Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая листовка как жанр прямой политической рекламы (Гринберг Т.В.)




Листовка (Кривоносов)

 

Листовка — один из важнейших жанров политических коммуникаций и представлена соответственно только в политическом PR. Поэтому именно в данном параграфе мы кратко укажем некоторые параметры текстов, функционирующих в этой сфере политических коммуникаций.

О. П. Кудинов пишет о различных в политической сфере обращениях (в терминологии теории коммуникаций — сообщениях) и выделяет следующие их типы:

  • имиджевые, направленные на массового избирателя;
  • идеологические, направленные на отдельные группы населения, разделяющие определенные идеологические ценности;
  • проблемные направленные на малые группы населения, объединенные общими проблемами;
  • индивидуализированные, направленные на отдельных, не связанных между собой избирателей, имеющих общие «электорально-психологические характеристики». Говоря об эффективности политического текста, исследователь определяет его основные характеристики. Эффективный политический текст должен:

 

  • «привлекать и удерживать внимание аудитории, на которую направлен;

 

  • доносить до аудитории, прямо или косвенно, нужные представления о кандидате и его программе;

 

  • вызывать положительную реакцию;

 

  • побуждать людей к определенным действиям, прежде всего, голосовать за кандидата».

 

Цели:

  • обеспечение узнаваемости имени кандидата (идентификация имени)
  • позиционирование,
  • создание имиджа кандидата,
  • сравнение с политическими противниками и формирование контраста с ними, постановка,
  • обсуждение и указание путей решения проблем,
  • критика соперников,
  • контрмеры на их критику,
  • убеждение избирателей отдать голос кандидату,
  • обеспечение явки избирателей на выборы.

Итак, листовка — это комбинированный PR-текст, содержащий информацию о базисном субъекте политических коммуникаций (партии, движении или персоне), служащую целям позиционирования, приращения или отстройки паблицитного капитала данного субъекта PR.

В отечественной литературе сегодня наиболее полное описание текстовых параметров листовки принадлежит О. П. Кудинову. Исследователь обращает внимание, прежде всего, на «основные информационные элементы и реквизиты листовок»:

  • формат и общий дизайн, фамилия и имя кандидата, фотография кандидата, цветовое решение, идеологические маркеры («за кого, за что?», «против кого, чего?»), лозунги и призывы, побуждающие к определенным действиям, факты биографии кандидата.
  • это могут быть выдержки из программы кандидата, рассуждения о том, почему данный кандидат лучше других, критика соперников, размеры и вид основных шрифтов, качество бумаги, на которой напечатана листовка, адрес штаба кандидата, выходные данные листовки. Элементы второго уровня предназначены для подтверждения положительного впечатления о кандидате через аудиально-визуальные интеллектуальные каналы восприятия.

 

классификации листовок (Кудинов).

По способу передачи содержания информации: настенные, листовки-прокламации (двусторонние, распространяемые, как и собственно листовки, путем прямой или личной рассылки) и плакаты. В группе листовок-прокламаций выделяются сигнально-информативные листовки (небольшого или нестандартного формата со сверхмалым объемом агитационного текста). Такие листовки соединены с какой-либо значимой для избирателя дополнительной информацией (карты-схемы метро, транспортных маршрутов, расписание движения транспорта, справочные материалы – телефонный справочник по региону, телефоны служб админист­рации, так называемые экологические телефоны и под.).

Сигнально-информативная листовка обычно представляет собой своего рода «визитную карточку» кандидата с его фамилией, именем, отчеством, фотографией, слоганом, с краткой биографией и указанием уровня квалификации и компетентности. На обратной стороне может быть напечатан образец избирательного бюллетеня, в котором отмечается фамилия кандидата.

По содержанию: презентационная и агитационная.

Текстовая структура листовки. Как указывают московские исследователи текстов письменной рекламы, «злободневность содержания — одна из ведущих характеристик листовки в ее политическом варианте». Обязательными компонентами как презентационной, так и агитационной листовок будут следующие: информация о кандидате — фамилия, имя, отчество; принадлежность к политическому движению, партии; избирательный округ, слоган; информация о контактных телефонах кандидата, его штаба, его доверенных лиц. Факультативными, но частотными компонентами листовки будут являться иконические материалы.

Особой разновидностью презентационной листовки считается платформа кандидата, которая составляется как официальный документ. Платформу не следует перегружать различного рода идеологическими и философскими сентенциями, она должна быть предельно точной и конкретной, направленной на проблемы избирателей и способы их решения.

 

Структура агитационной листовки:из 5—10 предложений и включает следующие, кроме указанных нами выше обязательных, компоненты: обращение к избирателю, элементы программы, призыв к избирателю. Первая часть, как отмечает О. П. Кудинов, «может создавать „образ врага" или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть предполагает изложение путей борьбы с „врагом" или создает положительную установку на восприятие кандидата»):

 

Презентационная листовка как раз предполагает модус индикативности, агитационная — модус императивности. Возможность выражения в тексте листовки обоих модусов приводит большинство исследователей к мысли о том, что листовка есть инструмент рекламных коммуникаций (как, собственно, и в «чистой» — коммерческой рекламе, листовка предлагает информацию о товаре или услуге, являясь «агитацией» за приобретение последних). Оставляя в стороне проблему демаркации «политический PR — политическая реклама», не получившей еще в литературе однозначного решения, мы будем рассматривать как презентационные, так и агитационные листовки как комбинированные PR-тексты.

Оформление листовки.

  • Рекомендуется при оформлении листовки использовать не более трех цветов, кроме фонового, не употреблять несочетаемые цвета, осторожно использовать цвета, несущие устоявшиеся эмоционально-смысловые нагрузки — черный, красный, зеленый, цвета национального знамени

Политическая листовка как жанр прямой политической рекламы (Гринберг Т.В.)

Политическая листовка, или прокламация, — «жанр, уходящий своими корнями в глубину веков. Их бытование в Европе фиксируется уже с XIV в., с момента освоения производства бумаги как достаточ-но дешевого носителя информации. А в эпоху Реформации распространение и популярность листовок достигает поистине гигантского размаха. Именно эти «летучие листки», прошедшие путь от письменного до печатного вариантов, стали основными носителями политических текстов и, можно сказать, подготовили наступление многих войн и революций. Злободневность содержания — одна из ведущих характеристик листовки в ее политическом варианте»5.

Сохранились свидетельства об использовании в политических целях рукописных листовок еще в античную эпоху: в 44 г. до н.э., в год убийства Цезаря — в Риме тиражом 1000 экземпляров разошлась листовка следующего содержания: «Совет двадцати призывает: готовьтесь свергнуть Вашего тирана. Пусть каждый римлянин перепишет эту листовку пять раз и разошлет ее. Смерть Цезарю за нашу Родину!». В Неаполе позже появились первые копии другой листовки: «Каждую листовку законопослушный римлянин перепишет по пять раз. Начиная с 16 сентября этого года римляне должны делать покупки в лавках, являться в суд и другие общественные места только по четным дням календаря. Не дадим Цезарю тиранить Рим! Совет двадцати»6.

В своих письмах Цезарь писал Катуллу: «Кто-то изобрел способ и пишет прокламации. Это вызывает мой интерес. Думаю, что я знаю, как бороться с этим. Один из способов борьбы с нежелательной пропагандой — выпуск листовок от имени самого тирана — Юлия Цезаря. В них я буду отрицать все свои злодеяния — это должно привести к столкновению интересов в обществе»7.

Современная российская политическая листовка — мощнейший инструмент воздействия на избирателей. Согласно социологическим опросам, более 50% избирателей знакомятся с основными идеями предвыборных платформ кандидатов из листовок, расклеенных или полученных ими по почте8. С помощью одной только листовочной кампании совершенно неизвестный кандидат может получить до 5% голосов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...