Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема дебатов: «Уровень коррупции в Российской Федерации в ближайшие 5 лет не может быть существенно снижен».

Положение об игре: «Дебаты»

 

(составлено на основе Методических указаний к организации и проведению игры «Дебаты»// sv-sidorov.ucoz.com/Studentam/pedagogicheskie_ debaty. doc; разработок Митрошиной Т.М. «Образовательная технология «Дебаты», Мациевской В.К. «Компетентностный подход и уроки-дебаты»)

 

Место проведения: юридический факультет ОГУ

Дата и время проведения: 18 мая 2012 г., 15.00

Тема дебатов: «Уровень коррупции в Российской Федерации в ближайшие 5 лет не может быть существенно снижен».

Цели проведения игры: расширение общекультурного кругозора; развитие интеллектуальных способностей; развитие исследовательских и организационных навыков; развитие творческих качеств; развитие коммуникативных умений; развитие ораторских способностей; формирование гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Игра состоит в том, что одна из команд представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и экспертов в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»).

 

Основными участниками игры выступают:

· председатель,

· секретарь,

· две команды («У» – утверждения и «О» – отрицания), состоящие из трех человек – спикеров.

Также в игре принимают участие три эксперта, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные студенты играют роль зрителей.

Команды формируются из студентов трех факультетов (юридического, философского, экономического) следующим образом. При этом от каждого факультета требуется 3 человека, один из которых является членом команды «У», другой – членом команды «О», третий входит в состав экспертов.

Задачи председателя:

  • организует и проводит председатель.

Не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Роль председателя выполняет студент 5 курса юридического факультета.

Задача секретаря:

  • помогает председателю: информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов (см. Приложение 1).

В качестве секретаря выступает студент юридического факультета.

Задача экспертов:

  • оценивают спикеров, ведут свои протоколы (см. Приложения 2,3).

Экспертная группа состоит из трех преподавателей.

Задачи спикеров:

Первый спикер утверждающей команды (У1):

• представляет утверждающую команду, тему, обосновывает ее актуальность;

• дает определения понятиям, входящим в тему;

• представляет точку зрения утверждающей команды;

• обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

• представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

• переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

• четко формулирует общую линию утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Первый спикер отрицающей команды (О1):

• представляет отрицающую команду;

• отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

• принимает определения, представленные утверждающей стороной;

• представляет позицию отрицающей стороны;

• принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

• представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

• опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером утверждающей команды (У1);

• четко формулирует общую линию отрицающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Второй спикер утверждающей команды (У2):

• восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

• приводит новые доказательства;

• повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

• подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

• опровергает отрицающий кейс;

• не приводит новые аргументы;

• четко формулирует общую линию утверждающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).

Второй спикер отрицающей команды:

• восстанавливает отрицающую позицию;

• подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

• продолжает опровергать утверждающую позицию;

• приводит новые доказательства;

• не приводит новых аргументов;

• четко формулирует общую линию отрицающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей команды (У1).

Третий спикер утверждающей команды (У3):

• еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

• следует структуре утверждающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей команды (У1), и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

• выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

• сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

• не приводит новых аргументов4

• завершает линию утверждения;

• задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

Третий спикер отрицающей команды (О3):

• еще раз акцентирует узловые моменты;

• следует структуре отрицающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей команды (О1), и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

• выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

• сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

• завершает линию отрицания;

• не приводит новых аргументов;

• задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

Правила поведения спикеров:

Игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, осуществляемые в определенном порядке, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (дается не более 8 мин в течение игры каждой команде). Время для подготовки (тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости.

Начинает выступление первый спикер команды «У», который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него третий спикер отрицающей команды задает ему вопросы. Затем выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Третий спикер утверждающей команды задает ему вопросы. Дальше действия происходят следующим образом:

«вторые номера» обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);

«первые номера» задают им вопросы;

«третьи номера» подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Регламент игры

 

Спикер Время выступления Комментарий
У1 10 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
О1 10 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)
У3 к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У2 7 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)
О1 к У2 3 мин Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О2 7 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)
У1 к О2 3 мин Первый спикер отрицающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)
Итого: не более 80 минут (при условии, что ответы на вопрос не должны превышать 5 минут)

 

 

Рекомендации спикерам

 

  • в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;
  • каждый участник команды имеет право выступить только один раз;
  • в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
  • спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
  • эксперты оценивают аргументы, но не участников.

После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура кейса

 

Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы, подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т.е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. Следует обратить внимание студентов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.

Рекомендации экспертам

Эксперты должны оценить действия спикеров на основе критериев, излагаемых в Приложении 2.

Типичные ошибки, которые могут присутствовать в выступлениях спикеров.

 

Типичные ошибки по обобщенному критерию «Структура»:

· Нелогичные предсказания;

· Ложные заключения;

· Неправильное распределение ролей, т.е. выступление не соответствует роли спикера;

· Неуместное или нелогичное развитие аргументации.

· Хронологические ошибки - проведение частей дебатов вне логической последовательности.

· Несоблюдение регламента (превышение или неполное использование времени - меньше 1 мин.).

Типичные ошибки по обобщенному критерию «Способ»:

· Небрежное поведение;

· Несоответствующая мимика и жестикуляция;

· Излишняя агрессивность;

· Речевые ошибки;

· Излишнее использование сленга;

· Монотонная речь;

· Плохая артикуляция;

Типичные ошибки по обобщенному критерию «Содержание»:

· повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;

· Утверждение мнения, а не фактических доказательств;

· Неясное или неправильное определение понятий темы;

· Отклонение от темы. Оно происходит из-за плохой подготовки;

· Несоответствия аргументов теме или критерию;

· Ложные аналогии, часто они являются притянутыми за уши;

· Мелочи: всегда не соответствуют делу и являются потерей времени;

· Атаки на личность, а не на аргументы;

· Путаница слов и вещей;

· Излишнее цитирование: выступающие должны высказывать свою точку зрения и пользоваться мыслями других лишь для поддержки своих мыслей;

· Неправильная интерпретация лингвистических единиц;

· Неправильная дедукция - историческая ошибка: т.е. история не обязательно себя повторяет, поэтому аргументация, основанная на этом, может быть ложной.

 


Приложение 1

 

Спикер Время выступления Комментарий Пометки о нарушениях
Команда «У» Команда «О»
У1 10 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)    
О3 к У1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)    
О1 10 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)    
У3 к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)    
У2 7 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)    
О1 к У2 3 мин Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)    
О2 7 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)    
У1 к О2 3 мин Первый спикер отрицающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)    
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)    
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)    
Итого:      

Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...