследования (анкетирование, тестирование и др.), уметь разрабатывать средства исследования и проводить эксперимент по выявленной проблеме;
оформлять результаты исследований в виде лингводидактических и методических разработок, курсовых и дипломных работ.
Практические работы
Самостоятельная работа
Собеседование
Коллоквиум
Владеет способностью:
обсуждать и вести дискуссии на профессиональные темы; выступать с подготовленным докладом или с развернутым комментарием на профессиональные темы; участвовать в дискуссии на профессиональные темы.
планировать и осуществлять лингводидактическую деятельность; находить ответы на дискуссионные и малоизученные вопросы лингводидактики;
применять знания в работе семинаров, дискуссиях и решении проблем реальной практики преподавания иностранных языков;
осуществлять рефлексивную деятельность, изучая учебники и учебные пособия по лингвистике, педагогике, лингводидактике, психолингвистике, социолингвистике; корректировать цели и ход своего профессионального образования, постоянно пополнять знания в области обучения иностранным языкам.
изучать и обобщать опыт работы преподавателя иностранных языков; работать с дополнительной литературой
Практические работы
Самостоятельная работа
Собеседование,
Тестирование
Экзамен
Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформиро-ванности компетен-ций
Индикаторы
Дескрипторы
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
Базовый
Знает:
- основной категориальный аппарат и понятийную систему современной теории обучения иностранным языкам, лингво
дидактики и методики обучения иностранным языкам;
- ключевые положения и проблематику современной теории обучения иностранным языкам и ее элементов;
- философские, методологичес
кие, психолого-педагогические, лингвистические основы теории обучения иностранным языкам;
- специфические особенности процессов овладения иностранным языком/изучения иностранного языка/обучения иностранному языку;
- основные положения теории языковой личности и ее лингводидактическую значимость
- цели, структуру, содержание, принципы линг
вистического образования;
- принципы, методы, проблемы обучения устному и письменному общению;
- основные компоненты профессиональ
ной компетентности учителя/пре
подавателя иностранного языка и входящие в нее компетенции;
- стили и способы взаимодействия учителя/преподавателя и учащихся в процессе овладения иностранным языком.
Не знает основной категориаль
ный аппарат и понятийную систему современной теории обучения иностранным языкам,
лингводидак
тики и методики обучения иностранным языкам
Имеет общее представление об основном категориаль
ном аппарате и понятийной системы современной теории обучения иностранным языкам,
лингводидак
тики и методики обучения иностранным языка
Знает основной категориаль
ный аппарат и понятийную систему современной теории обучения иностранным языкам,
лингводидак
тики и методики обучения иностранным языкам, специфические особенности
процессов овладения иностранным языком/изучения иностран
ного языка/
обучения иностранному языку, основные положениятеории языковой личности и ее лингводидак
тическую значимость
- цели, структуру, содержание, принципы
лингвистического образования
Умеет:
- осуществлять сравнительный анализ различных лингводидакти
ческих систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимости в построении собственной стратегии обучения иностранному языку в рамках межкультурной коммуникации;
- критически переосмыслива
ть разнообраз
ные методики, приемы, спосо
бы освоения иностранных языков, строить собственные смыслы и цели лингводидактических подходов;
- отбирать и применять методы исследования учебно-познавательной деятельности учащихся;
- применять методы педагогического и лингвистичес
кого исследова
ния (анкетирование, тестирование и др.),
- разрабатывать средства исследования и проводить эксперимент по выявленной проблеме;
- оформлять результаты исследований в виде лингводидактических и методических разработок, курсовых и дипломных работ.
Не умеет осуществлять сравнитель
ный анализ различных лингводидак
тических систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимос
ти в построе
нии собствен
ной стратегии обучения иностранному языку в рам
ках межкуль
турной коммуникации
В целом умеет осуществлять сравнитель
ный анализ различных лингводидак
тических систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимос
ти в построе
нии собствен
ной стратегии обучения иностранному языку в рам
ках межкуль
турной коммуникации
Умеет осуществлять сравнитель
ный анализ различных лингводидак
тических систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимос
ти в построе
нии собствен
ной стратегии обучения иностранному языку в рам
ках межкуль
турной коммуникации критически переосмысли
вать разнооб
разные методики, приемы, способы освоения иностранных языков, строить собственные смыслы и цели лингводидактических подходов;
отбирать и применять методы исследования учебно-познаватель
ной деятельности учащихся
Владеет:
способностью
- обсуждать и вести дискуссии на профессиона
льные темы;
планировать и осуществлять лингводидактическую деятельность;
находить ответы на дискуссион
ные и малоизученные вопросы лингводидакти
ки;
-применять знания в работе семинаров, дискуссиях и решении проблем реаль
ной практики преподавания иностранных языков;
-осуществлять рефлексивную деятельность, изучая учебники и учебные пособия по лингвистике, педагогике, лингводидактикепсихолингвистике,социолингвистике; корректировать цели и ход своего профессионального образования, постоянно пополнять знания в области обучения иностранным языкам,
изучать и обобщать опыт работы преподавателя иностранных языков;
-работать с дополнительной литературой
Не владеет способностью
обсуждать и вести дискуссии на профессиональные темы;
планировать и осуществлять лингводидак
тическую деятельность
В целом владеет способностью
обсуждать и вести дискуссии на профессиональные темы;
планировать и осуществлять лингводидак
тическую деятельность
Владеет способностью
обсуждать и вести дискуссии на профессиональные темы;
планировать и осуществлять лингводидак
тическую деятельность, осуществлять рефлексивную деятельность, изучая учебники и учебные пособия, корректирова
ть цели и ход своего профессионального образования
Повышен-ный
Знает:
полностью основной категориальный аппарат и понятийную систему современной теории обучения иностранным языкам,лингводидактики и методики обучения иностранным языкам, специфические особенности процессов овладения иностранным языком/изучения иностранного
языка/обучения иностранному языку, основные поло
жения теории языковой личности и ее лингводидактическую значимость
- цели, структуру, содержание, принципы линг
вистического образования
Уверенное знание основного категориаль
ный аппарата и понятийной системы современной теории обучения иностранным языкам, лингводидак
тики и методики обучения иностранным языкам, специфических особенностей процессов овладения иностранным языком/изучения иностран
ного языка/
обучения
иностранному языку, основные по
ложения тео
рии языковой личности и ее лингводидак
тическую значимость
- цели, структуру, содержание, принципы
лингвистического образования
Умеет:
- осуществлять сравнительный анализ различных лингводидакти
ческих систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимости в построении собственной стратегии обучения иностранному языку в рамках межкультурной коммуникации;
- критически переосмыслива
ть разнообраз
ные методики, приемы, спосо
бы освоения иностранных языков, строить собственные смыслы и цели лингводидактических подходов;
- отбирать и применять методы исследования учебно-познавательной деятельности учащихся;
- применять методы педагогического и лингвистичес
кого исследова
ния (анкетирование, тестирование и др.),
- разрабатывать средства исследования и проводить эксперимент по выявленной проблеме;
- оформлять результаты исследований в виде лингводидактических и методических разработок, курсовых и дипломных работ.
Уверенно умеет осуществлять сравнитель
ный анализ различных лингводидак
тических систем, подходов, принципов, содержания, технологий обучения на предмет их применимости в построении собственной стратегии обучения иностранному языку в рамках межкультурной коммуника
ции; отбирать и применять методы исследования учебно‑позна
вательной деятельности учащихся;
применять методы педа
гогического и лингвисти
ческого исследования (анкетирова
ние,тестирование др.), раз
рабатывать средства исследования и проводить эксперимент по выявлен
ной проблеме;
оформлять результаты исследований в виде лингводидактичес
ких и методи-ческих разработок, курсовых и дипломных работ
Владеет:
способностью
обсуждать и вести дискус
сии на профес
сиональные темы;
-планировать и осуществлять лингводидактическую деятельность, находи
ть ответы на дискуссион
ные и малоизу
ченные вопро
сы лингводи
дактики;
-применять знания в работе семинаров, дискуссиях и решении проблем реаль
ной практики преподавания иностранных языков;
-осуществлять рефлексивную деятельность, изучая учебники и учебные пособия по лингвистике, педагогике, лингводидактикепсихолингвистике,социолингвистике; корректировать цели и ход своего профессионального об
разования, постоянно по
полнять знания в области обучения иностранным языкам,
изучать и обобщать опыт работы преподавателя иностранных языков;
работать с дополнительной ли
тературой
Уверенно владеет способностью
обсуждать и вести дискус
сии на профес
сиональные темы;
планировать и осуществлять лингводидактическую деятельность, находить ответы на дискуссион
ные и малоизу
ченные вопро
сы лингводи
дактики;
применять знания в работе семинаров, дискуссиях и решении проблем реаль
ной практики преподавания иностранных языков;
осуществлять рефлексивную деятельность, изучая учебники и учебные пособия по лингвистике, педагогике, лингводидактикепсихолингвистике,социолингвистике; корректирова
ть цели и ход своего профессионального
образования, постоянно по
полнять знания в области обучения иностранным языкам,
изучать и обобщать опыт работы
преподавателяиностранных языков; рабо
тать с допол
нительной ли
тературой
6. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения лекций
№
Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
Объем часов
Форма
проведения
5 семестр
Раздел 1. Общетеоретические вопросы обучения иностранным языкам
Тема:Лингводидактика как общая теория обучения иностранным языкам
1.Истоки и предпосылки возникновения общей теории обучения иностранным языкам. Лингводидактика как наука: диахронический аспект и междисциплинарный характер. 2.Место лингводидактики в системе профессиональных знаний специалиста по лингвистике и межкультурной коммуникации. Зарубежные и отечественные теории обучения иностранным языкам.
3.Объект, предмет, методы исследования и основные категории лингводидактики. Роль лингвистических, педагогических, психологических, социологических знаний в становлении и развитии лингводидактики как интегративной науки.
4.Лингводидактика как методологическая основа обучения иностранным языкам.
Лекция- пресс конференция
Тема:Языковая личность как центральная категория лингводидактики. Лингвокогнитивная структура языковой личности.
1. Условия и закономерности развития билингвальной (полингвальной) и бикультурной (поликультурной) языковой личности в процессе обучения и преподавания иностранных языков.
2.Основные подходы к исследованию языковой личности: лингвистический, психологический, лингвопсихологический, лингводидактический и лингвокультурологический. Лингводидактическое представление языковой личности в трудах В.В. Виноградова.
3. Лингводидактическое представление языковой личности в трудах Ю.Н. Караулова.
4.Модель вторичной языковой личности.
Лекция - дискуссия
Тема:Языковая политика в области лингвистического образования. Компетентностная парадигма в обучении иностранным языкам
1.Цели, принципы, содержание, проблемы современной языковой политики в области лингвистического образования. Структура, содержание современного лингвистического образования.
2.Языковое образование как система: структура, функции, основные компоненты.
3.Языковая политика как отражение социокултурной и политической ситуации в государстве. Языковое строительство в странах ближнего зарубежья. Роль русского языка в объединении граждан России. Соотношение изучаемых языков как показатель социального заказа. Антропоцентричность как ведущий принцип современного языкового образования.
4.Компетентностный подход: характеристика, особенности, место в ряду образовательных направлений. Компетентностный подход и цели обучения ИЯ.
Проблемная лекция
Тема:Коммуникативная компетенция в содержании обучения иностранным языкам: компонентный состав
1.Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения ИЯ. Подходы к определению содержания ИКК. 2.Федеральные государственные образовательные стандарты и компетентностный подход.
3.Общеевропейские и российские уровни владения иностранным языком. Стандартизация средств контроля уровня развития коммуникативной компетенции.Соотношение общеевропейских и российских уровней владения иностранным языком.
4.Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки уровня сформированности межкультурной компетенции учащегося
Лекция – диалог на основе мини проектов
Тема:Иностранный язык как объект овладения и обучения.
1.Стили и категории овладения иностранным языком. Факторы, влияющие на специфику процессов овладения иностранным языком/изучения иностранного языка /обучения иностранному языку.
2.Определение понятий «язык», «родной язык», «неродной язык». Понятия «иностранный язык», «обучение языку», «овладение языком», «изучение языка». Процесс овладения иностранным языком в естественной и искусственной языковой среде.
3. Двусторонность процесса обучения: единство обучающей деятельности учителя и учебной деятельности ученика. 4.Иностранный язык как цель и средство обучения.
Мозговой штурм
Совместный анализ понятий
Тема: Межкультурный подход в обучении иностранным языкам. Межкультурная компетенция.
1.Понятие «культура» в лингвообразовательном ракурсе. Соизучение языка и культуры – новая методология процесса обучения ИЯ.
2.Культуроориентированные подходы к обучению ИЯ: лингвокультурологический, социокультурный, межкультурный.Учитель как медиатор культур.
3.Взаимосвязанное бучение языку и культуре как основа формирования способности к межкультурной коммуникации.
4.Понятие «межкультурная компетенция». Лингвопсихологи
ческая характеристика
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Тема:Билингвизм и его типы. Иностранный язык как объект овладения и обучения иностранному языку.
1.Сущность билингвизма. Учебный билингвизм. 2.Иностранный язык как учебный предмет: исторический ракурс. Иностранный язык как учебный предмет: современное состояние.
3.Сравнение предмета «иностранный язык» со смежными учебными дисциплинами. Особенности иностранного языка как учебного предмета.
4.Обучение иностранному языку в естественных и искусственных условиях.
Лекция - презентация
Тема: Текст как объект коммуникативной деятельности человека.
1.Подходы к определению понятия «текст» и особенности процесса восприятия и понимания иноязычного текста.Особенности, типология, экстралингвистические, этнокультурные, психологические и лингвистические трудности порождения и понимания иноязычных высказываний.
2.Роль фоновых знаний в понимании текста; фреймовые и когнитивные пресуппозиции.
3.Текст как единица обучения.
4. Соотношение понятий «текст» и «дискурс». Дискурсивные стратегии.