Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Список литературы. раздел второй. прикладная акмеология. Глава VII. Виды прикладной акмеологии. 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания




Резюме

Неправомерно переносить на людей и их группы (сообщества) способы выработки оценок явлений, схемы принятия решений, ходы мысли, выработанные (и пригодные) при работе с неживыми, техническими объектами. Люди в одно и то же время характеризуются свойствами разных уровней (они и природные организмы, и инициаторы деятельности, и существа, регулирующие свою активность выработанными в обществе идеалами, нормами – разрешениями, запретами и т. п. ).

Люди и их группы принципиально нестандартны. И это требует конкретного, индивидуального подхода (учета их неповторимого опыта, возможностей, ограничений), в частности, в деле руководства, государственного управления ими.

Поскольку профессиональная деятельность, общество предъявляют к людям и группам некоторые единые требования, возникающее противоречие разрешается на пути формирования своеобразного стиля (" почерка" ) деятельности.

Список литературы

Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000

Кабаченко Т. С. Психология управления. М., 2000

Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1996.

Толочек В А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000

Управление персоналом. 2-е изд. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2001.

© Климов Е. А., 2002

раздел второй

прикладная акмеология

Глава VII

Виды прикладной акмеологии

 

Предмет и задачи прикладной акмеологии

План

1. Прикладные теории в структуре акмеологического знания.

2. Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии.

3. Критерии выделения прикладных областей акмеологии.

Ключевые слова: фундаментальные теории, прикладные теории, инновационные акмеологические технологии, методологические основания прикладной акмеологии.

Содержание ключевых слов:

структура акмеологического знания – содержит, как и в любой другой науке, основные компоненты: знания о предмете и методологические знания (знание о знании), что позволяет выделять теоретическую акмеологию и эмпирические акмеологические исследования (уровни акмеологического знания), а также фундаментальную и прикладную акмеологии, в зависимости от научных или практических ориентации;

- фундаментальные теории – ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием акмеологического знания, его понятийно-категориального и концептуального аппарата, а также фундаментальных методов акмеологического исследования;

- прикладные теории – ставят цели поиска средств для решения конкретных проблем в определенных практических областях человеческой деятельности для их развития и совершенствования.

 

1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания

 

Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта – предмета).

Деление акмеологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнем знания (теоретическое и эмпирическое). Деление на фундаментальные и прикладные теории – с ориентацией (функцией) акмеологии: решает ли она собственно научные или практические задачи. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии. Если цель эмпирического исследования – построение теории, то оно относится к фундаментальной акмеологии; если его цель – разработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной акмеологии.

Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи – преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.

Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.

Фундаментальные теории ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авторских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопроса: " Что познается? " (объект, предмет, проблема) и " Как познается? " (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познавательных задач.

Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос " Для чего познается? ".

Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.

Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача – найти пути и способы использования •познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают, для чего необходимо, например, личностно – профессиональное развитие государственных служащих.

Прикладной (практический) характер психолого-акмеологических теорий определяется тем вкладом, который он вносит в теорию, прямо связанным с решением задач развития (совершенствования, преобразования и т. п. ).

Признак " фундаментальности" не совпадает с признаком " теоретичности", и наоборот, хотя второй термин и употребляется часто как синоним первого. " Теоретический" означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставление с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как " практический аспект", " прикладная функция" вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

Таким образом, деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.

То же относится и к эмпирическим акмеологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологических теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой через две из ее функций: познавательную и практическую.

Итак, термины " фундаментальный" и " прикладной" обозначают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам " теоретический" и " эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором – уровень абстракции.

Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, целевой установке и т. д. ), т. е. построение их типологий, в конечном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную структуру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сферы, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и акмеологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета акмеологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.

 

Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии

 

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии метанаучной рефлексии, обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философском, гуманитарном, социально-научном. При этом под акмеологической парадигмой понимается не только ее самостоятельность, разграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющееся знание о человеке не может объяснять проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиции антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии); это рассогласование между науками приводит к их кризису, в результате которого им на смену приходит новая парадигма, способная объяснять новую систему научных фактов, теорий, методов. О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Таким основным объектом акмеологии является профессиональная деятельность и личностное развитие специалистов. Этот объект равно и инновативный для современной отечественной науки, и актуальный, требующий решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличиях от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

Институционально – организационный критерий: формы ис-титуционализации и организации акмеологической научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т. п. ) деятельности.

Этический критерий, который, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам ак-меолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную этику и ментальность, духовность у своего основного объекта – госслужащих.

Итак, парадигмальный статус акмеологии заключается в признании научным сообществом складывающихся представлений о предмете и объекте акмеологической науки, ее основополагающих теорий, специфических методологических принципов и методов исследования, различного рода концепций, подходов и технологий. Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных оснований, позволяет акмеологии на уровне своей метатеории развиваться в трех основных парадигмальных направлениях: психотехнологическом, социокультурном и мыследеятельностном, каждое из которых имеет свои специфические технологии, методы, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Это системное метатеоретическое развитие акмеологии позволяет видеть в перспективе ее проблемное (предметно-объектное) поле гораздо более широким и глубоким по сравнению с уже сложившимися тремя акмеологическими парадигмами: профессиональная компетентность работников, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.

 

Критерии выделения прикладных областей акмеологии

 

Анализ развития акмеологического знания позволяет выделить следующие критериальные подходы формирования прикладных областей акмеологии:

1. Построение объектно-предметного поля акмеологии в системе общественных и социальных отношений говорит о правомерности экономической, политической, педагогической, управленческой, социальной, социокультурной и т. п. акмеологии, где для всех этих акмеологических наук имеются довольно хорошо разработанные мировой и отечественной наукой основные социальные, экономические, политические, антропологические, педагогические, этнологические и общие концептуальные и методологические принципы и методы социальных наук.

Следует заметить, что здесь зачастую пограничный рубеж между прикладной и фундаментальной акмеологией очень прозрачен. Фундаментальные теории акмеологии ориентируются на принципы междисциплинарного, комплексного и интегративного исследования, поэтому при наличии или отсутствии этих принципов та же социальная, или антропологическая, или этнопсихологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным).

2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет – профессионально-деятельностное " акме", что предполагает отраслевой предметно – дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего, социального работника, военнослужащего, педагога и т. д.

3. Актуальные и инновационные области профессиональной деятельности, где степень актуализации зависит:

– от социальной престижности профессии (журналист, предприниматель, банковский служащий, программист, переводчик и т. д.;

– от степени экстремальности ситуаций (профессии военнослужащих, космические, юридические и т. п. );

– от кризисной ситуации в обществе в целом, выдвигающей такие профессии, как политологи, экономисты, депутаты, экологи, этнологи и т. д.

Методологическое обеспечение прикладных областей акмеологии активно выражается в разработке акмеологических технологий, направленных на прямое воздействие на человека, коллектив, организацию: акмеологическое консультирование в развивающихся организациях; акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности; организация и функционирование психолого-акмеологической службы; формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности; психологический тренинг в системе подготовки кадров; принципы управления сотворчеством в деятельности; технология рефлексивно-психологической работы с коллективом в интенсивно-инновационной парарефлексии; соционическая диагностика; психодиагностика; социокультурная диагностика; локальные и региональные уровни проблемности в ней; игромоделирование; технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основания эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала; технология формирования аутопсихологической компетентности личности; технология телесно-ориентированной психоэнергетической самозащиты; технология использования акмеологического воздействия в профессиональной деятельности; информационные технологии в структуре прикладной акмеологии и т. д.

" Прикладная" методология в акмеологии разрабатывает также свои специфические акмеологические методы оценки развития личности и деятельности: потенциал личности и его оценки; количественное измерение профессионализма; динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости; построение акмеограммы профессии и т. д.

Основные тенденции и перспективные направления развития акмеологии как научной и прикладной дисциплины, укрепление ее парадигмального статуса как междисциплинарной, интегративной науки о человеке будет осуществляться за счет соединения инновационных технологий: мыследеятельностных, социокультурных и психологических, их актуальных методик и техник, а также за счет расширения функций акмеологии: не только исследовательских, но обучающих и развивающих и особенно функций, направленных на решение проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...