Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы изучения литературного произведения




Вступительное занятие.

Цель -активизировать интерес школьника к чтению произведения, подготовить к встрече с писателем и к восприятию изучаемого произведения. Основные ситуации: подготовка к восприятию текста (вступительное слово учителя 15-20/45 мин-историч, биографич сведен, тематика, проблем, содержан), выразительное чтение произвед учит или подгот учен (для небольш произвед, лирики), проверка первичного восприятия (непосредственное восприятие; беседа, анкетирование, иллюстрирование, творч письм раб-выявление эмоциональн реакции школьников). Содержание и методы зависят от: рода, жанра и специфики текста; возраста; предыдущ читательск опыта; целей; послед направл анализа. Вступит занят не должно содерж исчерпывающ хар-ки, оставляя место для предстоящего анализа.

Работа с произведением.

Чтение и анализ произведения. Чтение создает установку на анализ. Виды: выразит (треб не просто правильного произнесения текста, но наполнения чтения чувством и мыслями читателя); комментированное; по ролям; мастерами худож слова. Школьный анализ -углубленное прочтен худож текста, проникн в мысль автора. Специфика: учитывание возраста, формир умений восприяним, анализир и оценив текст, опора на первичное восприят, принцип последоват-от прост к сложн, опора на уровень чит развит, проблемность-совершать открытия, избирательность, вариативность-учит выбир свой вариант разбора (путь, приемы-литературоведческ, методическ (школьн), вид анализа-детальный, выборочно-направленный, обзорный). Пути анализа: вслед за автором -в основе сюжет произведения. Осн звенья – эпизод, сцена, глава. 5-6 кл; пообразный -анализ образов персонажей Исп-ся в средн и в старш кл. Особенно актуален в 7-8 кл; проблемный -система усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе котор ученик под рук-вом учителя овладевает содержанием предмета. Создание проблемн ситуац требует прежде всего постановки острого вопроса, котор станет началом проблемн подхода к теме. Проблемн вопрос подразумевает наличие неск возможностей его решения, неск вариантов ответа. Вопрос должен создать возможность альтернативн ответов, вести к поиску доказательства решения; проблемно-тематическ- воснове ведущие идеи, темы произв.

Заключительное занятие.

На заключит занятиях нельзя повтор предыдущ ход работы. Здесь необходимо заново осмыслить изученное, чтобы для учащ выявился не обнаруженный ранее угол зрения на произв. Заключит занят должно создать ощущен глубины и неисчерпаемости произвед. Нужно, чтобы учащ заново осмыслил произв. Чтобы заключит занят не сводилось к обобщению и повторению пройденного, учитель использ разн формы работы: чтение небольш произв учащ или мастерами худож слова; рассматривание иллюстрац. Чтобы сделать нов открытия в произв на заключит этапе, нужно вызвать у школьн потребность повторн обращен к произв, заставить задуматься над более сложн задачей, чем те, котор уже решены. Создать проблемн ситуац в конце анализа. В старш кл усиливается степень самостоят-сти учащ на заключит занят. Заключит занят – этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произв. Поэтому вопросы, над котор работал класс в процессе анализа, должны найти здесь законченное выражение. Должен быть взгляд на произв в целом, а не анализ в деталях. Появлению у школьн общего взгляда на произв помогает работа над критическ статьей, сопоставлен различн трактовок произв в критике и искусстве. В классе должна быть создана ситуац, когда школьн самостоят-но защищают опред мнение о произв, применяют накопленные в процессе анализа знан.


Проблема путей анализа

1. Построение школьн анализа опир-ся на сложившиеся в методическ науке и школьн практике пути анализа лит произв. Путь анализа – это особая последовательность анализа, ход рассмотрения лит произв. Обычно выд 4 пути анализа: «вслед за автором»; пообразный; проблемно-тематическ; проблемный. Кажд из них облад особ св-ми, плюсами и минусами. Вслед за автором- воснове эпизод, сцена, глава, акт. Определяется сюжетом. Достоинства: естественность порядка разбора, следование за развивающейся мыслью автора, опора на непосредственное, живое восприятие, чтение становится направленным (под руков учит, с вопрос), учащ следят за развитием сюжета, выделяя центральн эпизоды, мотивируя поступки героев. Недостатки: учащ трудно сопоставить части произв; неясное представление об общей картине; отсутствие обобщенности, возник риск превращения в комментированное чтение, пересказ; неэкономный во времени. Примен в средн кл. Пообразный -в центре система образов персонажей. Достоинства: выявл-ся центральн для произведения связи, при изуч больш произвед, более экономный по времен, глубок раскрыт образ и показ их знач, способств самопозн уч, т.к. в центре личность героя. Недостатки: деление героев на положит и отрицат, главн и второстеп;, нет вопроса читалось ли произвед и какие мысли вызвало, образы учен готов по критике, готов шаблонам, образы рассматр вне связи с другими. Примен с 7-8 кл, когда у школьн повышается интерес к нравствен проблем. Проблемно-тематическ- воснове ведущие идеи, темы, проблемы произв. Достоинства: охват произвед в целом, осмыслен темат и проблемат, раскрыв законы сцеплен авторс мысли, при изуч больш произвед, когда оно прочитано заранее. Недостатки: возможен отрыв от текста, от образов и восприятия, ведет к формальному усвоению текста без эмоц воспри. В связи с этим необход, анализируя произв, постоянно обращаться к тексту, детально анализир отдельн эпизоды и постоянно читать текст на уроке. Примен в старш кл при условии прочитанного произв, когда на него отводится мало времени. Проблемный. Создание проблемн ситуац требует прежде всего постановки острого вопроса, котор станет началом проблемн подхода к теме. Проблемн вопрос подразумевает наличие неск возможностей его решения, неск вариантов ответа. Вопрос должен создать возможность альтернативн ответов, вести к поиску доказательства решения. Самостоятельность должна выражаться не только в умении учен сформулир-ть свою т зрен, но и в их способности аргументир-ть ее, сопоставить с др мнениями, пересмотреть свои прежние впечатления, если они оказались неоправданными.

2. В живой школьной практике пути анализа в чистом виде используются не всегда. Они сочетаются и взаимодействуют. Рекомендуют 1-е главы-вслед за автором, затем пообразн или проблемн, а на заключит зан пробл-тематич. Так же существует пробл выбора пути.

3. Выбор зависит от: 1) специфики худож текста (драма-по ходу развит действ, лирика-вслед за автор, по строфн смена чувтств, эпос-любой), 2) класса (средн-по ходу развит действ, вслед за автор, иногда пообразн, старшпообразн и пробл-тем), 3) кол-во часов (много-вслед за авт, мало-пообр, пробл-тем).


Анализ, принципы анализа

Школьный анализ -углубленное прочтен худож текста, проникн в мысль автора.

Главное для учителя в проц анализа помочь шк разобраться в прочит.

Специфика: учитывание возраста; формир умений восприяним, анализир и оценив текст; показ важности каждого анализир элемента; опора на первичное восприят; принцип последоват-от прост к сложн; опора на уровень чит развит; проблемность-совершать открытия; должен обнаруж лично значимое для школьн; уделение места вечным вопр; должен вести к целостному воспр текста.

Принципы шк анализа:

1. Научности

2. Историзма

3. Целостности (целостное восприятие текста)

4. Последовательности (от простого к сложному)

5. Единства содержания и формы (что, как, почему и зачем автор изобразил)

6. Избирательность (нет цели полностью разобрать все уровни произведения, выбир наиб яркие эпизоды, сцены; лучше говорить о немногом, но в котором раскрыв автор мысль).

7. Единство анализа и синтеза (необходимо отслеж сцеплен авторск мысли, в детали видеть идею текста, обобщать прочит)

8. Вариативность (учит выбир свой вариант разбора (приемы анализа-литературоведческ (позиция автора), методическ-(школьн) (активизац позиции школьн, творч задания), вид анализа-детальный, выборочно-направленный, обзорный, путь анализа – вслед за автором, пообразный, проблемный, проблемно-тематический).

Выбор зависит от: 1) специфики худож текста, 2) класса, 3) кол-во часов, 40 целевых установок учителя.

Урок по одному и тому же произведению может пройти по-разному в разных классах.


Методы и приёмы

Метод – система последовательн, взаимосвязанн действий учит и учащ, направленных на усвоение школьниками содержания образования (знаний, умений, опыта творч деят, отнош к себе и миру). Метод реализуется через приемы. Приемы – отдельн шаги в работе, способ взаимодействия учит и учен. Существует много классификаций методов, но общепризнанной стала кл Кудряшова: 1) метод творч чтения; 2) эвристическ метод; 3) репродуктивн; 4) исследовательск. Эти методы широко исп-ся в совр школьн практике. Эта классификац учит специфику лит-ры как уч предм. Выбор метода завис от: 1) Специфики лит темы, 2) Кол-ва учебн часов (более экономн репродуктивн), 3) Возраста ученика, 4) Уровня лит развития школьн, 5) Целей и задач урока, 6) Системы работы учителя в данном классе. Как правило методы на уроке исполь в сочет.

Метод творч чтен. С его помощью учитель воздейств на сферу эмоц, чувств, воображ шк, использ и в средн, и в старш кл. Приемы: выразит чтение (учителя, чтение мастеров худ слова, отдельн сцены из пьес в исполнении актеров); обучение выр чтен учащ; комментированн чтение, различные виды пересказов (подробный, сжатый, выборочный, творческий-воспроизвед внутр сост героя, худож-внимание стилю автора); домысливание сюжета (пролог, эпилог, вставн глава); наблюд над текстом, стилист эксперим, стилизац (на стиль автора); иллюстрирование; словесн рисов; кадроплан (раскадровка); киносценарий; сочинен инсцинир. Но в процессе выполнения творч зад не должно быть произвольн фантазиров.

Эвристический. Активизирует мыслительную деятельность шк. Использ, когда анализ станов процес поиска истины, вызыв нравств открыт. Учитель ведет за собой ученика. Приемы: 1) эвристическая беседа (построение системы вопросов, котор вели бы мысль учащ последовательно от наблюдения над явлением к анализу явления. Ответ на 1 вопр предполаг след. Репродукт, аналитич (почему?), проблемн вопр); 2) эвристическое задание (различного рода сопоставления); 3) сочинение проблемн характ (в основе пробл вопр, на кот учен нужно ответ письм, чит в позиц критика). Этот метод развивает критическое мышлен школьников, учит самостоятельному приобретению знаний.

Репродуктивный. Сущность его закл в том, что учащ получ знания как бы в готовом виде. Самый экономный по времени. Приемы: рассказ, сообщение, слово учителя; лекция; чтение учебн, критич статей; конспектир; заучив наиз; составлен плана (простого, сложного, цитатного); составл хронологич табл. Задача: обеспеч не механич запомин, а сознат усвоен матер, необход использ спос АПД (проблемн излож, интересн сведен, составл консп, тезисов по лекц учит, индивид сообщен учит, элементы беседы, работа с учебн (найти отв на?), наглядность).

Исследовательский. Использ в старших кл, в средн-мини исследования. Использов заданий исслед хар, кот шк выполняют самост, без пом учителя. Результаты оформл ввиде сообщен, докладрв, рефератов и обязат оцениваются (содержан, структ, умен защищ, культ высткпл, творч подход, актуальность). Перед учителем стоит задача придумать интересную тему исслед хар).

Как правило методы на уроке используются в сочетании.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...