Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И геометрических фигур на две и четыре равные части




(задача 11)

Замечание: задача относится сразу к трем разделам: «Количество» — определяется количество частей (понятие дроби);

«Величина» — сравниваются по размеру части и целое, части между собой;

«Форма» — делятся на части геометрические фигуры и опре­деляется форма частей.

Наглядный материал:

Реальные объемные предметы: яблоко, хлеб, торт и др.

Реальные плоские предметы четкой знакомой формы: лента, блин, лист бумаги и др.

Модели геометрических фигур: квадрат, круг, пря­моугольник и др.

 

 

Методика обучени я

Содержание работы:

—В старшей или подготовительной группе начинаем обуче­ние с объемных предметов, затем делим на части плоские предметы ярко выраженной формы, потом рассматриваем
геометрические фигуры.

—Сначала учим делить на 2, затем на 4 равные части.

—Учим называть форму частей, сравнивать по размеру части и целое, части между собой.

—Знакомим с отношением: чем больше предмет, тем боль­ше его часть.

—Учим составлять из частей целое.

Фрагмент 1:

—У Лены одно яблоко. Пришел Миша. Как быть?

—Разделим яблоко пополам.

—Сколько получилось частей? (Две.)

—Какие части между собой? (Равные, одинаковые.)

—Как можно назвать каждую часть? (Половина.)

—Сравните часть и целое между собой.

Замечание: правильно говорить: «пополам», а не «напопо­лам».

Правильно говорить: «равные части», а не «ровные части».

Фрагмент 2:

—- Вале подарили 1 ленточку, а у нее 2 косички. Как быть?

—Сложим ленточку пополам. Подравняем уголки, сделаем линию сгиба и разрежем.

—Сколько частей получилось?

—Как называется одна часть?

—Какие части между собой?

— Что длиннее — целая лента или ее половина? Что короче?
Аналогичная работа на раздаточном материале. Учим делить на две равные части (пополам) полоски бумаги прямоугольной формы: правильно складывать так, чтобы уголки совпали, делать линию сгиба, разрезать по ней. Задаем аналогичные вопросы на закрепление.

Фрагмент 3:

— Что это? (Квадрат.)

— Что вы про него знаете? (У квадрата 4 угла, 4 равные сто­роны.)

— Посмотрите, какие фигуры я из него сделаю.

Воспитатель соединяет противоположные углы квадрата, пе­регибает его по диагонали, разрезает по линии сгиба и делает два треугольника. Все действия необходимо подробно прогова­ривать.

—Какие геометрические фигуры получились? (Треуголь­ники.)

—Что вы знаете про треугольник? (У треугольника 3 сторо­ны, 3 угла.)

— Сколько получилось частей? (Две.)
— Какие они между собой? (Равные.)

— Как по другому можно сложить квадрат, чтобы получи­лись другие фигуры?

Воспитатель выслушивает ответы и делает из квадрата два прямоугольника. После обсуждения проводится аналогичная ра­бота

Фрагмент 4:

— Что это? (Круг.)

— Как его разделить на 4 равные части? (Сначала круг делим пополам, потом каждую половину еще пополам.)

— Сколько получилось частей?

— Какие они между собой? (Равные.)

— Одну часть можно назвать «четверть». Повторите.

— Сравните целое и четверть.

— Сравните половину и четверть.

— Сравните две четверти и половину.

 

Задание для самостоятельной работы студентов

Предложить методику формирования представлений о площади и ее измерении у старших дошкольников.

 

 

Лекция № 10

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ

И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ

ПЛАН

1. Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура».

2. Значение развития у дошкольников представлений о фор­ме и геометрических фигурах.

3. Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия формы предметов.

4. Особенности развития представлений о форме и геометри­ческих фигурах у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное от­ражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры явля­ются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

Понятие «геометрическая фигура» является одним из исход­ных математических понятий, оно образовалось с помощью аб­страгирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

 

Задание студентам:

Повторить тему «Геометрические фигуры» из курса математики.

Дошкольники знакомятся:

• с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различны­ми линиями (обычно в процессе изобразительной деятель­ности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольни­ком, овалом;

• обобщающими понятиями: четырехугольником, много­угольником;

• объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллеле­пипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто использу­ются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша»
и др.).

Необходимо обучать детей:

• правильным приемам обследования формы;

• развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;

• учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;

• группировать предметы и фигуры по признаку формы;

• определять форму окружающих предметов;

• видоизменять фигуры;

• создавать модели предметов из геометрических фигур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...