Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание творческого отношения к досугу




Воспитание творческого отношения к досугу

 

В тесной связи со всем сказанным выше находится и проблема досуга – не менее больная сегодня. Дело не в том, что у молодежи, перегруженной занятиями, нет времени ни на что другое. Вопрос в другом – как она может использовать свое свободное время? Как внушить молодым людям желание посещать концерты классической музыки, если билеты на них и компакт‑ диски хорошего качества недоступны – теперь уже по цене – не только студентам, но и педагогам, сеющим «разумное, доброе, вечное». Как приобщить к искусству, если нынче в обнищавших библиотеках нет художественных альбомов? Доступны хотя бы музеи, но и туда сложно направить молодых людей, воспитанных самой жизнью на «пофигизме». Чтобы внушить вкус к подобным вещам, педагог должен быть, по крайней мере, сам проникнут таким чувством.

Очень нелепый в нынешних условиях пример: как объяснить нашему человеку, что дача или приусадебный участок предполагают отдых на них, любование природой, а работу лишь в меру собственного удовольствия? Это столь же сложно, как европейцу или американцу внушить мысль, что вместо зеленых газонов полезнее было бы выращивать картошку. И стоит ли увлекаться такими объяснениями, если они могут отвратить молодых людей от помощи родителям, для которых это – необходимое подспорье, чтобы их же, детей, прокормить, одеть‑ обуть и обучить? Оставшись в таком неизбежном круге, сегодняшние девушки и юноши обречены повторить безотрадный путь своих родителей. Но пусть молодежь видит, что сегодня образование дает выход из круга.

Еще один жизненный круг – механическое противопоставление рабочего времени и досуга. Дело не в том, чтобы лишить людей досуга (что сейчас, кстати, и происходит), а сделать досуг интересным, плодотворным, радостным. Ущербность, бессмысленность досуга (как тупого убивания времени между работой и снова работой), ставшая болезнью нашего времени (и не только у нас), лишь отчасти может быть списана на развал экономики, нищету материальную.

Здоровый образ жизни – не только полноценное, рациональное питание, своевременный сон и т. д. Он предполагает еще и органичную взаимосвязь образования, труда, отдыха как одно из важнейших условий гуманизации образа жизни, гуманистической самореализации. Скольких мы встречаем неугомонных стариков, которые, даже будучи достаточно обеспеченными, интересуются всем, занимаются без всякого принуждения и не для пресловутой галочки той самой общественно полезной деятельностью. Можно по‑ разному их воспринимать – с раздражением как людей «не от мира сего» или с пониманием, что «сей мир» еще очень незрел, потому в нем и мало таких, в сущности, счастливых людей. Замечено, что люди, увлеченные, с разнообразными интересами, живут долго и в ладу с собой, их не гложут зависть, сознание никчемности, впустую потраченной жизни. Замечено и другое. Как правило, у таких людей убежденность в верности своего пути поддерживается правильно выбранным спутником жизни, здоровой, доброжелательной атмосферой в семье.

 

Воспитание гуманизма в семейных отношениях

 

Семейные отношения – особый предмет разговора. Не будет преувеличением сказать, что они являются критериями не только семьи, но и государства в целом. Поскольку духовное, нравственное, мировоззренческое формирование происходит прежде всего в семье, то гуманизация общественных отношений только с нее и может начинаться. Речь в данном случае идет не об отсутствии родительского внимания и заботы. В том‑ то и дело, что, сохраняясь как важнейшая хозяйственно‑ экономическая ячейка общества (маленькое государство), семья продолжает оставаться средством экономического и духовного закабаления, навязывания тех представлений о жизни, на которых воспитано старшее поколение. В наших условиях эта проблема стоит особенно остро и далеко выходит за пределы извечной проблемы «отцов и детей», ведь авторитарная модель воспитания воспринимается у нас как единственно правильная в наибольшей степени как раз теми родителями, которые более всего пекутся о детях. «Мал еще иметь свое мнение», «Вот будешь содержать семью, тогда и будешь говорить» – типичные образцы высказываний семейных лидеров, воспитанных нашим домостроем. Вместе с тем семья призвана быть важнейшей гуманитарной ячейкой общества, основой духовного становления и развития, где ее члены вместо нравоучений (особенно благодаря «короткому поводку» экономической зависимости) могли бы учиться друг у друга. Вполне естественно, например, чтобы авторитетным было мнение человека, который в данном вопросе лучше разбирается. И нет ничего зазорного, если кто‑ то из родителей обращается к своим отпрыскам по вопросам, связанным с компьютером.

Неопытность, наивность детей могут умилять сейчас только до определенного возраста, а сюсюканье с детьми и грубое пренебрежение их мнением, запросами личности, по существу, тесно взаимосвязаны. В современной семье наряду с безусловной готовностью родителей к самопожертвованию ради детей вполне естественно воспитывать вовлеченную (committed) любовь, когда любой член семьи готов поступиться ради другого.

Сильно ли разнятся дружба и любовь? В здоровых браках пылкая и страстная любовь с годами переходит в своеобразную дружбу, единство по духу, и это служит наилучшим воспитательным примером. В своей нелепой приверженности к иностранным словечкам («делать любовь! ») мы не вспомним, что в русском языке синонимом слова «любить» было «жалеть». Не унижающая, оскорбительная жалость, а когда сердце сжимается, когда слезы наворачиваются. Будет ли это понятно тем, кто «делает любовь»? А в Армении говорят, когда очень сильно любят (когда сердце сжимается): «чтоб твою боль я взял на себя». Не так ли и по отношению к другу, если это истинная дружба? Разве дружба в свою очередь не предполагает любовь к другу, переживание – «жалость»?

Много лет назад в «Комсомольской правде» было опубликовано письмо молодых супругов, в котором сообщалось, что хотя они «простые советские инженеры» и очень мало зарабатывают, но не хнычут. Когда другие после работы отдыхают, смотрят телевизор, лежа на диване, они строят дом. Публикация так и была озаглавлена: «Мы строим дом». Почему‑ то первая мысль, которая пришла в голову после ее прочтения, была: «Они неминуемо разведутся». Конечно, нерадостное предсказание никогда не удалось бы проверить, если бы. года через три не появилось их новое письмо: «Мы дом построили», после чего разошлись, дом продали. Нетрудно понять, почему. Так получилось, что единственным, объединяющим молодых супругов, оказалось с самого начала строительство дома, в процессе которого они потеряли (или так и не приобрели) духовное единство, которое поддерживает всю жизнь счастливые семьи. В сущности, они забыли друг друга, став вместо семьи строительной бригадой, распавшейся после завершения работы.

Приводя подобные примеры, приходится ловить себя на мысли об их уместности на страницах учебника. Перевешивает, однако, воспитательное значение таких примеров, в котором постоянно убеждает педагогическая практика. Достаточно показательны и подобные сомнения – как свидетельство укорененности стереотипов – в данном случае в представлениях об учебниках.

Последний пример выходит за пределы семейных отношений. По существу, здесь мы вновь сталкиваемся с ключевой для гуманистической этики проблемой соотношения «свободы от» и «свободы для». Приобретя свободу «от» тех или иных обстоятельств (в данном случае материальных), далеко не всегда удается воплотить ее в свободу «для». Конечно, здесь очень важно, какой ценой досталась свобода «от», но форма ее использования в огромной степени связана с образованием и воспитанием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...