Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние темперамента на процесс принятия управленческих решений




Индивидуальность человека отражается также и в особенностях его темперамента, характеризующего степень возбудимости и проявляющихся в отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Темперамент оказывает существенное влияние на подходы личности к РУР. Выделяют четыре типа темперамента. Личности холерического темперамента предпочитают быстроту, оперативность и индивидуализм при РУР. Часто именно эти качества оказываются важнее долговременной проработки решения. Однако холерики не всегда успевают тщательно оценить ситуацию и сформировать истинную проблему. Их решения порой носят спонтанный характер. Решения, принятые холериком, характеризуются высоким уровнем риска, решительностью и бескомпромиссностью. Личности сангвинического темперамента имеют более спокойный тип мыслительной деятельности. Они так же, как и холерики, быстры и оперативны при РУР, однако индивидуализму предпочитают коллективное обсуждение ключевых проблем или ключевых элементов уже принятых ими решений. Сангвиники хорошо работают как со специалистами, так и с информационными системами поддержки решений. Личности флегматического темперамента предпочитают затратить больше времени на разработку УР, чем на его реализацию. Для них важен избыток информации, мнений и советов по решаемым задачам. Их решения характеризуются высоким уровнем безопасности и обдуманности. При реализации своих решений флегматики решительны и настойчивы. Они больше доверяют специалистам, чем информационным системам. Личности меланхолического темперамента очень ответственно подходят к РУР. Они пытаются учесть все возможные отрицательные последствия реализации решений. Часто второстепенные проблемы (мелочи) возводятся ими в ранг первостепенных. Меланхоликам требуется много времени, большой объем информации, советников и различных утверждений. Решение, принятое меланхоликом, отличается детальной проработанностью и реальностью выполнения. Меланхолики принимают эффективные решения в области стратегического планирования, конструирования и т.д. Работа в напряженных ситуациях им противопоказана. Меланхолики постоянно погружены в свою работу в компании и дома. При реализации своих решений они постоянно следят за ходом их выполнения, помогают исполнителям, вникают во все тонкости возникших проблем.В реальной действительности редко встречаются люди с ярко выраженными типами холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Обычно это промежуточные значения в линейке темпераментов

19..Системные уровни и парадигмы принятия управленческих решений Согласно сложившимся к настоящему времени научным представлениям, разработку решений целесообразно проводить на трех системных уровнях: концептуальном; операциональном; элементном. Концептуальный уровень – это уровень оценки «полезности» деятельности всей организации в целом. Такая оценка выносится на основе использования наиболее общей информации, анализируются проблемы (или задачи) содержательно и оценивают их информационную обеспеченность, делают наиболее общие выводы об их приоритетах, выбирают наиболее актуальные проблемы для решения. Главная цель – установить возможные и перспективные направления будущей деятельности по устранению проблем, наметить общую последовательность действий. Ошибки, допущенные на этом уровне не могут быть устранены в последующем, т.е. это уровень стратегического обоснования решений. На операциональном уровне подробно исследуют контекст, содержание операции по достижению намеченных целей, определяют «порядок движения» к цели. Главная задача – планирование операции. Для этого строят модель операции, оценивают влияние объективных и субъективных факторов, определяющих ее ход и исход, генерируют альтернативы и на основе оценки 42 эффективности принимают решение относительно того, какую из альтернатив следует считать наилучшим способом достижения цели. Это уровень тактического обоснования решений. Элементный уровень – это уровень исполнительных звеньев, здесь оценивают качество исполнителей и ресурсов, происходит выбор технологического приема, обеспечивающего наиболее выгодное решение поставленной задачи. Для современной теории принятия решений уже определена система теоретических и методологических предпосылок, на которых базируется любое конкретное научное исследование и которые воплощаются на практике. Для обозначения указанной совокупности предпосылок, вытекающей из системы принципов, а также постановок задач и основных методов их решения, американский ученый-науковед Кун предложил термин «парадигма» (от греческого paradeigma – пример, образец для подражания). Исторически первой следует считать парадигму «эмоциональных решений». В ее основе лежали исключительно интуиция и опыт. Принципы, заложенные в эту парадигму, требовали главным образом строгого следования традициям, установившимся канонам и этическим нормам. Они были продиктованы срочностью и требовали высокой оперативности решений и действий. Думать и рассуждать, обычно было некогда, а потому и не допускалась инициатива и «творческие» колебания со стороны персонала. Полностью исключалась оценка длительной перспективы в экономических операциях, ориентировка была на текущий момент и не требовалось заблаговременного «стратегического» планирования. Рост масштабов и сложности задач управления, повсеместное внедрение принципов разделения труда и делегирования полномочий со временем потребовали решительного снижения ошибок в выборе наилучшего решения. Это привело к необходимости обобщить опыт и знания, предложить теорию, которая превратила бы их в 20. 20.Влияние паники на подготовку управленческих решений. Словом «паника» обозначают безотчетный ужас внезапно появляющийся у людей при ознакомлении с необычной информацией.Паника (состояние паники) – это кратковременная потеря логики в мыслительной деятельности при подготовке и принятии решений. Причины паники: 1. Патологические медицинские заболевания и психологические расстройства (невротические расстройства, эндогенные и органические заболевания ГМ). 2. Особые социальные состояния (обстоятельства, препятствующие удовлетворению человеком его основных биологических и социальных потребностей). 3. Случайное стечение напряженных ситуаций (в наборе каждодневных ситуаций может быть такое их сочетание, что они усугубляют друг друга). Причины панического настроения: повышенный уровень эмоциональной возбудимости и активности внешней среды; потеря веры в руководство; изнуренность и утомленность работников; пониженный тонус сознательной активности; несоответствие сильной значимости ситуации слабым ожиданиям; паникер на руководящей должности; стечение обстоятельств. Состояние паники – это признак и первый этап развития стресса у человека. Влияние паники рассматривается на 3 уровнях: при подготовке решения, при выполнении решения, при оценке последствий решения. Первый этап характеризует профессионализм будущего решения. На втором этапе базой для паники может быть существенное несоответствие реальных условий выполнения решения запланированным. На третьем этапе базой для паники могут служить прямые и косвенные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Приемы минимизации отрицательных последствий ПРУР в условиях паники: моделирование типовых ситуаций, вызывающих страх у участников и отработка действий по его преодолению; создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств; формирование неприкосновенных запасов питания, энергии, денег и прочее; страхование людей и их ответственности при деятельности повышенного риска; создание сбалансированного портфеля акций и запасов валюты; отработки профессиональных навыков организаторской деятельности: 49 - уяснения и осознания приоритетов потребностей и интересов человека и общества; - умения выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества; - отработки навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопечных людей; - отработки действий по экстремальному графику работы; - отработки навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятельности; - отработки навыков автономной организаторской деятельности; - отработки навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки. Заранее учесть все напряженные ситуации, чреватые страхом, не представляется возможным, только накопление опыта работы с подобными ситуациями позволяет постепенно выработать у руководителей способность к оптимальному поведению во время паники и правильной подготовке и реализации УР.

21. Влияние качеств человека на продолжительность паники.

Среди параметров качеств человека имеются такие, которые способствуют увеличению времени паники: Неопределенность Страх Одержимость Напряженность Внезапность Сложность; и уменьшению его: Воля Профессионализм Опыт Ответственность

Методы принятия решений

Применяют такие процедуры, как научный метод, который состоит из следующих этапов:

§ наблюдение — сбор и анализ информации;

§ формулировка гипотезы (предположения). Матрица БКГ -размер компании /прибыль;

§ верификация — подтверждение достоверности гипотезы.

К основным методам принятия решений относятся:

§ математическое ожидание (платежная матрица). Ожидаемое значение показателя;

§ дерево решений;

§ моделирование. Модель — это уменьшенная, упрощенная копия действительности. Необходимость моделирования обусловлена сложностью процессов, снижением рисков внедрения непосредственно в практику, возможностью прогнозов.

Типы моделей:

§ физическая модель — увеличенное, уменьшенное отображение исследуемого объекта. Структура управления предприятием;

§ аналоговая модель — заменяет исследуемый объект объектом-аналогом, который ведет себя как реальный объект. График зависимости удельных затрат от объема производства;

§ математическая модель. Используются символы и обозначения для описания свойств объекта, формулы.

 

23. метод мозгового штурма при принятии и реализации управленческих решений

Метод индивидуального мозгового штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях. Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса. Метод прямого мозгового штурма. В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников. Метод массового мозгового штурма. Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей. Метод двойного (парного) мозгового штурма Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей. Метод мозгового штурма с оценкой идей Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику. Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование. Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать. Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

24. Факторы, препятствующие и способствующие «мозговому штурму».

Фактором, в наибольшей степени препятствующим мозговому штурму, является критика. Она действует двояко:• заставляет лицо, высказывающее критику, мыслить привычно;мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения (поскольку критика направлена на эти идеи). Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются: • официальность и формальность;• поиск «правильных решений»; • разъяснения и обоснования;• пассивность ведущего.Успеху в появлении идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос о свободе мысли. Другими факторами, способствующими успеху в появлении идей, являются: • активное воображение и желание;• развитие, переработка и соединение высказанных идей;• переработка, удивление и сомнение в имеющемся решении;• поиск аналогов соответствующих проблем, действий и их применение к данной проблеме;• активность ведущего.

25. Аналитические методы

Данные методы основаны на работе руководителя или специалиста с набором аналитических зависимостей. Они определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений, например, "Тише едешь - дальше будешь". "Тише едешь" - это условие, а "дальше будешь" - это результат. В деятельности организаций имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер: зависимости между спросом и предложением, жизненного цикла продукции от времени, производительности труда от квалификации персонала, стиля управления от характера деятельности компании, качества УР от полноты и ценности информации и др. Каждый руководитель имеет некоторый набор таких зависимостей, выработанных интуитивно в течение ряда лет или полученных в результате обучения. Многие эффективные зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Иногда приходится искать эффективные зависимости путем проб и ошибок, неоправданно затрачивая ресурсы. Большой набор ценных зависимостей обычно объявляется конфиденциальной информацией конкретной организации. В век всеобщей информатизации продажа новых разработок в области РУР постепенно становится частью бизнеса. Характерны тем, что между условиями решаемой задачи и её результатами устанавливаются аналитические, формульные зависимости. К этим методам относятся: теория вероятностей, теория марковских процессов, теория массового обслуживания, метод динамики средних. Теория вероятностей - наука о закономерностях в случайных явлениях. С помощью теории вероятностей вырабатываются решения, зависящие от условий случайного характера. Теория марковских процессов разработана для описания операций, развивающихся случайным образом во времени. Теория массового обслуживания рассматривает массовые повторяющиеся процессы. Метод динамики средних применяется в тех случаях, когда можно составить зависимости между условиями операции и её результатом, исходя из средних характеристик условий.

26. Статистические методы

Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ЭВМ. К этим методам относятся: последовательный анализ и метод статистических испытаний. Статистические методы можно применять как на стадии разработки, так и на стадии выбора решений. На стадии разработки после выработки предварительного решения оно обсуждается с коллегами своего или родственного предприятия для учета их положительного опыта (фильтр). Затем принимается окончательное решение. Например, работники бухгалтерии разных организаций часто консультируются друг с другом, прежде чем окончательно оформить набор документов для отчета в налоговой инспекции; руководители многих компаний периодически собираются вместе для обсуждения опыта работы, используя для этого различные поводы: рыбалку, охоту и др.На стадии выбора окончательного УР у работников предприятия уже имеется в наличии (в ЭВМ или в виде различных картотек) постоянно пополняемый набор УР. На самой начальной стадии разработки решений работники используют положительный опыт других организаций и принимают с учетом его окончательное УР. Затем это новое решение с результатами выполнения также войдет в набор УР.Основаны на сборе, обработке и анализе статистических данных, полученных как в результате фактических действий, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний. Последовательный анализ дает возможность принимать решения на основе ряда гипотез, каждая из которых сразу же последовательно проверяется. Метод статистических испытаний (метод Монте-Карло) заключается в том, что ход операций проигрывается (моделируется) на ЭВМ со всеми присущими операции случайностями.

Матричный метод

Метод реализует выбор лучшего решения из набора альтернатив на основе компромисса признаков (критериев), достигнутых заинтересованными сторонами. Компромисс может быть достигнут между двумя, тремя или более заинтересованными сторонами, поэтому матрица признаков может быть двухмерная, трехмерная и т.д. Матричный метод относится к объективным методам РУР. Он применяется при возникновении повторяющихся или сходных ситуаций. При этом в базе данных должен иметься набор альтернативных решений и различных критериев. Задача руководителя состоит в согласовании значений критериев и установлении их приоритетов.

28. Теоретико-игровые методы

служат для обоснования решений в условиях неопределенности обстановки. К теоретико-игровым методам относятся: теория игр и теория статистических решений. Теория игр используется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызвана сознательными, злонамеренными действиями конфликтующей стороны. Теория статистических решений применяется тогда, когда неопределенность обстановки вызвана объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны, либо носят случайный характер.

Теоретико–игровой метод основан на разработке и принятии решения в форме деловой игры, организованной как совещание. Метод опирается на интеллектуальную модель компании и аппарат экономико-математических соотношений. Использование данного метода эффективно:

· при принятии ответственных решений, определяющих развитие компании или судьбу персонала;

· в крупных по численности персонала компаниях;

· при большем объеме информации, трудностях или недостатке времени на ее обработку;

· при высокой достоверности и эффективности математических или логических зависимостей, а также при большем доверии к ним со стороны руководителя.

Теоретико-игровой метод гарантирует высокую эффективность управленческих решений и достижение цели.

 

29. Эвристические методы принятия решения. Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствующих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы являются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеется типовая методика их реализации. Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулировании мышления. Неслучайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.

30. Экспертный метод принятия управленческих решений

основан на совокупном мнении специалистов (экспертов), обычно в пересекающихся областях деятельности. Данный метод - субъективный, не гарантирующий высокой эффективности и достижения целей, т.к. результат сильно зависит от правильности формирования экспертной группы, компетентности самого эксперта, выбранного метода проведения экспертизы проектов решения. Разновидностей экспертного метода достаточно много. Среди них следует отметить: 1. Метод большинства, основывающийся на мнении простого или подавляющего числа экспертов. 2. Метод средней оценки, заключающийся в усреднении оценок всех экспертов по какому-либо правилу (средневзвешенному, среднеарифметическому, среднеквадратическому и др.) 3. Метод Дельфи, который реализуется следующим образом:приглашают 5-12 экспертов, которые не знакомы друг с другом; каждому эксперту дается предмет оценки (процесс или явление); письменные мнения экспертов разделяют на две части по близости результата оценки. Возможно, что все придут к одинаковому мнению, а, возможно, нет. Если оценки экспертов будут очень близки, то они и принимаются за окончательный результат, если имеются существенные различия, то процесс экспертизы продолжается;оценки и аргументация меньшинства экспертной комиссии передаются большинству для анализа;если большинство экспертов соглашается с аргументацией и оценками меньшинства, то процесс экспертизы заканчивается. В случае, когда большинство не согласно с оценками и аргументацией меньшинства, процесс экспертизы продолжается; оценки и аргументации большинства экспертов передаются меньшинству; этот процесс согласований продолжается либо до полного согласия, либо до категорического противостояния;в случае согласия, процесс экспертизы заканчивается, а в случае противостояния организатор экспертизы доводит до сведения руководителя разные результаты экспертизы. Руководитель может под свою ответственность, принять тот или иной результат экспертизы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...